Смертная казнь в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:02, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что в последнее время все чаще и настойчивее раздаются голоса о запрещении, т.е. отмене или во всяком случае, ограничения смертной казни. Законодательство многих государств вообще не предусматривают применение данного вида уголовного наказания.
Тема работы соответствует современным направлениям в науке уголовного права в Республике Беларусь.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ КАК ВИДА НАКАЗАНИЯ В ТЕОРИИ И УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СССР 6
1.1 Эволюция смертной казни как вида наказания в теории и уголовном законодательстве Российской империи до 1917г 6
1.2 Смертная казнь в уголовном праве СССР и БССР 15
2 ЭВОЛЮЦИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ И СОВРЕМЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ ВИДУ НАКАЗАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 21
2.1 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах англо-саксонской системы права 21
2.2 Эволюция смертной казни и современное отношение к этому виду наказания в отдельных странах Западной Европы 27
3 СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ТЕОРИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ СНГ 32
3.1 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике Республики Беларусь 32
3.2 Смертная казнь в теории, законодательстве и судебной практике в отдельных странах СНГ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение А. Применение смертной казни, пожизненного заключения и помилования в Республике Беларусь с 1998 по 2010 г 62

Вложенные файлы: 1 файл

4-10_Дипломная работа 2013.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что 13 июня 2002 г. Палатой представителей Национального собрания по итогам парламентских слушаний на тему "Политико-правовые проблемы отмены смертной казни в Республике Беларусь" приняты Рекомендации [10], в которых Совету Министров, Министерству внутренних дел, Министерству образования, Министерству юстиции, Верховному Суду, Министерству информации и Институту социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь предложено осуществить мероприятия, которые способствовали бы принятию решения по вопросу о смертной казни, однако государственные органы (Совет Республики Национального собрания, Государственный секретариат Совета Безопасности, Верховный Суд, Прокуратура, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь), Республиканская коллегия адвокатов и большинство представителей научных учреждений и высших учебных заведений, которым в ходе рассмотрения данного дела направлялись запросы с предложением изложить свою позицию по вопросу о смертной казни, не высказались за отмену этого наказания, включая и мораторий на его применение, и отметили соответствие норм Уголовного кодекса Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международным правовым актам, являющимся обязательными для Республики Беларусь.

Конституционный Суд  в своем решении (во исполнение выполнения Рекомендаций Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь по вопросу  о смертной казни, принятых постановлением Палаты представителей от 13 июня 2002 г) полагает, что в современных условиях вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге - об объявлении моратория на его применение может быть решен Главой государства и Парламентом.

 

3.2 Смертная казнь в  теории, законодательстве и судебной практике в отдельных странах СНГ

 

3.2.1 Смертная  казнь в теории, законодательстве  и судебной практике России

Начиная с конца 1980-х  годов, Россия стала на путь постепенного сокращения применения смертной казни.

Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ [15]: Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

После вступления в силу с 1 января 1997 года нового Уголовного кодекса  РФ [16] (УК РФ) взамен Уголовного кодекса 1960 года в России значительно сокращён перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. На данный момент казнь может быть применена только к лицам мужского пола, женщины освобождены от данного вида наказания, как и от пожизненного заключения. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Единственным видом  смертной казни в России является расстрел. 16 мая 1996 года президентом  России Борисом Ельциным был издан  указ № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» [17].

Последняя смертная казнь  в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года. 16 апреля 1997 года  Россией был подписан Протокол № 6 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы, которое состоялось в 1996 году) [2].

2 февраля 1999 года Конституционный  суд России вынес Постановление  № 3-П, в котором признал  неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны.

Указом Президента России от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены.

