Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 19:29, дипломная работа
Целью данного исследования является комплексная разработка научных вопросов методики расследования действий дезорганизующих деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: а) изучить и проанализировать имеющийся теоретический материал по выбранной теме; б) собрать, проанализировать и оценить эмпирические данные о случаях обнаружения данного вида преступления; в) рассмотреть криминалистическую характеристику, раскрыть содержание всех ее элементов, осветить взаимосвязь и взаимозависимости между ними; г) проанализировать содержание, последовательность и тактику проведения первоначальных и последующих оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, сообразуясь со спецификой предмета доказывания по уголовным делам, возбужденным по данному факту; рассмотреть аспекты взаимодействия следователя с органом дознания; д) изучить проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий при доказывании по исследуемой категории дел, наиболее действенные его способы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА 7
1.1 Обстановка совершения преступления 7
1.2 Типичные способы и мотивы совершения преступлений 14
1.3 Личность жертвы и вероятного преступника 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА 25
2.1 Особенности возбуждения уголовного дела и обстоятельства, подлежащие установлению. 25
2.2. Типичные ситуации первоначального этапа и организация расследования дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества 27
2.3 Взаимодействие следователя с другими службами 33
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА. 39
3.1 Особенности организации и проведения осмотр места происшествия 39
3.2 Особенности организации и производства допросов 47
3.3 Особенности назначение судебных экспертиз 55
3.4 Особенности организации производства обыска и выемки 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Взаимодействие следователя с сотрудниками подразделений, исполняющих функции дознания, может осуществляться и в иных направлениях. Например, при поступлении следователю материалов и уголовных дел. В этом случае, следователь должен изучить поступившие материалы и принять решение в установленном УПК РФ порядке. Проблемным считается вопрос о возвращении материала органу дознания в случаях, если решение по существу не может быть принято без проведения дополнительных проверочных мероприятий. Данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне и решается только в рамках ведомственных инструкций.
Передача уголовного дела следователю не означает, что деятельность органов дознания по нему закончена. Последние обязательно оказывают по данному делу, так называемое оперативное сопровождение.
В большинстве научных
работ посвященных вопросам взаимодействия
следователя с органами дознания,
указываются следующие
Отдельное поручение, которым оформляется задание органу дознания, печатается в двух экземплярах, один из которых передается адресату, а другое приобщается к материалам уголовного дела. Поручение должно содержать краткую фабулу дела, а также отметку с датой передачи органу дознания.
На практике отдельные поручения не всегда исполняются точно в срок и зачастую просто игнорируются.
Возникает еще один вопрос: какие следственные действия можно поручать органам дознания? УПК не дает нам данного перечня, по этому за разъяснениями мы обратились к практическим работникам, в ходе чего было установлено, что во-первых, это следственные действия, которые следователь вследствие дефицита времени не может выполнить самостоятельно. Нередко следственное действие целесообразно поручать органу дознания потому, что потребность в нем может возникнуть в результате розыскных мероприятий, например, обыск по месту жительства (в камере где содержится подозреваемый или обвиняемый) задержанного в процессе розыскных мероприятий.
Организационные формы взаимодействия вырабатываются практикой. Наиболее распространенными являются: совместная работа участников взаимодействия в составе следственно-оперативных групп; совместный анализ данных; собранных оперативно-розыскным путем для решения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела; согласованное планирование и согласованное проведение процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий при проверке и рассмотрении заявлений и сообщений, а также информация о преступлениях в ходе раскрытия и расследования; взаимное информирование участников взаимодействия о ходе и результатах согласованной деятельности и совместное обсуждение собранных по делу данных, выдвижение версий, определение наиболее действенных средств и способов действий по их проверке34.
В научной литературе
подчеркнута желательность
Планирование может быть и раздельным, но в любом случае оно должно быть согласованным. Иногда на первоначальном этапе расследования составляют единый совместный план, а в ходе дальнейшего расследования – раздельные, т.е. планы проведения следственных действий о ОРМ, которые согласовываются между следователями и работниками органов дознания36.
Проблемным остается вопрос об обмене информацией между следователями и оперативными работниками в связи с тем, что оперативная работа носит негласный характер37. При непосредственном ознакомлении с материалами уголовного дела оперативные сотрудники глубже и точнее уясняют цели и задачи, поставленные перед ними, и намечают более эффективные меры для их достижения, чем в случаях, когда информация о материалах дела к ним поступила от следователя устно или указана в отдельном поручении, поэтому оперативных работников целесообразно знакомить с материалами уголовного дела.
С другой стороны, о результатах ОРМ также должно быть известно следователю, поскольку все данные, добытые в результате осуществления ОРМ, реализуются и становятся доказательствами только в процессе проведения следователем следственных Действий, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Как правило, следователи не знакомятся лично с оперативно-розыскными материалами, они получают данную информацию в виде справок о проведении ОРМ. Эти справки составляются оперативными работниками на основе имеющихся в их распоряжении подлинных документов оперативно-розыскного характера.
Осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, которое в соответствии со ст. 176 УПК РФ производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значения для дела.
Т.А. Седовой и А.А. Эксархопуло определяют его как: «следственное действие, состоящее в исследовании материальной обстановки места происшествия путем непосредственного личного ее восприятия следователем и другими участниками осмотра в целях обнаружения, фиксации и изъятия различных фактических данных, выяснения механизма происшедшего события и других обстоятельств».38
По мнению С.А. Шейфера «Осмотр – это осуществляемое следователем в соответствии с предусмотренной законом процедурой обследование места происшествия, жилища, иного помещения, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления, иной, выраженной в физических признаках информации, имеющей значение для дела».39
Н.П. Яблоков считает, что «следственный
осмотр – это следственное действие,
заключающееся в
Осмотр места происшествия является одной из разновидностей осмотра и на наш взгляд позволяет получить обширную информацию об исследуемом событии. Сказанное, позволяет сделать вывод о его высокой эффективности, как средства раскрытия преступления.
