Проблемы расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:29, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является комплексная разработка научных вопросов методики расследования действий дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: а) изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по выбранной теме; б) собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о случаях обнаружения данного вида преступления; в) рассмотреть криминалистическую характеристику, раскрыть содержание всех ее элементов, осветить взаимосвязь и взаимозависимости между ними; г) проанализировать содержание, последовательность и тактику проведения первоначальных и последующих оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, сообразуясь со спецификой предмета доказывания по уголовным делам, возбужденным по данному факту; рассмотреть аспекты взаимодействия следователя с органом дознания; д) изучить проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий при доказывании по исследуемой категории дел, наиболее действенные его способы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА 7
1.1 Обстановка совершения преступления 7
1.2 Типичные способы и мотивы совершения преступлений 14
1.3 Личность жертвы и вероятного преступника 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА 25
2.1 Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению. 25
2.2. Типичные ситуации первоначального этапа и организация расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества 27
2.3 Взаимодействие следователя с другими службами 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА. 39
3.1 Особенности организации и проведения осмотр места происшествия 39
3.2 Особенности организации и производства допросов 47
3.3 Особенности назначение судебных экспертиз 55
3.4 Особенности организации производства обыска и выемки 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Вложенные файлы: 1 файл

Методика расследования дезорг 2012.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст. 150 УПК  РФ, по делам о дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества обязательно производство предварительного следствия, которое проводят следователи прокуратуры.

Продолжительность предварительной проверки зависит от конкретной ситуации, складывающейся после получения первоначальной информации.

К обстоятельствам, подлежащим установлению можно отнести: имело ли место преступление или административное правонарушение; способ совершения преступления; время, место и другие обстоятельства совершения преступления; совершено ли данное преступление одним лицом или группой лиц; личности преступников, роль каждого в преступной группе; мотивы совершения преступления; обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность обвиняемых; степень вреда здоровью потерпевшего; была ли дезорганизация деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, сопряжена с другим преступлением, если да, то с каким именно; обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

2.2. Типичные ситуации  первоначального этапа и организация  расследования дезорганизации  деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества

 

Этап – это отдельный  момент, стадия в развитии какого-либо процесса, некоторой деятельности, в том числе в процессе расследования преступлений28.

С  70-х годов ХХ столетия в криминалистических работах преобладающим стало деление процесса расследования на два этапа: первоначальный и последующий. В своей работе мы будем придерживаться именно этого мнения, т.к. по нашему мнению такое деление является наиболее целесообразным.

Для первоначального  этапа расследования характерно решение следующих задач: проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинутые на основе данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела. Кроме того, по рассматриваемым делам, могут быть частично рассмотрены версии о субъекте совершения преступления, о мотиве преступления, о месте, времени и способе совершения преступления; уяснить факты, подлежащие исследованию; безотлагательно собрать и закрепить доказательства, могущие быть утраченными, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления29.

Следует отметить, что  на первоначальном этапе расследования  преступления выполняются, в первую очередь неотложные следственные действия.

При расследовании дело о дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества на первоначальном этапе возможны следующие типичные следственные ситуации: лицо, подозреваемое в совершении преступления, задержано; лицо, совершившее преступление, неизвестно.

При первой следственной ситуации необходимо выполнить следующие следственные действия: задержать и произвести личный обыск подозреваемых. В ходе необходимо изъять одежду подозреваемого, т.к. на ней могут остаться следы крови, слюны… потерпевшего, а также следы борьбы. В одежде может быть спрятано орудие совершения преступления; осмотреть место совершения преступления; допросить потерпевшего; допросить свидетелей совершения преступления; допросить подозреваемых; произвести обыски в местах содержания подозреваемых; назначить судебно-медицинскую экспертизу в отношении потерпевшего с целью установления степени вреда здоровью, причиненного в результате совершения данного преступления; биологическую, дактилоскопическую.

Для второй следственной ситуации характерны следующие следственные действия: осмотр места происшествия; допрос потерпевшего в ходе, которого необходимо установить приметы преступника, лицо которого сам потерпевший подозревает в совершении преступления, причину совершения преступления; допрос свидетелей преступления; назначение судебных экспертиз; поручение органам дознания производства ОРМ, с целью установления лиц, совершивших данное преступление.

В ходе дальнейшей работы по расследованию и раскрытию  данного преступления следователь  постоянно сопоставляет информацию, полученную из показаний участников расследуемого события, с той информацией, которая содержится в материальных следах преступления и в иных фактических данных, собранных по делу. Результаты этого сопоставления, сравнения, анализа и обобщения служат исходным материалом, на базе которого им намечаются реальные версии и меры по установлению и задержанию преступника30.

