Смертная казнь в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в последнее время все чаще и настойчивее раздаются голоса о запрещении, т.е. отмене или во всяком случае, ограничения смертной казни. Законодательство многих государств вообще не предусматривают применение данного вида уголовного наказания.
Тема работы соответствует современным направлениям в науке уголовного права в Республике Беларусь.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В ТЕОРИИ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР 6
1.1 Эволюция смертной казни как вида наказания в теории и уголовном законодательстве Российской империи до 1917г 6
1.2 Смертная казнь в уголовном праве СССР и БССР 15
2 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ВИДУ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 21
2.1 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах англо-саксонской системы права 21
2.2 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах Западной Европы 27
3 СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ СНГ 32
3.1 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Республики Беларусь 32
3.2 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике в отдельных странах СНГ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение А. Применение смертной казни, пожизненного заключения и помилования в Республике Беларусь с 1998 по 2010 г 62

Вложенные файлы: 1 файл

4-10_Дипломная работа 2013.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, несмотря на применение указанных наказаний, в республике имеет место рост преступных посягательств на жизнь  человека. По сравнению с 1994 г., когда  было зарегистрировано 952 убийства, в том числе и покушений на убийство, количество таких преступлений в 2002 г. возросло на 23,7%. Превентивная же роль смертной казни, взаимозависимость ее применения и уровня совершаемых убийств фактически не прослеживаются. Наоборот, рост числа убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, при наличии которых законом предусмотрена возможность назначения смертной казни, приходился в основном на те годы, когда это наказание применялось сравнительно в большом объеме. Например, в период с 1994 г. по 1998 г. количество приговоренных к смертной казни увеличивалось (25, 37, 29, 46, 47 человек), но наряду с этим росло и число лиц, осуждаемых за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (278, 345, 411, 480, 517 человек). Однако, несмотря на то, что в 2002 г. к смертной казни было приговорено 4 человека, в 2003 г. количество зарегистрированных в республике убийств, в том числе и покушений на убийство, по сравнению с 2002 г. снизилось на 104 преступления.

Ни практика, ни научные  исследования не выявили зависимости совершаемых убийств от степени использования в государстве смертной казни и не определили уровень ее устрашающего эффекта. Этот факт находит свое подтверждение и в других государствах, что явилось для них одним из достаточно серьезных аргументов в пользу отмены смертной казни. По своей природе смертная казнь не может обеспечить достижения и других целей уголовной ответственности, закрепленных в части второй статьи 44 УК: исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения им новых преступлений.

Конституционный Суд  в своем решении [11] обращает внимание на то, что при решении вопроса о применении смертной казни не могут быть полностью исключены ошибки в признании лица виновным в совершении преступлений, за которые оно осуждается к этому наказанию, а также же считает, что для обеспечения безопасности общества, недопущения рецидива со стороны лиц, совершающих умышленные посягательства на жизнь при отягчающих обстоятельствах, государство обладает достаточно эффективными уголовно-правовыми средствами, позволяющими изолировать преступников от общества и тем самым не допустить совершения ими новых преступлений. Такими средствами воздействия, в частности, на убийц в Республике Беларусь, как и во многих других странах, являются наказания в виде пожизненного заключения либо лишения свободы, назначаемого на срок до 25 лет. Именно этим наказаниям, и прежде всего лишению свободы, назначаемому на длительные сроки, суды отдают предпочтение при вынесении приговоров лицам, осуждаемым за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни при отягчающих обстоятельствах. В структуре наказаний, назначаемых за указанные преступления, удельный вес лишения свободы составляет более 90%. Например, в 2001 г. он составил 96%, в 2002 г. - 95% и в 2003 г. - 96%. Пожизненное заключение в эти годы было назначено соответственно 2,3%, 4,2%, 2,6% от общего количества осужденных за такие преступления. Между тем приоритетное использование судами в качестве карательной меры лишения свободы в отношении опасных преступников, посягающих на жизнь человека, не ставит под угрозу безопасность общества, обеспечение задач борьбы с преступностью.

