Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 20:35, дипломная работа

Краткое описание

Коррупция в той или иной степени имеет место в любом обществе. Коррупция «сигнализирует», что в отношениях между гражданами, частным сектором и государством что-то неладно, и в качестве симптома этого заболевания она все более и более становится явлением всеобщего характера. Каждый день мы читаем о коррупции в газетах: служение обществу служит лишь удовлетворению личной алчности, а системы общенациональной этики поведения, целью которых является борьба с коррупцией, не справляются со своими задачами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Коррупция, как социальное явление в Республике Казахстан ………….. 6
1.1 История борьбы с коррупцией в Республике Казахстан……………….. 6
1.2 Понятие коррупции, виды и формы ее проявления……………………... 12
1.3 Правовая основа противодействия коррупции………………………….. 17
1.4 Коррупция, угроза Национальной безопасности
Республики Казахстан…………………………………………………………. 22
2 Уголовно-правовая характеристика коррупционных преступлений
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.1 Виды коррупционных преступлений совершаемых
в государственных органах…………………………………………………… 30
2.2 Проблемные вопросы квалификации коррупционных
преступлений и смежных составов…………………………………………… 33
3 Проблемы борьбы с коррупцией в государственных органах
и основные направления ее предупреждения……………………………….. 44
3.1Причины и условия, порождающие коррупцию
в государственных органах……………………………………………………. 44
3.2 Организационные основы противодействия коррупции……………….. 59
Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией........................................ 64
3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах……... 65
3.4 Реализация мер по антикоррупционному воспитанию……………….. 70
Заключение……………………………………………………………………... 73
Список использованных источников………………………………………… 75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом готов.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

- разграничение  компетенций чиновников;

- уменьшение  сферы действия личного усмотрения;

- установление  четкого порядка взаимодействия  чиновников и граждан, при котором гражданам полностью известны их права и обязанности чиновников;

- ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.

17. Контроль  за переходом государственных  служащих на должности руководителей коммерческих предприятий после их увольнения со службы. Во многих странах общепризнанно, что государственное должностное лицо после увольнения в течение установленного периода должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности.

18. Повышение  престижа государственной службы. Установление мер поощрений для государственных служащих, связанных с длительной безупречной службой.

19. Разработка  и реализация ведомственных антикоррупционных программ.[42]

Целесообразность  их реализации обусловлена тем, что  каждому ведомству присуща определенная специфика и структура коррупционных преступлений, а также и механизм их совершения. Указанные программы целесообразно формировать и осуществлять с привлечением сторонних специалистов, направляемых в соответствующие ведомства

органами, специализирующимися  в борьбе с коррупцией. В ведомственные

антикоррупционные программы могут быть включены, в  частности: выработка мер по ограничению «вертикальной» коррупции (системы незаконных выплат нижестоящими чиновниками вышестоящим); повышение эффективности контроля вышестоящих

чиновников  за нижестоящими с помощью переноса акцента с формального контроля за исполнением на контроль соответствия действий подчиненного поставленным задачам;

усиление контроля и мер ответственности за недостатки в работе с гражданами; уменьшение дефицита доступа к государственным услугам; обеспечение специального режима работы должностных лиц по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу).

В сфере деятельности судов и правоохранительных органов:

20. Повышение  уровня использования антикоррупционных  возможностей судов.

Необходимо  распространять практику применения гражданских  исков со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб.

21. Повышение  квалификации кадров, занимающихся  борьбой с коррупцией.

22. Повышение  уровня социального обеспечения работников правоохранительных органов.

23. Повышение  уровня технического обеспечения  правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий.

В сфере пропаганды и образования:

24. Популяризация  примеров успешных антикоррупционных  программ в других странах.

25. Стимулирование  деятельности общественных объединений,  отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции и распространяющих полученную ими информацию.

26. Мониторинг  коррупционных правонарушений в  целом и отдельных их видов.

27. Опубликование  отчетов о состоянии коррупции  и реализации мер

антикоррупционной политики.

28. Ведение обособленных регистров лиц, которые в соответствии с судебными решениями подвергнуты уголовному наказанию или административному взысканию за совершение коррупционных правонарушений, в том числе преступлений.

29. Составление  и опубликование рейтингов территорий и объектов,

характеризующихся как наиболее низкими, так и высокими показателями коррупционной пораженности.

30. Важная роль  в борьбе с коррупцией принадлежит  средствам массовой

информации. Их задача - не только информировать общественность о конкретных случаях коррупции, но и пропагандировать антикоррупционную программу, сообщать о ее успехах,

учить граждан  навыкам антикоррупционного поведения, формировать новые нормы гражданской морали.

С учетом того, что коррупция приобретает транснациональный характер, следует осуществлять и транснационализацию борьбы с коррупцией. Особое внимание должно уделяться вопросам ответственности за коррупцию государственных служащих, организующих международные сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов.

 

3.2.1 Участие общества и граждан в борьбе с коррупцией

Общественность  обладает знаниями и связями, необходимыми для решения всеобщих проблем, включая коррупцию. И у нее есть обоснованный интерес бороться против коррупции. В большинстве случаев в коррупцию в обществе вовлечены два главных действующих лица - правительство и частный сектор. Как правило, граждане оказываются главной жертвой коррупции. Способность общественности контролировать, выявлять и пресекать коррупционную деятельность государственных чиновников повышается благодаря изучению местных проблем. Действительно, на местном уровне можно и нужно приобретать опыт и уверенность, необходимые для действий на общегосударственном уровне. Ссылаясь на необходимость привлечения общественности к управлению, один политический аналитик заметил, что «на дело развития ушло три десятка лет при ставке на государство и еще один десяток при ставке на рыночные силы. Пора испытать третий вариант - ввести сдержки и противовесы на излишек государственного централизма и

рыночной жесткости».[37] Также важно отметить, что общественность может стать частью решения проблемы. Например, предприниматели часто вынуждены давать взятки государственным чиновникам для получения контрактов. Во многих влиятельных кругах существует острое нежелание

Для борьбы с  коррупцией необходимы системные усилия всех слоев общества. Эти усилия должны быть направлены на устранение причин и условий возникновения коррупции и ее последствий.