По большинству мнений, рассматриваемый вид осмотра является наиболее сложным и трудоемким.
Анализ практики показывает,
что несвоевременное и
В большинстве случаев ОМП это неотложное следственное действие, которое имеет огромное информационное значение и позволяет лицу, производящему предварительное следствие или дознание, выдвигать конкретные следственные версии о случившемся, а также преступить к развернутому планированию.
Что касается доказательственного значения, то согласно ст. УПК РФ протокол осмотра места происшествия является одним из видов доказательств, а предметы, обнаруженные в ходе осмотра, могут быть признаны в установленным законом порядке доказательствами.
На наш взгляд, было бы непростительно, рассматривать данный вопрос, не затронув понятие место происшествие. Н.П. Яблоков определяет его следующим образом: «Местом происшествия признается участок местности или помещения, в пределах которого обнаружены следы и объекты, относящиеся к исследуемому событию».41
Примерно с той же позиции, только более подробно, данное понятие рассматривает С.А. Шейфер. «Место происшествия – это участок местности, техническое сооружение или помещение (жилое и нежилое), на котором обнаружены предметы и следы (труп, следы борьбы и самообороны, взлома хранилищ, транспортные средства, оружие и т.п.), указывающие на возможное совершение преступления».42
Оба автора сходятся во мнении, что место происшествия не всегда должно совпадать с местом преступления, т.к. следы могут быть перемещены и в другое место.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные задачи данного следственного действия. К ним относятся: изучение и фиксация обстановки места происшествия с целью выяснения характера и механизма происшествия; обнаружение и изъятие следов преступления, которые в дальнейшем могут служить вещественными доказательствами; установление обстоятельств, отражающих объективную сторону преступления.
При расследовании дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, осмотр места происшествия имеет важное место. Порядок его проведения и фиксации результатов, предусмотрен нормами УПК. В ходе осмотра необходимо обратить внимание на следы преступления, к которым могут быть отнесены: следы крови потерпевшего, как доказательство применения насилия; следы борьбы (сломанные предметы, разбросанные вещи и т.д.); орудие преступления; фрагменты одежды (как правило, потерпевшего); следы обуви и т.д.
УПК предоставляет следователю
возможность изымать следы
По нашему мнению осмотр места происшествия, проводящийся на территории УИС имеет ряд особенностей, что обусловлено следующими причинами: особый режим, осматриваемой территории; как правило, отсутствие возможности привлечения к осмотру специалиста-криминалиста; отсутствие специальной подготовки у лиц, производящих неотложные следственные действия; особая социальная среда; отсутствие специальных средств необходимых для обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления; значительная концентрация контингента на сравнительно небольшой территории и т.д.
На наш взгляд, выше
перечисленные условия
В своей работе
мы бы хотели предложить
На подготовительном
этапе осмотра места происшеств
Согласно ст. 40 УПК РФ, производство неотложных следственных действий возлагается на орган дознания, к которым также согласно данной статье относятся органы, уполномоченные осуществлять ОРД. Ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» относит федеральную службу исполнения наказания к субъектам, уполномоченным осуществлять ОРД. Следовательно, не возникает сомнений, что сотрудники ФСИН имею право проводить осмотр места происшествия.
Н. Г. Шурухнов указывает, что «…следственные действия осуществляют лица из числа начальствующего состава УИН, как правило, не имеющие специальной подготовки: оперативные уполномоченные производят подавляющее большинство осмотров…».43 На наш взгляд сложившаяся практика наиболее оптимально решает, данную проблему, т.к. оперативные сотрудники учреждений УИС наиболее тесно связаны с деятельностью, направленной на процессуальное оформление каких-либо действий. Так, например, можно провести аналогию ОМП с таким оперативно розыскным мероприятием как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, которые по нашему мнению имеют некоторые схожие тактические положения. Следовательно, последние, обладая некоторыми практическими навыками, более успешно справятся с поставленной перед ними задачей.
Следующая проблема, которая на наш взгляд достаточно остро встает на данном этапе это подбор участников данного следственного действия. Особое внимание мы бы хотели обратить на подбор понятых и участие специалиста.
Согласно УПК понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Здесь все предельно понятно, однако в этой же статье, законодатель устанавливает некоторые ограничения, а именно: « Понятыми не могут быть: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования».
Также логично предположить что, не целесообразно привлекать в качестве понятых лиц с ограниченной дееспособностью, т. к. в силу некоторых обстоятельств они не смогут в полной мере выполнить возложенные на них обязанности, а также реализовать права понятого.
Проанализировав п.3 ч. 2 ст. 60 УПК РФ мы усмотрели некоторые проблемы, связанные с данным ограничением. А именно кого привлечь в качестве понятого для проведения следственного действия на территории учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества? На самом деле выбор не велик. На данной территории находятся сотрудники данного учреждения, лица отбывающие наказание и их близкие. Сотрудников независимо от того носят ли они погоны или нет можно сразу, исключить, т.к. закон прямо запрещает привлекать их в качестве понятых. Пользоваться помощью осужденных и их близких тоже не целесообразно, т.к. последние в силу своего особого статуса обладают некоторой зависимостью от руководства вышеуказанного учреждения, что может быть в последствии расценено как нарушение принципа «незаинтересованности». Так же необходимо учитывать, что в большинстве своем осужденные придерживаются норм, предусмотренных так называемой субкультурой, по правилам которой нельзя оказывать помощь и содействие администрации учреждения исполняющего наказание, и наоборот поощряется всякого вида противодействие.