Следует отметить, что  на сохранение смертной казни в уголовном  законодательстве Республики Беларусь оказывают влияние результаты проведенного 24 ноября 1996 г. референдума, в ходе которого 80,44% граждан, принявших участие в голосовании, на поставленный вопрос [12]: «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» – ответили отрицательно. Референдум проходил в условиях, когда в УК в качестве альтернативы смертной казни предусматривалось только лишение свободы на срок до 15 лет, то есть наказание, явно не соответствующее характеру и степени общественной опасности умышленных убийств, совершаемых при отягчающих обстоятельствах. Пожизненное заключение как исключительное и альтернативное смертной казни наказание было введено в УК Республики Беларусь только в декабре 1997 г.

Кроме того итоги референдума  повлияли на увеличение числа осужденных к смертной казни. Если, в 1993–1996 годах к такому виду наказания осуждалось 20–30 человек, то в 1997 и 1998 – соответственно 46 и 47 человек, и вдруг резкий спад: в 1999 году – 13 человек, в 2000 – 4, в 2001 году – 7 [38]. Надо учитывать, что со времени референдума прошло шестнадцать лет.

Анализируя судебную практику можно сделать вывод  о поступательном и необратимом  процессе ограничения применения смертной казни в Республике Беларусь (см. Приложение А [50]).

Относительно гарантий защиты прав осужденных к смертной казни следует отметить, что в соответствии со статьей 113 Конституции Республики Беларусь дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Согласно статье 32 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2001 года, установлено коллегиальное рассмотрение по первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателей дел о преступлениях, за которые уголовным законодательством предусматриваются наказания свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, а также о преступлениях несовершеннолетних.

В соответствии с частью 2 статьи 59 УК смертная казнь не может  быть назначена:

1. лицам, совершившим  преступления в возрасте до  восемнадцати лет;

2. женщинам;

3. мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет.

Правовое положение  лиц, осужденных к смертной казни  определяется уголовно-исполнительным законодательством. Согласно статье 174 Уголовно-исполнительного кодекса  Республики Беларусь (далее – УИК) осужденные к смертной казни содержатся под усиленной охраной в отдельных камерах, выполняют обязанности и имеют права, установленные для лиц, содержащихся в местах исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. Прогулка этой категории лиц не предоставляется. После вступления приговора в законную силу осужденные к смертной казни имеют право:

1. обратиться в установленном  законом порядке с ходатайством  о помиловании (процедура направления  ходатайств о помиловании и  их рассмотрении осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994 года №250);

2. иметь свидания с  адвокатами и иными лицами, имеющими  право на оказание юридической помощи, без ограничения их количества и продолжительности;

3. получать и отправлять  письма без ограничений;

4. иметь одно краткосрочное  свидание с близкими родственниками  в месяц;

5. получать одну посылку  или передачу один раз в  три месяца в порядке, устанавливаемом администрацией учреждения, приобретать на протяжении месяца по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в том числе полученные по почтовым переводам, в размере, установленном для лиц, содержащихся в тюрьмах на строгом режиме;

6. оформлять в установленном  законом порядке необходимые  гражданско-правовые и брачно-семейные  отношения;

7. иметь свидания со  священнослужителем;

8. получать необходимую  медицинскую помощь.

Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, приводится в исполнение после получения  официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании.

В статье 176 УИК предусматривается  возможность приостановления смертной казни. При обнаружении у осужденного к смертной казни признаков психического расстройства администрация учреждения организует его медицинский осмотр комиссией в составе трех врачей специалистов, о чем составляется протокол. В случае установления психического заболевания, лишающего осужденного возможности отдавать себе отчет в своих действиях, приговор к смертной казни в исполнение не приводится и протокол медицинского осмотра направляется в суд, постановивший приговор. В этом случае суд приостанавливает исполнение приговора к смертной казни и решает вопрос о назначении осужденному принудительной меры безопасности и лечения в порядке, установленном УК.

В случае выздоровления  осужденного вопрос о применении к нему смертной казни или возможности замены ее другим наказанием решается судом, постановившем приговор.

 

Следует отметить, что  во многих европейских государствах, в том числе и странах Содружества  Независимых Государств, решения  об отмене смертной казни либо об объявлении моратория на ее применение принимались  в условиях, когда общественное мнение о сохранении этого наказания в законодательстве, как правило, преобладало над мнением о его отмене.

Согласно статье 8 Конституции  Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. В силу этого Республика Беларусь не может не учитывать тенденций и процессов, связанных с отменой смертной казни, происходящих в мировом сообществе, либо находиться в стороне от этих процессов. В связи с этим, при рассмотрении вопросов, связанных со смертной казнью в Республики Беларусь необходим анализ международного права, касающегося прав и жизни человека.