На последующем этапе  расследования проводятся следующие следственные действия: допросы свидетелей; допросы обвиняемых; очные ставки между обвиняемыми, потерпевшим и свидетелями; дополнительные осмотры места происшествия; осмотры предметов; проверка показаний на месте с участием потерпевшего , свидетелей, обвиняемого; обыски, в камере обвиняемого; следственные эксперименты; назначение судебных экспертиз, в том числе повторных и дополнительных.

Органам дознания поручается производство ОРМ с целью установления возможных очевидцев преступления, поиска орудий преступления и иных вещественных доказательств.

Организация окончания  расследования – это прежде всего  осмысливание следователем (дознавателем) всей собранной информации по делу. Следователь (дознаватель) должен проверить, все ли построенные следственные версии проверялись и подтверждена ли полностью одна из них (версия обвинения); соблюдены ли во всех случаях требования уголовно-процессуального закона; достаточно ли доказательств вины обвиняемого, устранены ли противоречия в материалах дела, правильно ли применен уголовный закон. Это основные вопросы, которые следователю (дознавателю) необходимо проверить, прежде чем принять решение об окончании расследования. После этого, в зависимости от сложности дела, планируется ознакомление обвиняемого с материалами и иные заключительные акты. Обвинительное заключение (обвинительный акт) по делу следователю (дознавателю) необходимо начать составлять после окончания действий по привлечению лица в качестве обвиняемого и проверки его возможной причастности к иным преступлениям. Составляя обвинительное заключение (обвинительный акт), следователь (дознаватель) анализирует материалы дела и ясно видит недостатки и упущения расследования. При этом желательно, чтобы у него еще было время для их устранения31.

Правильное планирование расследования имеет важное значения для расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Оно гарантирует качество следствия и соблюдение сроков расследования уголовных дел. Планирование дисциплинирует следователя и придает его работе более целеустремленный характер.

Перед составлением плана  следователь должен тщательно изучить  и проанализировать материалы дела и обстоятельства совершенного преступления, уяснить предстоящий объем работы, правильно определить его. Далее избирается направление расследования. Избирание направления расследования связано с принципами проверки следственных версий, прежде всего, с принципом параллельности их проверки. Все версии одновременно следователь проверять не может, но оценивания уже построенные, отдает предпочтение одной или нескольким, как более вероятным и проверяет их в первую очередь. Вероятность версий и определяет направление расследования. Параллельность проверки означает, что следователь, производя любое следственное действие, направленное в основном на проверку наиболее вероятной версии, должен предусматривать, насколько это возможно, и проверку других версий. Тогда в течение определенного отрезка времени (нескольких дней) версии действительно будут проверяться практически параллельно.

Намечая круг следственных действий по проверке версий и сроки  выполнения следственных действий, следователь должен продумать и последовательность, в которой они будут проводиться, ибо несвоевременное их выполнение может привести к утрате или уничтожению доказательств, увеличению сроков следствия. Однако из бесед с практическими работниками мы узнали, что планы по уголовным делам составляются не всегда, версии по делу в планах не отражаются и как правило доминирует какая-то одна из версий.

В криминалистической литературе отмечается, что для проведения наиболее сложных следственных действий, таких  как допрос, обыск, проверка показаний на месте, следственных эксперимент, необходимо составление плана проведения данных следственных действий. Такой план позволяет четко определить объем, цели, содержание этих следственных действий и избежать их повторения.

Из бесед с практическими работниками мы установили, что среднее количество дел, находящихся в производстве у следователей в г. Самаре равняется 10-15. Загруженность несколькими делами, зачастую, не позволяет следователю удержать в памяти все необходимые следственные действия, их очередность, особенности их технического обеспечения. Так же необходимо учитывать, что в ходе расследования выявляются какие-либо новые факты, обстоятельства, которые требуют проверки, дела могут быть различной сложности и следовательно отличаются по объему работы «…переплетение действий и мероприятий, если пытаться удержать их в памяти, создает такой «клубок», нити которого неминуемо перепутываются и обрываются32.

Выход из сложившейся  ситуации нам видится один. Необходимо вести календарное планирование, которое дисциплинирует следователя, способствует рациональному распределению рабочего времени, помогает своевременно и качественно расследовать несколько дел одновременно. Предложенный нами выход не является каким то новшеством. О таком пути решения проблемы говорят многие ученые криминалисты, такие как Е.П. Ищенко, В.Д. Зеленский, В.В. Егошин и т.д. Так же хотелось бы отметить, что календарные планы ведутся во многих следственных подразделениях г. Самары, например в СУ при Кировском РУВД, СУ при Промышленном РУВД, СУ при Советском РУВД и т.д.