С 1 января 2010 года суды присяжных  должны были начать действовать в  последнем субъекте федерации, где  их до сих пор не было – в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. Но 19 ноября 2009 года Конституционный суд своим определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» [18] признал невозможность назначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6

3.2.2 Смертная  казнь в теории, законодательстве  и судебной практике Украины

Отсутствие смертной казни является обязательным условием для пребывании государства в  Совете Европы. Это стало одной из причин отмены смертной казни на Украине, где мораторий на исполнение смертных приговоров впервые начал действовать в 1995 году, незадолго до вступления в эту международную организацию. Однако через несколько месяцев смертные приговоры снова продолжили выполнять, придя к выводу, что решение о моратории было принято без соблюдения надлежащей процедуры. Такое положение вещей могло привести к исключению Украины из Совета Европы, в 1997 году мораторий на исполнение смертных приговоров вновь начал действовать, и с тех пор на Украине уже никого не казнили. 30 декабря 1999 года Конституционный суд признал, что смертная казнь противоречит Конституции, чем окончательно закрыл путь к её восстановлению. В связи с этим, в 2000 году Верховная рада внесла изменения в Уголовный кодекс, которыми окончательно изъяла понятие «смертная казнь» из официального списка уголовных наказаний Украины [48].

Видом смертной казни, который  применялся ранее в новейшей Украине, всегда был расстрел, как и во всех других государствах, которые образовались в результате распада СССР.

3.2.3. Смертная  казнь в теории, законодательстве  и судебной практике Казахстана

Занимая больше 6% территории всей Азии, Казахстан входит в десятку  крупнейших мировых стран мира.

С 1993 года в стране последовательно развивается позитивная тенденция в динамике преступности, которая к 2006 году в абсолютном выражении сократилась с 206 до 141 тысячи преступлений, а уровень преступности в расчете на 100 тысяч населения снизился с 1210 до 920 преступлений [42]

С 1 января 1998 года вступил в действие новый Уголовный кодекс РК, сокративший сферу возможного применения смертной казни с 34 до 17 статей (18 составов преступлений). Согласно ст. 15 Конституции: «смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании». Интересно, что в ходе подготовки и принятия УК РК из текста статьи о смертной казни (ст. 49) перспектива возможной отмены этой меры наказания была исключена (хотя такая презумпция была даже в ранее действовавшем УК). [29, c.11]

Согласно ч. 1 ст. 49 УК, смертная казнь «как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления».

В ч. 2 ст. 49 УК зафиксировано, что смертная казнь не назначается  женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста. При введении Президентом Республики моратория на исполнение приговора о смертной казни исполнение такого приговора приостанавливается на время действия моратория (ч. 3 ст. 49 УК).

Согласно ч. 4 ст. 49 УК, смертный приговор приводится в исполнение не ранее чем по истечении одного года с момента его вступления в силу, а также не ранее чем  по истечении одного года после отмены моратория на исполнение смертной казни.

В качестве альтернативы смертной казни вводилось пожизненное  лишение свободы, хотя оно не было включено в систему наказаний  и оставалось разновидностью лишения  свободы, повторяя судьбу смертной казни, которая долгое время оставалась за рамками лестницы наказаний. Согласно ч. 5 ст. 49, смертная казнь «в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы на срок 25 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Лица, приговоренные к смертной казни, в случае отмены моратория на исполнение смертной казни имеют право ходатайствовать о помиловании независимо от того, ходатайствовали ли они об этом до введения моратория или нет». Заметим, что законодатели Казахстана учли российский опыт появления новой меры наказания в виде пожизненного лишения свободы и, кроме того, более полно отразили в указанной норме процессуальный аспект, связанный и с особенностями действия моратория, и с правом ходатайства о помиловании.

Еще одним важным новшеством УК явилось, как отмечалось, введение нормы о годичной отсрочке исполнения смертных приговоров после их вступления в законную силу, которая, очевидно, была призвана снизить вероятность судебной ошибки.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» от 7 октября 1998 года в ст. 75 было внесено дополнение, по которому в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Примечательно, что это новшество было привнесено только в раздел «Суды и правосудие», а не в ст. 15 Конституции РК, которая регламентирует вопросы права на жизнь и применения смертной казни [44]

Обсуждение перспективы  возможной отмены смертной казни  в конце 90-х гг. в парламенте и  других властных структурах страны вызывало столь ожесточенное сопротивление, что в республике стало открыто дебатироваться шокировавшее общественность предложение директора Центра хирургии М. Алиева «разбирать» тела приговоренных к смертной казни на донорские органы, тем более что число казненных в этот период было значительным.

В самом деле, к концу 90-х годов Казахстан по распространенности казней занимал одно из первых мест в мире , хотя статистика казней оставалась закрытой. В документах «Международной амнистии» в связи с этим отмечалось, что к концу 2002 года в Казахстане продолжаются осуждение к смертной казни "большого число людей и большое число казней".

В Концепции правовой политики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года и в Послании Президента Н. Назарбаева к народу Казахстана «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» от 4 апреля 2003 года отмечалось, что реализация уголовной политики должна развиваться в соответствии с принципами уголовного права и включать в себя принятие комплекса законодательных мер, направленных на сужение сферы применения смертной казни и рассмотрение возможностей введения моратория на смертную казнь, насоздание организационных, материальных и законодательных условий для решения вопроса о введении такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы. А уже 17 декабря 2003 года Указом Президента был введен мораторий на исполнение смертных приговоров «до решения вопроса о ее полной отмене».

Указ предусматривал приостановление исполнения смертных приговоров и содержал поручение  правительству внести в парламент законопроект, направленный на введение пожизненного лишения свободы как реальной альтернативы смертной казни. При этом указывалось, во-первых, что сама смертная казнь как вид наказания не отменяется, а лишь приостанавливается исполнение уже вынесенных судами приговоров, и, во-вторых, отмечалось, что мораторий является бессрочным, но при необходимости может быть отменен

Принятый 10 марта 2004 года во исполнение Указа от 17 декабря 2003 года Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК» уточнил, что под действие названного Указа подпадают лица, в отношении которых имеется приговор, вступивший в силу до введения моратория или во время его действия. (Хотя, по данным «Международной амнистии», в ноябре, накануне издания этого Указа, были казнены 4 осужденных.)

В апреле 2004 года Казахстан  подписал с Советом Европы первое соглашение о взаимном сотрудничестве, обязавшись полностью отменить смертную казнь и ежегодно предоставлять  отчеты об успехах в деле установления верховенства права.

К концу 2004 года в тюрьмах  страны, по данным Генеральной прокуратуры  РК, содержалось 27 осужденных к высшей мере наказания. Как показал ретроспективный  анализ, в 1997 - 2004 гг. наблюдалась отчетливая тенденция к последовательному сокращению выносимых судами смертных приговоров. Так, если в 1997 году такие приговоры были вынесены 64 осужденным, в 1998 и 1999 - 63, в 2000 году - 40, в 2001 - 39, в 2002 - 22, в 2003 - 17, а в 2004 году - 5 осужденным [41]

В августе 2006 года в Казахстане был вынесен 1 смертный приговор, а  в декабре того же года Палата по уголовным делам Верховного суда начала рассмотрение апелляции осужденного  и проверку обоснованности этого  приговора 

Ожидалось, что до конца 2007 года страна завершит все процедуры, связанные с отменой смертной казни. В Отчете «Международной амнистии» за 2006 год (правда, применительно к Центральной Азии в целом) в связи с этим отмечалось: «Смертная казнь уходит в прошлое, но сделано пока недостаточно»

Казахстан выполнил свои обязательства, однако в правовом плане было принято довольно оригинальное решение, коренным образом отличающееся от формул, принятых другими странами, ранее входящих в состав СССР. Заодно Казахстан «подсказал» и формулу решения, на наш взгляд, вполне приемлемую и для современного положения дел в России. Понятно, что речь идет не о нюансах юридической техники, а о принципиальных изменениях, которые необходимы для внесения в Конституцию.

Так, в п. 2 статьи 15 Конституции  Казахстана (в редакции Закона от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК») зафиксировано: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании».

С учетом такого рода принципиальных изменений в Конституции РК будут  внесены изменения и дополнения в ст. 49 УК РК, где регламентируются вопросы, связанные с применением наказания в виде смертной казни [34]

Информация о работе Смертная казнь в Республике Беларусь