В преамбуле Второго  факультативного протокола к  Международному пакту о гражданских  и политических правах [1], направленного на отмену смертной казни, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г., государства - участники Протокола отметили, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека. Государства-участники убеждены в том, что все меры по отмене смертной казни следует рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь. В статье 1 Протокола указано, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства - участника этого Протокола, не подвергается смертной казни (пункт 1); каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции (пункт 2).

В течение нескольких лет Комиссия ООН по правам человека регулярно принимала резолюции, в которых призывала государства к введению моратория на смертную казнь в целях ее полной отмены.

В Резолюции 1998/8, принятой 3 апреля 1998 г., Комиссия ООН по правам человека призвала все страны, сохраняющие  смертную казнь, «установить мораторий на казни с видом на полную отмену смертной казни». За принятие этой Резолюции голосовала и Республика Беларусь.

Следует также отметить Европейскую Конвенцию [2] о защите прав человека и основных свобод (далее - Европейская Конвенция), подписанную в Риме 4 ноября 1950 г. десятью государствами - членами Совета Европы.

В статье 2 этой Конвенции  провозглашалось следующее:

1. Право каждого лица  на жизнь охраняется законом.  Никто не может быть умышленно  лишен жизни иначе как во  исполнение смертного приговора,  вынесенного судом за совершение  преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не  рассматривается как нарушение  настоящей статьи, когда оно является  результатом абсолютно необходимого  применения силы:

a) для защиты любого  лица от противоправного насилия;

b) для осуществления  законного задержания или предотвращения  побега лица, задержанного на  законных основаниях;

c) для подавления, в  соответствии с законом, бунта  или мятежа.

Хотя Европейская Конвенция  не провозгласила отмену смертной казни, процессы в этом направлении стали последовательно проходить в европейских государствах. Практика этих государств, многие из которых перестали фактически применять это наказание, явилась одним из побудительных мотивов принятия Протокола N 6 к Европейской Конвенции [3] относительно отмены смертной казни, подписанного государствами - членами Совета Европы 28 апреля 1983 г. в Страсбурге, которым провозглашена отмена смертной казни (статья 1). В преамбуле этого Протокола прямо указывалось, что развитие, имевшее место в нескольких государствах - членах Совета Европы, выражает общую тенденцию в пользу отмены смертной казни. Данный Протокол не исключал применения смертной казни за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны (статья 2).

В Рекомендации N 1246 (1994) Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятой в 1994 г., указывалось, что смертная казнь не имеет законного места в пенитенциарных системах современных цивилизованных обществ и что ее применение может быть сравнимо с пытками и рассмотрено как бесчеловечное и унизительное наказание в смысле статьи 3 Европейской Конвенции. Это было вновь подтверждено в Резолюции N 1253 (2001), принятой в 2001 г.

Парламентская Ассамблея  Совета Европы установила практику предъявления требования государствам, выразившим желание стать членом Совета Европы, вводить мораторий на применение приговоров о смертной казни, исключать из национального законодательства это наказание, подписать и ратифицировать Протокол N 6 к Европейской Конвенции относительно отмены смертной казни.

Согласно Протоколу N 13 к Европейской Конвенции [4], касающемуся отмены смертной казни при любых обстоятельствах, который подписан государствами – членами Совета Европы 3 мая 2002 г. в Вильнюсе, провозглашена полная отмена смертной казни, в том числе и за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны. В преамбуле указанного Протокола говорится, что право каждого человека на жизнь является основной ценностью в демократическом обществе и что отмена смертной казни существенна для защиты этого права и для полного признания присущего людям достоинства. Полная отмена этого наказания в государствах - членах Совета Европы осуществлена в целях усиления защиты права на жизнь, гарантированного Европейской Конвенцией.

Республика Беларусь, даже не являясь членом Совета Европы, в последние годы последовательно проводит активную позицию по ограничению смертной казни как на законодательном уровне, так и на практике, что соответствует требованиям, предусмотренным в международных актах. По существу, она приблизилась к решению данного вопроса, а вступление в Совет Европы и подписание в первую очередь Европейской Конвенции, протоколов N 6 и N 13 к ней предполагает безусловное принятие решения об отмене смертной казни.

Информация о работе Смертная казнь в Республике Беларусь