По мнению М. Горного, основными причинами коррупции  в странах с экономикой переходного периода являются экономический упадок, политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти,

слабость институтов гражданского общества, отсутствие прочных  демократических традиций.

К этим причинам следует добавить, учитывая местную  специфику, субъектный тип политической культуры у подавляющего большинства населения, слабость судебной системы, пренебрежение правом в угоду выгоде, безнаказанность при нарушении законодательства.

Выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

- общественное  осознание опасности коррупции  и ее последствий (осознание);

- предупреждение  и предотвращение коррупции (хорошее  управление);

- верховенство  закона и защита прав граждан  (пресечение).

Высказываются и другие точки зрения, так, К. Головщинский и С. Пархоменко также выделяют три стратегии: 1 — предупреждение (устранять причины коррупции); 2 — война (карать всех коррупционеров); 3 - пассивное противодействие (ничего делать не надо -рынок сам уменьшит уровень коррупции до приемлемых размеров).

Существует  «треугольник» отношений между  правительством, бизнесом и

гражданским обществом. Коррупция может пустить корни  во всех трех сторонах этого треугольника. Поэтому и теоретически, и практически невозможно одной стороне решить проблему коррупции в изоляции от двух других сторон. Государство должно обеспечить законодательную базу, предоставляющую необходимое пространство для функционирования НКО, включая свободу слова, свободу объединений и свободу образования неправительственных организаций.

Гражданское общество принципиально заинтересовано в  создании эффективной этики поведения.

 

          3.3 Перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах

На сегодняшний день тема коррупции в Казахстане в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной.

Коррупция представляет собой серьезный барьер на пути здорового  развития общества, социальное зло, требующее  вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.

Особенно опасна коррупция  в органах государственной власти. В этом случае она представляет собой  симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников. Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы.

Согласно Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»  мероприятия препятствующие развитию коррупции проводятся во всех органах  и всеми должностными лицами в  пределах их полномочий.

Так к примеру в  аппарате акима Костанайского района(далее - Аппарат)     мероприятия по борьбе с коррупцией основаны, прежде всего, на выработке мер по реализации Закона РК «О борьбе с коррупцией», отраслевой Программы по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы.

В целях недопущения  возникновения проявлений коррупции, в  принят ряд комплексных мер.

Разработан план мероприятий  по реализации отраслевой Программы  по противодействию коррупции в  Республике Казахстан на 2011-2015 годы.[15]

Обеспечена прозрачность процедур при занятии вакантной  административной государственной  должности  в соответствии с законом  РК «О государственной службе», Правилами  проведения конкурса на занятие вакантной  административной государственной должности, утвержденных приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 24 ноября 1999 года N А-202.

Для вновь принятых сотрудников  имеется журнал ознакомления с нормами  антикоррупционного законодательства, ведется журнал контроля соблюдения сотрудниками Кодекса чести государственных служащих. Также проводится аппаратная учеба по разъяснению норм антикоррупционного законодательства с участием представителей РФ НДП «Нур Отан», органов прокуратуры. На Web-портале создан раздел  «Борьба с коррупцией» для обеспечения широкого доступа населения к правовой информации антикоррупционной направленности.

На постоянной основе действует телефон доверия,  размещен ящик обращений физических и юридических  лиц, в том числе на неправомерные действия должностных лиц. Определен порядок приема  граждан руководителем и заместителями акимата района. Ежегодно сотрудники Аппарата в соответствии с законом «О борьбе с коррупцией» представляют в налоговый орган декларацию о доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Указанные меры позволяют  снизить риск коррупционных проявлений, а также направлены на открытость и прозрачность работы сотрудников  Аппарата.

Отсюда можно увидеть, что проводится ряд мер и процедур по борьбе с коррупцией, гражданам доступна информация антикоррупционной направленности.  Открытость и прозрачность деятельности государственных органов –« антидот коррупции».

Борьба с коррупцией поставлена в Казахстане на государственно-политический уровень и контролируется непосредственно Главой государства. 
 Для борьбы с коррупцией в республике сформирована законодательная база, приняты Закон РК "О борьбе с коррупцией", Указ Президента РК "О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республики Казахстан", и другие нормативные правовые акты, а также ряд программ, нацеленных на сокращение размеров теневой экономики, борьбу с правонарушениями в сфере экономики и т.д.         

 Казахстан  первым среди стран СНГ разработал и принял Закон "О борьбе с коррупцией", который направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Также целью Закона является расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.          

 Борьбу с коррупцией  в пределах своей компетенции  обязаны вести все государственные  органы и должностные лица. Указ  Президента РК "О дополнительных  мерах по усилению борьбы с  преступностью и коррупцией и  дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в РК" был принят в целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности.[43] В Указе особое внимание уделено вопросам преодоления проблем борьбы с коррупцией и мерам по предупреждению её проявлений. 
          Впервые в казахстанском законодательстве предусмотрены меры по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, возложена  обязанность на государственных служащих по сообщению обо всех случаях, ставших им известными правонарушений.    

Информация о работе Проблемы и перпективы борьбы с коррупцией в государственных органах