Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:03, реферат
Актуальность данной работы заключена в том, что в последнее время широкое распространение получили дискуссии, связанные с проблемой эвтаназии и права на смерть, предпринимаются попытки сформулировать дефиницию смерти и т.д. Определяя смерть, медики, биологи, биоэтики, юристы нацелены, прежде всего, на выяснение критериев, позволяющих фиксировать факт физическо-телесной смерти. Несмотря на это, современная медицина ставит перед юриспруденцией качественно иные вопросы о порядке определения смерти человека. Научные достижения, вне всякого сомнения, должны учитываться при совершенствовании действующих правовых актов, а медицина и юриспруденция не должны противопоставляться друг другу. Не секрет, что в культуре XX века тема эвтаназии была отодвинута на периферию общественного сознания и общественной жизни
Введение ......................................................................................................................
3
1.Теоретические аспекты эвтаназии .........................................................................
4
1.1. Критерии смерти и морально-мировоззренческое
понимание личности ...................................................................................................
4
1.2. Понятие и сущность эвтаназии ...........................................................................
6
2. Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии ................................
10
2.1. Эвтаназия - моральные, правовые и социальные аспекты ..............................
10
2.2.Правовые проблемы эвтаназии в России ...........................................................
16
3. Легализация эвтаназии: международный опыт ....................................................
20
Заключение ..................................................................................................................
21
Используемая литература ..........................................................................................
24
При осуществлении активной эвтаназии, согласно закону, врачи Голландии не должны нарушать ни одного из пяти условий: 1) психические и физические страдания больного очень тяжелые без перспективы устранения; 2) больной действительно хочет умереть и просит об эвтаназии недвусмысленно и неоднократно; 3) решение больного независимое и принято на основе хорошей информированности; 4) все виды альтернативной помощи исчерпаны или отвергнуты; 5) врач, принимающий такое решение, консультируется с коллегой. Кроме того, умерщвление больного должно осуществляться способом, «приемлемым с медицинской точки зрения», т.е. не причиняющим дополнительных страданий пациенту и при помощи медицинских средств, препаратов и т.п.
Спустя два года примеру Голландии последовала Бельгия. В мае 2002 г. нижней палатой парламента этого государства был принят закон, легализующий эвтаназию. В отличие от Голландии, в Бельгии эвтаназия не может быть применена к несовершеннолетним. Другие основания для обращения к этой крайней мере весьма сходны с теми, что установлены в законодательстве Голландии. В частности, эвтаназия признается оправданной лишь тогда, когда больной страдает от «постоянной и невыносимой физической или психологической боли», ставшей результатом несчастного случая или неизлечимой болезни. Пациенты, обращающиеся с просьбой об эвтаназии, должны находиться в сознании, быть информированными о своем заболевании и его прогнозе и самостоятельно сообщить врачам о своем желании уйти из жизни. Вместе с тем даже принятие мер, способных свести к минимуму возможные злоупотребления со стороны врачей при осуществлении эвтаназии, не смогло смягчить противников последней. Ряд депутатов и общественных деятелей Бельгии заявил о своем намерении обратиться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с тем, чтобы оспорить положения рассматриваемого закона. Таким образом, Голландия и Бельгия — два государства, которые сделали решительный шаг по юридическому оформлению эвтаназии, осуществляемой при соблюдении ряда условий.
Заключение.
Эвтаназия легкая смерть.
Итак, эвтаназия в переводе с греческого это значит «легкая смерть». В наше время это, как правило, означает помощь врача больному в совершении самоубийства с применением сильнодействующих медицинских препаратов (снотворное, наркотические средства). При этом происходит тихая, спокойная смерть - больной просто засыпает и никогда уже не проснется. Эвтаназия есть вопрос не о сущности смерти, но о сущности и способе умирания, перед которым оказывается человек при подходе к последней черте земного существования. И потому идея эвтаназии глубоко погружена в контекст философских, моральных, правовых и психологических проблем, от разрешения которых зависит судьба эвтаназии как института - морально-правовая легитимность и ее легализация.
Событие эвтаназии, являясь юридическим фактом, в то же время не может быть гносеологическим объектом права в классическом смысле. Отношения к эвтаназии зачастую находятся за рамками правовых отношений. Особенности исследования феномена темы эвтаназии состоят в том, что онтологическая укорененность события смерти по-разному проявляется в различных культурах. Зарубежная практика эвтаназии представляет собой попытку «обойти» противоречие между правом и медицинской моралью в вопросе о допустимости добровольной эвтаназии. Основная позиция права состоит в том, что жизнь имеет равную ценность на всех стадиях процесса жизнедеятельности, вплоть до наступления естественной смерти. Жизнь - абсолютное благо, поэтому любая смерть, причиненная действиями другого человека, может повлечь обвинение в убийстве. Медицинская мораль, исходным началом которой являются высшие интересы конкретного пациента с учетом его конкретной медицинской ситуации, не приемлет присущего праву подхода к вопросу о жизни и смерти. Ее отношение к эвтаназии определяется двумя критериями: выражение свободной воли лица в отношении своей жизни и смерти и наличие медицинских аргументов в поддержку вмешательства в процесс умирания. В настоящее время пассивная эвтаназия законодательно разрешена в ряде государств мира. Таким образом, поскольку сегодня такое явление, как эвтаназия, уже объективно существует в ряде демократических государств, важен вопрос не о том, разрешать, или не разрешать врачам применение эвтаназии, а о том, при каких обстоятельствах ее допускать и как должен быть организован контроль за правомерностью ее осуществления.
Предписание о праве человека на жизнь гарантировано государством и содержится в конституциях практически всех стран мира. Одно из проявлений данной гарантии заключается в том, что человек, застигнутый при попытке совершения самоубийства, принудительно возвращается к жизни, то есть он не имеет законных оснований осуществлять свободу выбора между жизнью и смертью, что уже содержит противоречие. Право на смерть необходимо расценивать как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным им и доступным ему способом, так как, отказывая человеку в праве на смерть, государство и общество тем самым ограничивают человека в свободе. Однако принцип «права человека» не содержит никаких препятствий к совершению самоубийства. Эвтаназия как способ медицинского решения проблемы смерти по российскому законодательству в любом ее проявлении считается правонарушением и преследуется со стороны закона. Однако законодательный запрет эвтаназии не снимает наличие активных споров и широкого обсуждения ее этических и юридических проблем. Учитывая наличие в практике стихийного, нелегального, нерегламентированного применения эвтаназии, в основе которой во многих случаях лежат гуманные побуждения, необходимо обратиться к правовой регламентации пассивной эвтаназии.
В ряду биоэтических вопросов выделение терминов «прямая» и «непрямая» эвтаназия на первый план выводит проблему намерения и цели. Особенно важным это различие может выступить в практике обслуживания безнадежных пациентов - в ситуациях, при которых применение пассивной эвтаназии является справедливым и действительно может рассматриваться как гуманное отношение к умирающему больному, ибо, обладая неотъемлемым конституционным правом на жизнь, он должен в соответствии с международными нормами при определенных обстоятельствах иметь право решать вопрос о ее прекращении.
Разрешение применения эвтаназии, как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, по решению врачей или согласию родственников неизбежно приводит:
- к криминализации медицины и к потере доверия общества к институту здравоохранения;
- к умалению достоинства врача
и извращению его
- к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения пока еще неизлечимых заболеваний и т.п.;
- к распространению в обществе
принципов цинизма, нигилизма
и нравственной деградации в
целом, что неизбежно при
Христианское учение запрещает самоубийство. Жизнь дается Богом и принадлежит Ему. Врач не должен присваивать божественное право. Его задача - продлить жизнь и облегчить страдания больного. Таково мнение большинства российских медиков.
На наш взгляд, легализация эвтаназии в России, включая ее пассивную форму, несмотря на толерантное отношение к последней врачей, недопустима. Даже если не брать в расчет нравственно-этические и религиозные аспекты эвтаназии, которые в данном случае имеют немаловажное значение, и исходить из существующей в нашей стране правовой ситуации, следует признать, что придание эвтаназии правомерного, легального характера чревато наступлением целого ряда негативных последствий.
Во-первых, критерий неизлечимости трудно определим, ибо сегодня можно ожидать от науки исцеления от серьезных болезней или хотя бы уменьшения страданий больных.
Во-вторых, трудно будет установить добровольность принятия решения даже тем лицом, которое просит о том, чтобы прекратили его существование.
В-третьих, ее легализация привела бы к недопустимому нажиму на некоторых инвалидов, стариков и неизлечимо больных, которые еще хотели бы пожить, но которые в то же время признаны «бесполезным и тяжким бременем» для общества.
В-четвертых, эвтаназия парализовала бы всякий научный прогресс. Поскольку лишение жизни тяжело и неизлечимо больных будет разрешено законодателем, то медицинскому персоналу незачем ломать голову над тем, как облегчить страдания больного медикаментозными, психологическими и другими средствами, ученым-биологам и генетикам незачем изобретать новые средства борьбы с раком, СПИДом и прочими, угрожающими жизни болезнями, и т.д. Легализация эвтаназии будет нацеливать врачей на то, чтобы прерывать мучения пациента посредством смертельной инъекции или отключения аппарата, поддерживающего функции человеческого организма.
В условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться всредство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и лечение которых недостает денежных средств.
1. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика - № 1. - 2000.
2. Акопов В.И., Бова А.А. - Сборник докладов первой международной конференции «Общество, медицина, закон». Кисловодск. - 1999.
3. Врачебные ассоциации. - Сборник официальных документов // Под ред. В.Н. Уранова. - М.: Медицина, 2004. - 520 с.
4. Горский А.К. Сетницкий Н.А. Смертобожество, Кн. 2. - М.: Путь, 2005 - 592 с.
5. Долецкий С.Я. - Комсомольская правда. - 27.03.92
6. Дмитриев Ю.А. Конституционное
право человека в Российской
Федерации на осуществление
7. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право - № 11 - 2000.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство. - М.: Наука и Образование, 2004. - 429 с.
9. Иванюшкин В.Я., Дубова Е.А. - Вестник АМН СССР. - № 6. - 1994.
10. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление: монография. - М.: Буквоед, 2006. - 481 с.
Информация о работе Проблемы морально-правового регулирования эвтаназии