Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;
- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл. 27 УК РФ.
Введение
Актуальность темы курсовой
работы «Квалификация дорожно-
Преступные нарушения правил дорожного
движения отличаются значительной распространенностью
и повышенной общественной опасностью.
Успешное расследование дорожно-
Для написания
курсовой работы были
Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования является уголовно-правовая характеристика нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;
- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл. 27 УК РФ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
В Российской Федерации ежегодно регистрируется до 40 тыс. погибших и 600—700 тыс. раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, авиационных, железнодорожных, водных катастроф и крушений. При этом причиняется и колоссальный материальный ущерб гражданам, государству. Поэтому законодатель принимает необходимые меры по правовому регулированию безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Специфика рассматриваемых преступлений, обусловившая выделение норм об ответственности за них в самостоятельную главу, заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.
На сегодняшний день принят ряд законов и подзаконных актов, среди которых основными являются: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения"[1], Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.[2], Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"[3], Кодекс внутреннего водного транспорта РФ[4], Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации"[5], Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г.[6], Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения"[7], Кодекс РФ об административных правонарушениях[8] и др.
Уголовный закон выделяет следующие виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.
Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности. При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям. Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств. В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.
Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России.
В разделе IX Особенной части УК
1996 г. выделена специальная, 27-я глава,
посвященная преступлениям
Родовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.
Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.
С объективной стороны
Большинство составов транспортных преступлений
сформулировано по типу материальных,
когда в диспозициях
Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270). Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268).
Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.
С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270).
Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию). Например, по признаку субъекта Г. О. Петрова подразделяет транспортные преступления на:
а) совершаемые работниками транспорта (ст. 263—266);
б) совершаемые лицами, управляющими транспортными средствами (ст. 264, 270 и 271);
в) совершаемые иными лицами (ст. 267—269)[9].
Такая классификация представляется неудачной. В группу преступлений, совершаемых работниками транспорта, попадают также преступления, которые могут совершаться лицами, не являющимися работниками транспортных организаций (ст. 264), а в группе преступлений, совершаемых иными лицами, оказываются и преступления, которые могут совершаться лицами, управляющими транспортными средствами, в том числе и работниками транспортных организаций.
Б. В. Яцеленко группирует эти преступления на:
1) непосредственно связанные
с нарушением правил
2) непосредственно не
связанные с нарушением правил
безопасности движения и
А. И. Чучаев подразделяет транспортные преступления на деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266—269) и иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270 и 271)[11].
С учетом особенностей
объективной стороны составов
транспортных преступлений
1) преступления, связанные
с нарушением правил
2) преступления, связанные
с обеспечением безопасных