Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование уголовно-правовой характеристики и проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
- исследовать уголовно-правовой состав преступлений, предусмотренных гл. 27 УК РФ, а также квалифицирующие признаки;
- выявить проблемы правового регулирования привлечения к уголовной ответственности по гл. 27 УК РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

3) иные транспортные  преступления (ст. 269).

Глава II. Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

§1. Квалификация преступлений, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

 

Общественная опасность  нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.

Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства  от угроз в связи с эксплуатацией  железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические  средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или  водному (морскому и речному) транспорту.

Под железнодорожным  подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.

 Поезда на рельсовой  основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе  скоростные) к железнодорожному  транспорту не относятся.

Под воздушными транспортными  средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).

К водным транспортным средствам  относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

С объективной стороны  рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.

Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением  Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994 г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.

Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").

Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.

К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими  поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах  и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Обязательным признаком  объективной стороны состава  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь.

С субъективной стороны  рассматриваемое преступление характеризуется  неосторожностью в виде легкомыслия  или небрежности по отношению  к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой  работы или занимаемой должности  лежала обязанность соблюдать правила  безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

В случаях, когда соответствующее  транспортное средство было незаконно  захвачено посторонним лицом, допустившим  при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее последствия, указанные  в ч. 1—3 ст. 263, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263.

Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263) относится к категории  преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В ч. 3 ст. 263 в качестве особо квалифицирующего признака данного  преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или  более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.

 

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.

 Основным объектом  рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.

Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими  транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 28 июня 2002 г. N 472), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности[13].

В постановлении Пленума  Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)" в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной  в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного  средства может быть сознательным, однако отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264).

Содеянное квалифицируется  по ч. 3 ст. 264, если деяние, предусмотренное  ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо  квалифицирующем признаке преступление расценивается как тяжкое.

Информация о работе Проблемы квалификации нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств