Система органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- изучить исторический очерк организации и развития прокуратуры в России;
- рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России……………………………………………………………………………...4
Глава 2. Система органов прокуратуры РФ. Структура Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры района (города)…………………………………………………………………………….6
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ……………….22
2.3. Функции органов прокуратуры…………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

пркурорский надзор.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1 – Структура  органов прокуратуры

Федеральным законом  «О прокуратуре РФ» предусмотрены  следующие должности:

В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель генерального прокурора
  • Заместитель генерального прокурора
  • Старший помощник генерального прокурора (начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник генерального прокурора (заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (в главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов  Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (в управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов  и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела»  отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники  прокурора условно объединены в  так называемые «группы», «линии»  надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник  отдела в районной прокуратуре и  приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Системным признаком прокуратуры  Российской Федерации является то, что прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и им освобождаются  от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются  от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Прокуроры субъектов Федерации  руководят деятельностью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных  единиц (территориальных округов  и областей), входящих в состав соответствующего субъекта Федерации. При этом они  издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми  подчиненными работниками. Они могут  вносить изменения в штатные  расписания своих аппаратов и  подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью  районных и приравненных к ним  прокуратур.

Все территориальные прокуроры  различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с  их компетенцией, установленной Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также нормами уголовно-процессуального, арбитражного, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях предопределяется объективной необходимостью обеспечения законности в специфических  сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Административно-территориальный  принцип построения федеральных  структур власти не выполняет своей  организующей роли в ряде специфических  сфер деятельности государства. В настоящее  время функционируют следующие  специализированные прокуратуры: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных  образованиях - ЗАТО (до 2001 г. были прокуратуры  войсковых частей), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции  в полном объеме в соответствующих  сферах правовых отношений.

Специализированные природоохранные  прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов  в учреждениях уголовно-исполнительной системы выполняют задачи и функции  прокуратуры наряду с территориальными. При этом общие принципы организации  и деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.

Специализированные прокуратуры  не подменяют деятельность территориальных  прокуратур как основного элемента прокурорской системы, но существенно  их дополняют.

Организация и деятельность различных  видов специализированных прокуратур имеют особенности, обусловленные  характером организационных, правовых и иных отношений в соответствующих  сферах.

Создание военных, транспортных и  природоохранных прокуратур обусловлено  необходимостью осуществления функций  прокуратуры в специфических  сферах правовых отношений, не зависящих  от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют  хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно  не связаны с федеративным устройством  и административно-территориальным  делением.

Принцип организации таких прокуратур условно можно назвать «производственным». В сфере действия этих прокуратур экономические отношения, а также  реализующие их хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и функционируют  преимущественно на иных организационных  принципах («линейный» принцип организации  управления железными дорогами; принцип  «порта приписки» на морском и  речном транспорте; внетерриториальные принципы формирования Вооруженных  Сил РФ).

Организация специализированных прокуратур должна отвечать требованиям системного подхода. Все они - элементы единой системы  органов прокуратуры. Соответственно на каждую из них распространяются общие принципы организации и  деятельности прокуратуры.

Вооруженные силы РФ строятся не по административно-территориальному принципу. Поэтому территориальные  прокуратуры не могут заменить подсистему военной прокуратуры.

Военные прокуратуры возглавляет  Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства  Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную  прокуратуру; военные прокуратуры  военных округов, флотов, Ракетных войск  стратегического назначения, Федеральной  пограничной службы Российской Федерации; Московскую городскую военную прокуратуру  и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Все органы военной прокуратуры  возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный  прокурор, который, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Генерального прокурора РФ. Главный  военный прокурор руководит деятельностью  органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных  прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и  органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, Службу внешней разведки, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное  командование внутренних войск МВД  России, на органы и подразделения  Федеральной службы безопасности, а  также воинские формирования других министерств и ведомств

Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в  специальных воинских формированиях  надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Структура оборонного промышленного  комплекса в силу его общефедерального характера не соответствует административно-территориальному делению страны, что предопределяет необходимость создания и функционирования соответствующих специализированных прокуратур. Производственная инфраструктура и обслуживающие ее войсковые части нередко расположены на территории нескольких субъектов Федерации. Применительно к структуре оборонного комплекса организуются подразделения ФСБ и милиции, поднадзорные прокуратуре. При организации прокуратур на особо режимных объектах и в ЗАТО учитывается также, что управление оборонным комплексом и обслуживающими его структурами ФСБ, МВД, воинских частей строится по принципам, не совпадающим с принципом административно-территориального деления. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта Федерации, на территории которого дислоцирован.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ названные прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных  образованиях; на особо важных и  особо режимных объектах; органами военного управления; специализированными  военно-строительными и иными  воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов; ведающими ими  территориальными органами соответствующих  министерств и ведомств.

Специализированные прокуратуры  расследуют все преступления, совершенные  на особо важных и особо режимных объектах и за их пределами, если они  непосредственно связаны с деятельностью  этих объектов, а также преступления, совершенные военными строителями  и военнослужащими войсковых  частей, прикомандированных к этим объектам.

Специализированные природоохранные  прокуратуры создаются, когда территориальные  прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечить в  полном объеме выполнение возложенных  на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных (Волжская природоохранная прокуратура). В субъектах Федерации созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.

Специализированные прокуратуры  по надзору за соблюдением законов  при исполнении уголовных наказаний  созданы в целях усиления влияния  на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения  свободы и иных мер принудительного  характера, назначаемых судом. Эти  прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением  прокурорам соответствующих субъектов  Федерации. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных  подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации».

Специализированные прокуратуры  в сравнении с территориальными в большей степени ограждены  от местных влияний, обеспечивают более  тесное взаимодействие со специализированными  контролирующими органами, целенаправленную деятельность по обеспечению законности в соответствующих сферах правовых отношений, более высокую специализацию  прокурорских работников и результативность их работы.

Генеральный прокурор Российской Федерации  руководит системой прокуратуры  Российской Федерации. Он имеет первого  заместителя и заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  по представлению Генерального прокурора  РФ. В Генеральной прокуратуре  РФ образуется коллегия в составе  Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и  заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным  прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры  РФ составляют главные управления, управления и отделы, возглавляемые  начальниками - старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