Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа
В подростковом и юношеском периодах десоциализация проявляется преимущественно на личностном уровне и выражается в социально-психологической деформации личности с формированием антиобщественных ценностных установок. Таким образом, у части несовершеннолетних (от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности к устойчивому криминальному поведению сопровождается аккумуляцией негативных, десоциализирующих влияний и закреплением антиобщественных ценностных ориентаций; у другой части несовершеннолетних асоциальное поведение обусловлено не дефектами правосознания, а нарушениями психического развития и отклонениями в эмоционально-волевой, интеллектуальной сферах с чертами задержанного психического дизонтогенеза, личностной незрелости, «детской» мотивации проступков.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
1.2 Проблемы детской преступности в РФ
1.3 Нормативно – правовые документы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.1 Основные направления социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями
2.2 Профилактика несовершеннолетних правонарушителей в системе социальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.1Социальная характеристика
несовершеннолетних правонарушителей.
Социальная психиатрия детского
возраста характеризуется, как известно,
рядом специфических
(1) за точку отсчета
она берет ребенка в контексте
социальной ситуации развития, т.е.
такой системы социальных
(2) она использует многоосевой
подход, оперируя как клиническими,
так и социальными факторами,
подразумевая, что здоровье ребенка
определяется совокупностью
(3) она уделяет особое внимание личностному развитию ребенка (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2004) [16].
К ключевым понятиям социальной психиатрии детского возраста относятся «социализация» или усвоение ребенком правил, ролей, норм поведения, которые позволяют ему становиться членом общества, занимать в нем свое место, и «социальная ситуация развития» («отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживаниям ребенка» (Выготский Л. С., 1930) [17]. Следовательно, совокупность социальных факторов (семейных, школьных, микроокружения, общественных в целом) оказывает существенное (возможно – определяющее) влияние на развитие и психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно с уверенностью говорить, что социальные факторы определяют и характер социальной активности – ее положительную или отрицательную направленность. В зависимости от диспозиции этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическое реабилитационное воздействие приобретает различное значение и играет разные роли: от ведущей до факультативных (Ремшмидт Х., 2001) [70].
К факторам риска нарушений социализации ребенка относятся: алкоголизм, асоциальная личностная деформация и криминальность родных; психопатические черты у родителей в виде психической ригидности с повышенной аффективной возбудимостью, а также их незрелость и изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы: потребность родителей установить жесткий контроль над ребенком; амбивалентные отношения; одиночество и плохое здоровье матери. Эмоциональное отвержение ребенка и плохое обращение более вероятны, когда существует совпадающее влияние деструктивных факторов: психологические (психопатологические) особенности родителей (опекунов), конфликтные внутрисемейные отношения, негативное влияние других членов семьи и асоциального окружения, безразличное отношение общества к фактам плохого обращения с ребенком (Вострокнутов Н. В. с соавт., 2002) [15].
В подростковом и юношеском
периодах десоциализация проявляется
преимущественно на личностном уровне
и выражается в социально-психологической
деформации личности с формированием
антиобщественных ценностных установок.
Таким образом, у части несовершеннолетних
(от 40 до 55%) переход от стадии делинквентности
к устойчивому криминальному
поведению сопровождается аккумуляцией
негативных, десоциализирующих влияний
и закреплением антиобщественных ценностных
ориентаций; у другой части несовершеннолетних
асоциальное поведение
Таким образом, у безнадзорных
детей, так называемых «детей улицы»,
у детей, лишенных родительского
попечения, и детей, которые росли
в условиях плохого обращения, полиморфизм
отклонений возрастного развития и
психических расстройств
Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Поэтому необходимым аспектом социально-психиатрического исследования является изучение влияния нарушений адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения и формирование антисоциального поведения несовершеннолетних.
Для реализации такого подхода
адекватным следует считать использование
понятия о «группах риска». Это
дети, у которых нарушения
К детям социального риска дезадаптации следует относить следующие группы: дети, лишенные родительского попечения (сироты); дети с криминальной активностью, не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет); дети и подростки, находящиеся в связи с антисоциальным поведением в специальных воспитательных и исправительных учреждениях (специальные школы, ПТУ, воспитательные колонии).
Эти группы детей «социального риска» существенно различаются характером десоциализации. В каждой из групп детей прямые и косвенные десоциализирующие воздействия могут быть связаны с семейной депривацией, острым или хроническим психосоциальным дистрессом, асоциальным влиянием неформальных подростковых групп.
Социально-психиатрические
исследования показывают, что нарушения
социализации у детей групп «риска»
сопровождаются нервно-психическими расстройствами
широкого спектра: задержка эмоционального
и личностного развития с симптомами
регресса; аффективные, психосоматические
нарушения и психогенные
Следовательно, разработка
проблем оказания социально-психиатрической
помощи несовершеннолетним с нарушениями
развития и поведения является социально
значимой в связи с широкой
распространенностью явлений
До настоящего времени отсутствует системная, комплексная оценка психических расстройств и расстройств поведения у ребенка с безнадзорностью и противоправным поведением.
Это обусловлено особенностями возрастного психического развития детей и подростков из групп «социального риска», которые характеризуется:
(1) незрелостью и мозаичностью личностных свойств;
(2) трудностью выделения
ведущих факторов риска,
(3) характером сопутствующих,
чаще всего рудиментарных
(4) значительным влиянием
нарушений социализации и
До настоящего времени не проводился сравнительный анализ по отдельным социальным группам детей с общими сходными признаками нарушений ранней социализации - социальное сиротство, хроническая психогенная ситуация с семейной жестокостью, стойкая внутрисемейная конфликтность. Недостаточно исследованы те формы десоциализации, которые протекают на докриминальном уровне, но определяют выраженную психическую дезадаптацию, как это наблюдается при безнадзорности и беспризорности.
Анализу проблем профилактики
и реабилитации несовершеннолетних
с психическими расстройствами и
асоциальным поведением должна предшествовать
оценка этапов возрастного психического
развития с учетом ведущих факторов
социализации, а также обоснование
социально-психологических и
Психическое состояние детей, оставшихся без родительского попечения (безнадзорные, беспризорные, социальные сироты) и выявляемые у них психогенные и депривационные нарушения во многом определяются характером предшествующей социализации.
Особенности семейных отношений характеризуются следующими признаками:
(1) неполная семья, наличие мачехи или отчима;
(2) частые физические наказания;
(3) противоречивая направленность
воспитательных мер: со
Антиобщественное поведение
формируется рано, как правило, в
младшем школьном возрасте. Более
чем в половине случаев стойкие
асоциальные нарушения
Проблемы этой группы социально дезадаптированных детей до настоящего времени усугубляется последствиями реализации Закона «Об образовании» (1992), а именно, необоснованным переводом «трудных детей» на индивидуальные программы обучения; отсутствием системы мер по содействию регулярному посещению школы и сокращению числа покинувших ее детей. В целом количество подростков, прекративших обучение в школе и не начавших работать выросло за последние годы по Российской Федерации до 40%.
У детей со стойкой школьной неуспешностью доминируют следующие мотивы оставления школы:
(1) 45% детей покинули школу из-за конфликтов с учителями;
(2) 24% - в связи с отставанием в учебе;
(3) 38% считали себя «выгнанными», исключались из школы (по их мнению) необъективно.
В этой группе детей и подростков наблюдаются следующие варианты отклоняющегося (девиантного) поведения:
(1) самовольное и систематическое уклонение от учебы – у 70-80%;
(2) уходы из дома и бродяжничество – у половины подростков;
(3) аутоагрессивное поведение – у 10%.
Для оценки медицинских профилактических
мер при характеристике
Первая группа психического здоровья (частота встречаемости до 9,0 - 10,0 %). В этой группе детей и подростков не определяется признаков психических отклонений; в прошлом не устанавливается воздействие каких-либо патологических факторов с документально подтвержденными психическими расстройствами. Безнадзорность и отклоняющееся (девиантное) поведение связано с конфликтными семейными ситуациями, школьной дезадаптацией, ситуативными социально-средовыми обстоятельствами. Признаки устойчивой социально-психологической деформации личности отсутствуют.
Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями