Структура и значение законодательства Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Корыстные побуждения предполагают жестокое обращение с животным для получения выгоды имущественного характера, например выигрыша в схватке животных, если животное, на которого сделана ставка или которое по желанию владельца участвует в схватке, победит, а равно использование меха домашних животных для изготовления шапок и т. п. Рассматриваемое преступление может совершаться с различными вариантами сочетания мотивов. Например, из корыстных побуждений в сочетании с садистскими. В подобных случаях содеянное рассматривается как одно, а не два преступления.

Вложенные файлы: 1 файл

структура и значение юстиниана.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

                                   

                            Федеральное агентство по образованию

 

            

              

                              

                                 Реферат

Тема: Структура и значение законодательства Юстиниана

 

 

 

 

Научный руководитель                                               Выполнил студуент

 

_______________________                                            ____курса_______________

 

_______________________                                            _________________________

 

 

 

 

 

 

 

                                                             2012г.

       

             38-летнее правление Юстиниана было внешне и кульминационным и переломным периодом ранневизантийской истории. Многое из типично“византийского” оформилось в годы его правления, многое было сделано из того, что принесло ей известность. В объяснении этого “взлета” Византии личности самого Юстиниана, “огромному и разнообразному делу его колоссального честолюбия” отводят немалое место. Кроме несомненного ума и способностей он обладал бесспорным организаторским талантом, необычайной работоспособностью (его называли “императором, который никогда не спит”), чрезвычайным упорством и настойчивостью в достижении своих целей. Огромную помощь Юстиниану оказывала его жена императрица Феодора (умерла в 548г) Уверенная, умная, честолюбивая и энергичная, Феодора во многом поддерживала его решимость и энергию. Исследователи, изучавшие его законодательство, отмечают последовательное и планомерное проведение им своей линии, концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывал и взвешивал. Трудно сказать, что досталось в наследство Юстиниану от его крестьянского происхождения - упорство и трудолюбие, простота и строгость в личном быту, хитрость крестьянина, умевшего под напускной внешней бесстрастностью и спокойствием скрывать смятение и неуверенность, которые также были присущи Юстиниану, или “мания величия” выскочки из низов? Многое в политике и стремлении Юстиниана к жесткому самодержавию, автократии объясняют его властолюбием и ненавистью выскочки к презиравшей его аристократии. Но таких, как он, в ранневизантийскую эпоху было немало, они были довольно типичным явлением. К тому же нет достаточных оснований подозревать Юстиниана в полярной противоположности и несовместимости с аристократией. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядей Юстином, Юстиниан. Получил превосходное аристократическое воспитание при дворе, великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд крупных должностей, долгое время был патроном партии венетов, а следовательно, активным участником борьбы партий. На престол он вступил в возрасте 45 лет, предельно зрелом для того времени, пройдя почти десятилетнюю школу “сопричастности” к управлению при Юстине, ставшем императором в 518 г. Исследования последних лет показывают, что многое из того, что было в завершенной форме осуществлено в его правление, делалось уже его предшественниками. Следовательно, Юстиниана следует рассматривать не столько как новатора, сколько как умелого реализатора, в какой-то мере завершителя определенных тенденций предшествующего развития. Именно в этом плане он и представляет наибольший интерес.В 565 г.83-летний Юстиниан умер, так и не решившись рекомендовать себе преемника. Как писал в “Церковной истории” его современник Евагрий, Юстиниан умер, “после того как наполнил весь мир ропотом и смутами”.

          Избранный после смерти Юстиниана на императорский престол Юстин II был встречен на ипподроме криками: “Сжалься над нами, ибо мы погибаем... облегчи нашу нищету”. Новый император вынужден был начать свою деятельность со сложения недоимок. По его словам, он нашел казну пустой, армию “ввиду отсутствия всего необходимого до такой степени расстроенной, что государство было предоставлено беспрерывным нападениям”.

          В 565г. сошел с исторической сцены император, пытавшийся приостановить естественный ход византийской истории, пожалуй, один из наиболее ярких выразителей политики позднеантичной эпохи - стремления несколько смягчить негативные стороны рабства, не подрывая его значения, по возможности сохранить и сплотить слой мелких и средних свободных земельных собственников империи, остатки старого античного самоуправления, опираясь на них и церковь, ограничить рост могущества крупной землевладельческой знати, приводившую к негативным последствиям бюрократизацию империи, - император, который видел известный идеал в “непогрешимой древности” - inculpabilis antiquitas.

         В конечном счёте в итоге своей деятельности он лишь обострил тот социальный кризис, от которого пытался спасти империю. Тем не менее его правление вошло в число наиболее блестящих страниц византийской истории.

                                                                             2

Важным  было его правление и с точки  зрения сложения византийской культуры, особенностей византийского мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпоха скорее подвела итог, синтезировала  тенденции предшествующего развития. В какой-то мере в эпоху Юстиниана  были исчерпаны все серьезные  возможности реформ во всех возможных  сферах жизни ранневизантийского общества - социальной, политической, идеологической. Византия оказала значительное влияние  на политическое развитие народов Южной  и Восточной Европы, а также  Закавказья. Она долгое время была хранителем и проводником государственно-правового  наследия античности. Восприятие феодальными  государствами Болгарии, Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного  наследия Византийского государства  способствовало их прогрессивному развитию. Его деятельность сыграла немалую  роль в консолидации византийского  общества как такового. Ко времени  его правления относятся первые крупные успехи византийского оружия, вдвое раздвинувшие границы империи  до уже никогда не достигавшихся  в дальнейшем пределов. Всей его  политикой был упрочен авторитет  византийского государства. С этого  времени слава блестящей столицы - Константинополя и правившего в  ней императора стала распространяться среди народов. Хотя и отчасти - административными, государственными мерами - было укреплено  “единство”, связь государства  и церкви. С неслыханной роскошью отстроенный им храм св. Софии в  Константинополе стал не только одним  из “чудес света”, но и своего рода символом могущества византийской церкви в союзе с государством, символом значения Константинополя как центра восточного христианства. Стимулируемая  и поддерживаемая государством, шедшая рука об руку с внешней политикой  последнего активная миссионерская  деятельность стала системой политики византийской церкви. В годы правления  Юстиниана сложились в систему  принципы и методы византийской дипломатии, создания многоступенчатой системы  связанных с ней и находившихся под ее влиянием государств и государственных  образований. Предпринятый по его инициативе пересмотр римского законодательства устранил из него многое специфически характерное для классической системы  античных отношений, утвердив незыблемость права частной собственности; были устранены и изжившие себя типично  римские права pater familias, закреплены юридически имущественные права женщины, членов семьи. В таком виде Свод Юстинианова права мог быть использован последующими поколениями. Он не только лег в основу последующего византийского законодательства, исходившего из его норм, но и сыграл известную роль в том, что Византия осталась “правовым” государством, в котором авторитет и сила “закона” играли огромную роль. Разнообразным было его влияние на законодательство народов средневековой Европы, соседних с Византией стран. “Законы царя Юстиниана” долгое время продолжали сохранять славу и известность имени императора. Таким образом, к основным достижениям юстиниановского права можно отнести следующие:

Проведение  кодификации римского права (Corpus juris civilis);

Утверждение незыблемости права частной собственности;

Закрепление юридических имущественных прав членов семьи (и женщин!);

Юридическое закрепление феодальных отношений (проведение параллели между адскриптициями и рабами, сближение их с другими  категориями колонов; прикрепление свободных колонов к земле, к  своему тяглу и т.п.);

Ограничение бюрократизации империи;

Укрепление  государственной власти в виде автократии;

Ограничение возраставшего всевластие и сохранение сочетания элементов самоуправления с прямым административным управлением;

Юстиниан  был последним крупным императором, предпринявшим все усилия для  того, чтобы сдержать процессы разложения позднеантичного общества, его социально-политических форм.