План-график представляет собой таблицу в виде шахматного поля, где в горизонтальных графах указываются дни, недели, числа, а в вертикальных номера уголовных дел с указанием статей УК РФ, даты их возбуждения, Ф.И.О. обвиняемых и потерпевших, краткая фабула дела.

Исходя из календарного плана, планируется работа на день. В плане работы указываются следственные действия, иные мероприятия, техническая  работа. По мнению опытных практических работников, планировать работу следует с таким расчетом, чтобы первая половина дня была занята допросами, а вторая производством других следственных действий, составление других процессуальных документов.

2.3 Взаимодействие следователя с другими службами

Взаимодействие и координация  включают в себя вопросы разделения труда и компетенции в правоохранительных органах, разделение между ними функциональных обязанностей, обеспечение единой стратегии и лини поведения отдельных участников, установление системы отношений между ними. Необходимость во взаимодействии обуславливается с одной стороны различием компетенции например между следователем и оперативным работником, профессиональной специализации например эксперт, а с другой стороны – единством конечной цели и правовых основ деятельности.

Понятие координация содержит в себе прежде всего элементы подчинения нижестоящих органов, решениям вышестоящего координирующего центра. Хотелось бы отметить, что вопросы отношений власти и подчинения между субъектами отодвигаются на второй план и играют второстепенную роль.

Так как предварительное  следствие по делам о дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, ведут следователи прокуратуры, то вопрос о взаимодействии встает достаточно остро, т.к. в системе органов прокуратуры отсутствуют свои оперативные и экспертные подразделения.

Поэтому в своей работе мы будем рассматривать взаимодействие с двух сторон: взаимодействие следователя с оперативными работниками ФСИН; взаимодействие следователя с иными сотрудниками ФСИН; взаимодействие следователя с сотрудниками других ведомств.

Взаимодействие  следователя с оперативными работниками ФСИН осуществляется на основе УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так в п.4 ч.2 ст.38 УПК говориться о том, что следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексов, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Также хотелось бы отметить, что в ст. 157 УПК РФ указывается на следующее: выполнив неотложные следственные действия, орган дознания по истечении 10 суток с момента возбуждения уголовного дела, направляет его прокурору, после чего может производить по нему следственные действия и ОРМ только по поручению следователя.

Основной организационной  формой взаимодействия является следственно-оперативная группа.

К иным сотрудникам ФСИН мы относим: руководителей учреждений ФСИН; сотрудники, обеспечивающие режим и безопасность в УИС; работники медицинской части.

Руководители, а также другие сотрудники УИС должны оказывать всяческое содействие следователю, обеспечив последнему необходимые условия работы и безопасность. Что касается работников медицинской части, то их можно пригласить в качестве специалистов при проведении освидетельствования или осмотра места происшествия.

В исправительных учреждениях  кемеровской области специально созданы обысково-маневренные группы в состав которых входят: старший группы; сотрудник оперативного отдела; сотрудник отдела безопасности; сотрудник отдела главного механика, имеющих допуск к электросетям и подъемным механизмам колонии; специалист ИТС и связи; кинолог со служебной собакой; биолокаторщик33

Последние могут оказать  большую помощь при производстве таких следственных действий как  осмотр места происшествия и обыск, т.к. обладают поисковыми навыками и оборудованием, хорошо ориентируются на территории учреждения. Например, кинолог по указанию следователя применяет служебно-розыскную собаку для обнаружения следов и других предметов, которые могут иметь значение по делу.

Под взаимодействием следователя с сотрудниками других ведомств мы имеем ввиду привлечение специалиста-криминалиста.

Согласно ст. 168 УПК  РФ, следователь вправе привлечь к  участию в производстве следственных действий специалиста-криминалиста. Деятельность последнего регламентирована  Наставлением по работе экспертно-криминалистических подразделений подразделений ОВД, утвержденным приказом МВД РФ № 261 от 1 июня 1993 года. Последний, участвуя при проведении следственных действий, оказывает помощь следователю в выявлении следов и иных вещественных доказательств, производит их фиксацию, изъятие, упаковку, применяя при этом научно-технические средства, помогает следователю описывать в протоколе соответствующие действия. Такая помощь особенно актуальна, если следственные действия производит неопытный следователь.

Информация о работе Проблемы расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества