Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа
Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75
- разграничение компетенций чиновников;
- уменьшение
сферы действия личного
- установление
четкого порядка
- ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.
17. Контроль
за переходом государственных
служащих на должности
18. Повышение
престижа государственной
19. Разработка и реализация ведомственных антикоррупционных программ.[42]
Целесообразность их реализации обусловлена тем, что каждому ведомству присуща определенная специфика и структура коррупционных преступлений, а также и механизм их совершения. Указанные программы целесообразно формировать и осуществлять с привлечением сторонних специалистов, направляемых в соответствующие ведомства
органами, специализирующимися в борьбе с коррупцией. В ведомственные
антикоррупционные программы могут быть включены, в частности: выработка мер по ограничению «вертикальной» коррупции (системы незаконных выплат нижестоящими чиновниками вышестоящим); повышение эффективности контроля вышестоящих
чиновников за нижестоящими с помощью переноса акцента с формального контроля за исполнением на контроль соответствия действий подчиненного поставленным задачам;
усиление контроля и мер ответственности за недостатки в работе с гражданами; уменьшение дефицита доступа к государственным услугам; обеспечение специального режима работы должностных лиц по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу).
В сфере деятельности судов и правоохранительных органов:
20. Повышение
уровня использования
Необходимо распространять практику применения гражданских исков со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб.
21. Повышение квалификации кадров, занимающихся борьбой с коррупцией.
22. Повышение уровня социального обеспечения работников правоохранительных органов.
23. Повышение
уровня технического
В сфере пропаганды и образования:
24. Популяризация
примеров успешных
25. Стимулирование
деятельности общественных
26. Мониторинг
коррупционных правонарушений
27. Опубликование отчетов о состоянии коррупции и реализации мер
антикоррупционной политики.
28. Ведение обособленных регистров лиц, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты уголовному наказанию или административному взысканию за совершение коррупционных правонарушений, в том числе преступлений.
29. Составление и опубликование рейтингов территорий и объектов,
характеризующихся как наиболее низкими, так и высокими показателями коррупционной пораженности.
30. Важная роль
в борьбе с коррупцией
информации. Их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но и пропагандировать антикоррупционную программу, сообщать о ее успехах,
учить граждан навыкам антикоррупционного поведения, формировать новые нормы гражданской морали.
С учетом того,
что коррупция приобретает
3.2.1 Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией
Общественность обладает знаниями и связями, необходимыми для решения всеобщих проблем, включая коррупцию. И у нее есть обоснованный интерес бороться против коррупции. В большинстве случаев в коррупцию в обществе вовлечены два главных действующих лица - правительство и частный сектор. Как правило, граждане оказываются главной жертвой коррупции. Способность общественности контролировать, выявлять и пресекать коррупционную деятельность государственных чиновников повышается благодаря изучению местных проблем. Действительно, на местном уровне можно и нужно приобретать опыт и уверенность, необходимые для действий на общегосударственном уровне. Ссылаясь на необходимость привлечения общественности к управлению, один политический аналитик заметил, что «на дело развития ушло три десятка лет при ставке на государство и еще один десяток при ставке на рыночные силы. Пора испытать третий вариант - ввести сдержки и противовесы на излишек государственного централизма и
рыночной жесткости».[37] Также важно отметить, что общественность может стать частью решения проблемы. Например, предприниматели часто вынуждены давать взятки государственным чиновникам для получения контрактов. Во многих влиятельных кругах существует острое нежелание
Для борьбы с коррупцией необходимы системные усилия всех слоев общества. Эти усилия должны быть направлены на устранение причин и условий возникновения коррупции и ее последствий.
По мнению М. Горного, основными причинами коррупции в странах с экономикой переходного периода являются экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти,
слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных демократических традиций.
К этим причинам следует добавить, учитывая местную специфику, субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства.
Выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:
- общественное осознание опасности коррупции и ее последствий (осознание);
- предупреждение
и предотвращение коррупции (
- верховенство закона и защита прав граждан (пресечение).
Высказываются и другие точки зрения, так, К. Головщинский и С. Пархоменко также выделяют три стратегии: 1 — предупреждение (устранять причины коррупции); 2 — война (карать всех коррупционеров); 3 - пассивное противодействие (ничего делать не надо -рынок сам уменьшит уровень коррупции до приемлемых размеров).
Существует «треугольник» отношений между правительством, бизнесом и
гражданским обществом. Коррупция может пустить корни во всех трех сторонах этого треугольника. Поэтому и теоретически, и практически невозможно одной стороне решить проблему коррупции в изоляции от двух других сторон. Государство должно обеспечить законодательную базу, предоставляющую необходимое пространство для функционирования НКО, включая свободу слова, свободу объединений и свободу образования неправительственных организаций.
Гражданское общество принципиально заинтересовано в создании эффективной этики поведения.
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах
На сегодняшний день тема коррупции в Казахстане в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной.
Коррупция представляет собой серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.
Особенно опасна коррупция
в органах государственной
Согласно Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» мероприятия препятствующие развитию коррупции проводятся во всех органах и всеми должностными лицами в пределах их полномочий.
Так к примеру в
аппарате акима Костанайского района(
В целях недопущения возникновения проявлений коррупции, в принят ряд комплексных мер.
Разработан план мероприятий по реализации отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы.[15]
Обеспечена прозрачность процедур при занятии вакантной административной государственной должности в соответствии с законом РК «О государственной службе», Правилами проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 24 ноября 1999 года N А-202.
Для вновь принятых сотрудников имеется журнал ознакомления с нормами антикоррупционного законодательства, ведется журнал контроля соблюдения сотрудниками Кодекса чести государственных служащих. Также проводится аппаратная учеба по разъяснению норм антикоррупционного законодательства с участием представителей РФ НДП «Нур Отан», органов прокуратуры. На Web-портале создан раздел «Борьба с коррупцией» для обеспечения широкого доступа населения к правовой информации антикоррупционной направленности.
На постоянной основе действует телефон доверия, размещен ящик обращений физических и юридических лиц, в том числе на неправомерные действия должностных лиц. Определен порядок приема граждан руководителем и заместителями акимата района. Ежегодно сотрудники Аппарата в соответствии с законом «О борьбе с коррупцией» представляют в налоговый орган декларацию о доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения.
Указанные меры позволяют снизить риск коррупционных проявлений, а также направлены на открытость и прозрачность работы сотрудников Аппарата.
Отсюда можно увидеть, что проводится ряд мер и процедур по борьбе с коррупцией, гражданам доступна информация антикоррупционной направленности. Открытость и прозрачность деятельности государственных органов –« антидот коррупции».
Борьба с коррупцией
поставлена в Казахстане на государственно-политический
уровень и контролируется непосредственно
Главой государства.
Для борьбы с коррупцией в республике
сформирована законодательная база, приняты
Закон РК "О борьбе с коррупцией",
Указ Президента РК "О дополнительных
мерах по усилению борьбы с преступностью
и коррупцией и дальнейшему совершенствованию
правоохранительной деятельности в Республики
Казахстан", и другие нормативные правовые
акты, а также ряд программ, нацеленных
на сокращение размеров теневой экономики,
борьбу с правонарушениями в сфере экономики
и т.д.
Казахстан первым среди стран СНГ разработал и принял Закон "О борьбе с коррупцией", который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Также целью Закона является расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.
Борьбу с коррупцией
в пределах своей компетенции
обязаны вести все
Впервые в казахстанском законодательстве
предусмотрены меры по стимулированию
антикоррупционного поведения граждан,
возложена обязанность на государственных
служащих по сообщению обо всех случаях,
ставших им известными правонарушений.
Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах