Система органов прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение системы прокуратуры и ее организацию.
В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:
- изучить исторический очерк организации и развития прокуратуры в России;
- рассмотреть систему органов прокуратуры РФ и организационные основы их построения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исторический очерк организации и развития прокуратуры в России……………………………………………………………………………...4
Глава 2. Система органов прокуратуры РФ. Структура Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, прокуратуры района (города)…………………………………………………………………………….6
2.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ……………….22
2.3. Функции органов прокуратуры…………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

пркурорский надзор.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

Генеральный прокурор РФ имеет также  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности  и фонда оплаты труда устанавливает  штаты и структуру Генеральной  прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует  в соответствии с Положением о  нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ действуют  Главное следственное управление, управления, Главная военная прокуратура.

В Главное следственное управление входит ряд управлений и отделов: по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной  деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за расследованием особо  важных дел; криминалистического обеспечения.

В составе Генеральной прокуратуры  РФ также имеются: управление организации  работы, статистики и делопроизводства; управление кадров; управление по надзору  за исполнением законов и законностью  правовых актов; управление по обеспечению  участия прокуроров в суде по уголовным  делам; управление по обеспечению участия  прокуроров в суде по гражданским  делам; управление по обеспечению участия  прокуроров в арбитражном процессе; управление по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору  за законностью исполнения уголовных  наказаний, а также ряд иных подразделений.

Структура Генеральной прокуратуры  РФ регулярно приводится в соответствие с изменениями, происходящими в  политической, экономической, социальной и иных сферах деятельности в Российской Федерации.

В связи с образованием федеральных  округов в составе Генеральной  прокуратуры РФ на основании приказа  Генерального прокурора РФ «Об образовании  управлений Генеральной прокуратуры  Российской Федерации в федеральных  округах» от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления в соответствующих федеральных округах. Управления являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов - в городах Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Управления в федеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата, а взаимодействуют с ними в пределах выделенных предметов ведения. Руководство прокуратурами округов осуществляют прокуроры, являющиеся одновременно заместителями Генерального прокурора РФ.

На управления в федеральных  округах возложены:

· координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

· надзор за исполнением законов, а также соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;

· надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами Следственного комитета при МВД России;

· расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях, совершенных на территории субъектов Федерации, входящих в федеральный округ.

Приказом Генерального прокурора  РФ установлено, что при выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры РФ в  округах не подменяют прокуратур субъектов Федерации, а взаимодействуют  с ними и вправе вмешиваться в  их деятельность только тогда, когда  для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Федерации  недостаточно либо имеются иные причины  и обстоятельства.

В Генеральной прокуратуре РФ действует  научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов  прокуратуры.

Аппарат Генеральной прокуратуры  РФ является интегрированным руководителем  прокурорской системы. Его подразделения  осуществляют оперативное руководство  и контроль в пределах своей компетенции  за деятельностью прокуратур субъектов  Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих  органов прокуратуры.

Полномочия прокуроров различных  уровней в сфере предварительного следствия и в судопроизводстве регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и  Федеральным законом «О прокуратуре  Российской Федерации».

При Генеральной прокуратуре РФ состоят научные и образовательные  учреждения: Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка, Институт повышения  квалификации руководящих кадров органов  прокуратуры (г. Москва), Институт повышения  квалификации прокурорских работников (г. Иркутск) и четыре образовательных  института прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает  на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных  и образовательных учреждений

 

2.2. Принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ

 

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации  и деятельности органов прокуратуры  являются централизация, независимость, законность, гласность.

Принцип централизации органов  прокуратуры означает, что эти  органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным  прокурором РФ. Органы прокуратуры  имеют четкую иерархию, нижестоящие  органы прокуратуры подчиняются  всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры  могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и  поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Принцип независимости в  организации и деятельности прокуратуры  состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов  прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники  не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в  их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются. Прокуроры и следователи  в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации  и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности  информирования федеральных органов  власти, органов власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии  законности. Органы прокуратуры обязаны  действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям  федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

 

 

2.3. Функции органов прокуратуры

 

Основной функцией органов  прокуратуры является осуществление  от имени Российской Федерации надзора  за соблюдением Конституции РФ и  исполнением действующих на ее территории законов.

Надзор имеет своей  целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора  состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов  государственными и общественными  образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением указов Президента РФ.

Закон о прокуратуре выделяет в надзоре следующие направления:

- надзор за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  действующих на территории России  законов федеральными министерствами  и государственными комитетами, службами и иными федеральными  органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина федеральными министерствами  и ведомствами, законодательными  и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации, органами  местного самоуправления, органами  военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также  органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций;

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением  законов администрацией органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрацией мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

- надзор за исполнением  законов судебными приставами.

При осуществлении надзора  прокуроры могут использовать широкий  круг полномочий, реализация которых  позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре. Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения  федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов  военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и  материалам. Прокуроры вправе требовать  от руководителей и других должностных  лиц указанных органов представления  необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения  специалистов для выяснения возникших  вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих требований, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в современных  условиях значительно возрастает роль прокуратуры.

Определяя задачи прокуроров в судопроизводстве на современном  этапе, Генеральный Прокурор России предлагает подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на соблюдении правового режима в промышленности и сельском хозяйстве, защите гарантированных  Конституцией РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении  законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и  искоренении нарушений законности.

В судах РФ ежегодно рассматривается  свыше двух миллионов гражданских  дел. Около девяносто процентов  удовлетворяются судами. Это свидетельствует  об обоснованности заявленных исков  и возросшей активности граждан  по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость усиления прокурорского надзора в сфере судопроизводства.

История прокуратуры в 1977 году, т.е. история царской прокуратуры  освещалась исследователями очень  мало. Для этого было, по крайней мере, две причины: во-первых, советская власть уничтожила прежнюю прокуратуру еще в ноябре 1917 г. в соответствии с Декретом о суде № 1. Советская прокуратура была создана только через 5 лет (в 1922 г.) и поэтому была горда, что она якобы не имеет ничего общего с царской прокуратурой. Вторая причина вытекает из первой. Дело в том, что хотя «красная, рабоче-крестьянская» прокуратура всячески открещивалась от старой дореволюционной прокуратуры, но при более внимательном рассмотрении обнаруживалось, что они имеют много общего и в организации и в методах работы и что самое главное - в своем отношении к закону и законности.

 

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.11.2013) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

3. Федеральный закон от 17.11.1995 N 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"

 

Научная, учебная и специальная  литература

 

4. Богданова Н.А. Конституционное  право (общая часть). Учебное пособие  в 2-х частях. — М.: Изд-во «Зерцало», 2009.

Информация о работе Система органов прокуратуры РФ