                                                                            3

 

Список использованной литературы:

  1. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Под ред. Проф.К.И. Батыра. - М.: БЕК, 1999. - 495с.
  2. История Византии / Под ред. С.Д. Сказкина В 3-х т. - М.: Политиздат, 1967. - т. II
  3. История государства и права зарубежных стран. Учебник для юридических институтов и факультетов. Под общ. Ред. Проф. П.Н. Галанза. В 2-х т. Т.1. - М.: Юридическая литература, 1963. - 488с.
  4. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. В 2-х ч. Ч.1. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 480с.
  5. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму). Учебное пособие для студентов. - М.: Высшая школа, 1984. - 207с.
  6. Сюзимов М.Я. Историческая роль Византии и её место во всемирной истории // Вопросы истории 1968 №29 с.18-23
  7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие. Под ред. Проф. З.М. Черниловского. - М.: Фирма Гардарика, 1996. - 413с.
  8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 1996. - 576с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

        Введение

1. Нравственное  содержание конституционных норм  о правосудии и правоохранительной  деятельности

2. Нравственные  принципы и нормы в материальном  праве

 

1. Нравственное  содержание конституционных норм  о правосудии и правоохранительной  деятельности

 

Правосудие  как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права  и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном  единстве. Правосудие, не связанное  законом, не отвечающее требованиям  права, вообще немыслимо. Правосудие –  суд по праву, справедливости. Но сам  закон должен отвечать требованиям  нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

 

Единство  законности и нравственности находит  свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а  также в конституционном национальном законодательстве.

 

Всеобщая  декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые  с полным основанием можно отнести  к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают  и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие  этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют  нормы этого важнейшего документа  ООН.

 

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве  и правах. Они наделены разумом  и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в духе братства.

 

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом  и имеют право, без всякого  различия, на равную защиту закона.

 

1. Нравственное  содержание конституционных норм  о правосудии 35

 

Ст. 5 запрещает  подвергать кого бы то ни было пыткам или  жестоким, бесчеловечным или унижающим  его достоинство обращению и  наказанию.

 

Ст. 11 провозглашает  презумпцию невиновности, принцип гласности  судебного разбирательства с  обеспечением всех возможностей для  защиты.

 

Ст. 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в  его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции  или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких  посягательств.

 

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих  прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно  в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка  и общего благосостояния в демократическом  обществе.

 

Приведенные, а также и другие положения  Всеобщей декларации прав человека в  юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

 

Другой  важнейший документ ООН – Международный  пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения  Всеобщей декларации прав человека, в  том числе и относящиеся к  области прав в сфере правосудия.

 

Для уголовного процесса существенное значение имеют  положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

 

Ст. 9 Пакта  провозглашает право каждого  человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест  или содержание под стражей. Каждому  арестованному сообщается о причине  его ареста и в срочном порядке  сообщается любое предъявляемое  ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению  лицо в срочном порядке доставляется к судье (или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть) и имеет право на судебное разбирательство  в течение разумного срока  или на освобождение. Содержание под  стражей лиц, ожидающих судебного  разбирательства, не должно быть общим  правилом, но освобождение может ставиться  в зависимость от представления  гарантий явки на суд, явки на су-

 

36         Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

 

дебное  разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство  его дела в суде, чтобы суд мог  безотлагательно вынести постановление  относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто  был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет  право на компенсацию, обладающую исковой  силой.

 

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения  свободы и личной неприкосновенности, делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

 

Ст. 10 Пакта  обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

 

Ст. 14 провозглашает  равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает  право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное  разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным  судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного  разбирательства могут иметь  место, в частности, "по соображениям морали. . . или когда того требуют  интересы частной жизни сторон". Однако любое судебное постановление  по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, "за исключением  тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда  дело касается матримониальных споров или опеки над детьми".

 

В ст. 14 Пакта  содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые как минимум  должны предоставляться каждому  обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу  относятся, в частности, право знать  характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться "в срочном порядке и подробно" на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточное время  и возможности для подготовки своей, защиты и сноситься с выбранным  им самим защитником; быть судимым  в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать  показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы  эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче пока-

Информация о работе Структура и значение законодательства Юстиниана