Структура и значение законодательства Юстиниана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:53, реферат

Краткое описание

Корыстные побуждения предполагают жестокое обращение с животным для получения выгоды имущественного характера, например выигрыша в схватке животных, если животное, на которого сделана ставка или которое по желанию владельца участвует в схватке, победит, а равно использование меха домашних животных для изготовления шапок и т. п. Рассматриваемое преступление может совершаться с различными вариантами сочетания мотивов. Например, из корыстных побуждений в сочетании с садистскими. В подобных случаях содеянное рассматривается как одно, а не два преступления.

Вложенные файлы: 1 файл

структура и значение юстиниана.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

 

1 Нравственное  содержание конституционных норм  о правосудии 37

 

заний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью  переводчика; при отсутствии достаточных  средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право  на пересмотр его осуждения и  приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто  не должен быть вторично судим или  наказан за преступление, за которое  он уже был окончательно осужден  или оправдан в соответствии с  законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

 

Ст. 15 Пакта  устанавливает принцип уголовного права – "нет преступления без  закона" – nullum crimen – и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность, а ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

 

Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно  к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые как минимум  должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

 

В конституционном  законодательстве всех государств при  регулировании основ организации  и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят  более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих  гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые  отражают общечеловеческие правовые и  нравственные ценности.

 

Одна из ключевых статей Конституции России – ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства". Здесь  мы имеем дело с формулировкой  принципа гуманизма, выраженной в праве  на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая  этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать  идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать  все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию  человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни  оно ни регулировало. Гуманизм –  ведущий принцип правопримени-тельной  деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина.Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать  принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок  судопроизводства, который обеспечивал  бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается  или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены  от необоснованных обвинений и тем  более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом  от необоснованного стеснения или  нарушения, их человеческое достоинство  не должно унижаться.Ст. 7 Конституции  характеризует гуманистическую  сущность Российской Федерации как  социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции  – "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции  фиксирует, что в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ст. 18 Конституции устанавливает, что  права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права  и свободы обеспечиваются правосудием.Регулируя  начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

 

Важнейшая этическая категория – категория  справедливости означает прежде всего  требование равенства между людьми. Ст. 19 Конституции провозглашает: "Все  равны перед зако-

 

1 Нравственное  содержание конституционных норм  о правосудии 39

 

ном и судом". Государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения  прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности.

 

В ряде конституционных  норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной  жизни – важнейших благ, защита которых предусматривается документами  мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

 

Ст. 20 Конституции  устанавливает: каждый имеет право  на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться  федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо  тяжкие преступления против жизни при  предоставлении обвиняемому права  на рассмотрение его дела судом с  участием присяжных заседателей.

 

В марте 1997 г. Государственная Дума Российской Федерации отклонила проект закона о моратории на исполнение смертной казни в России. Недавно представитель  России в Совете Европы подписал протокол Европейской конвенции об отмене смертной казни. Но окончательное решение  должна принять Государственная  Дума.

 

Ст. 21 Конституции  посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для  его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию. Ст. 23 устанавливает  право каждого на защиту чести  и достоинства.

 

В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет  право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов.

 

Право каждого  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает  ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия.

 

40         Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

 

Ст. 23 Конституции  устанавливает право каждого  на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается  только на основании судебного решения.

 

Ст. 25 Конституции  гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто  не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц  иначе как в случаях, установленных  федеральным законом, или на основании  судебного решения".

 

Глава седьмая  Конституции Российской Федерации  устанавливает демократические  принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей  и подчинение их только Конституции  Российской Федерации и закону; несменяемость  судей; неприкосновенность судей; гласность  суда; состязательность. Ст. 32 Конституции  установила право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении  правосудия, а ст. 123 предусмотрела  возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.

 

Конституция России 1993 года, расширив круг прав и  свобод человека, восприняв важнейшие  положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала  основы российского права, его нравственный потенциал.

2. Нравственные  принципы и нормы в материальном  праве

 

При производстве по уголовным делам суд, органы следствия, дознания, прокуратуры применяют  нормы различных отраслей права. Однако по любому уголовному делу центральное  место занимает применение уголовного права. Поэтому целесообразно рассмотреть  нравственную характеристику уголовного права, причем лишь некоторых его  институтов, так как этические  основы и содержание уголовного права  в целом требуют углубленного и развернутого самостоятельного научного исследования[1].

 

Уголовное право служит задаче охраны человека и общества от общественно опасных  деяний, определяя, что является

 

2. Нравственные  принципы и нормы в материальном  праве             41

 

преступлением, устанавливая уголовные наказания  и правила их применения к лицам, виновным в преступлении. История  уголовного права в прошлом –  история кровавых, мучительных, унижающих  человека наказаний. Двигаясь по пути прогресса, человечество постепенно избавляется  от смертной казни и гуманизирует уголовное право.

 

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. относит  к числу принципов, на которых  основывается Кодекс, законность, равенство  граждан перед законом, принцип  вины, справедливость и гуманизм. Принципы уголовного права выражают основополагающие идеи, в соответствии с которыми создается и функционирует эта  отрасль права.

 

Итак, к  числу принципов уголовного права  России относятся принципы гуманизма  и справедливости, отражающие коренные требования этики.

 

В уголовном  праве принципиальное значение имеет  определение понятия преступления, а одну из сложных и важных для  общества проблем составляет криминализация и декрими-нализация тех или  иных деяний. При решении этой проблемы мы наблюдаем неразрывную связь  уголовного права и нравственности.

 

Преступление, посягающее на права и свободы  человека, на интересы общества, представляет собой нарушение не только правовых, но и нравственных норм. Поэтому  отнесение тех или иных деяний к числу преступлений, установление за них уголовной ответственности  опирается на их нравственное осуждение  обществом, признание их злом в общественном сознании. "В принципе всякое деяние, прежде чем стать преступлением  в глазах населения, во всяком случае подавляющей его части, рассматривается  как безнравственное. В тех случаях, когда законодатель устанавливает  уголовную ответственность за то или иное деяние, не осуждаемое нравственностью, создание соответствующего уголовного закона является ошибочным или преждевременным"[2].

 

С другой стороны, исключение из числа преступлений тех  или иных деяний, противоречащих общественной нравственности, глубоко безнравственных, должно производиться осмотрительно  с учетом последствий как правового, так и нравственного характера.

 

Вопрос  о включении признака аморальности в само понятие преступления, определяемое законом, вызвал дискуссию

 

42         Глава IV. Нравственные основы законодательства о правосудии

 

между учеными. Так, А. А. Пионтковский считал, что "хотя всякое преступление в нашем обществе есть одновременно не только действие противоправное, но и аморальное, этот последний признак нет необходимости  специально вводить в определение  понятия преступления, так как  понятие противоправности деяния тем  самым предполагает его противоречие коммунистической морали"[3]. А. А. Герцензон  же полагал, что в определении  понятия преступления должна быть отражена отрицательная морально-политическая оценка[4]. И. И. Карпец поддерживал позицию  А. А. Герцензона и считал, что "элемент  этический должен быть выделен в  определении преступления"[5].

 

Как видим, никто из специалистов в области  уголовного права не отрицает того, что преступление – деяние не только противоправное, но и аморальное. Вряд ли последователен взгляд тех, кто признает аморальность любого преступления и  одновременно возражает против включения  признака аморальности в законодательное  определение понятия преступления.

 

Признак аморальности, моральной осуждаемости деяния характеризует  каждый состав преступления, все без  исключения преступления аморальны[6].

 

Тем не менее  ст. 14 Уголовного кодекса 1996 г. в определение  понятия преступления признак аморальности не включила.

 

В российском уголовном праве с момента  принятия в 1958 году Основ уголовного законодательства Союза ССР и  союзных республик не применяется  аналогия закона. До этого в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР 1926 года (ст. 16) допускалось наказание за общественно опасные действия, не предусмотренные Уголовным кодексом, "применительно к тем статьям  кодекса, которые предусматривают  наиболее сходные по роду преступления". Наличие возможности применения уголовного закона по аналогии открывает  путь к произволу, а это с этической  точки зрения безнравственно. Государство  присваивает себе право наказывать человека за действие или бездействие, которое уголовным законом не запрещено, в момент его совершения было не наказуемо, во всяком случае в  уголовном прядке. Если в ряде других отраслей права аналогия допустима  и может быть нравственно оправдана, то в уголовном праве, где речь идет о

 

2 Нравственные  принципы и нормы в материальном  праве              43

 

признании человека преступником и его уголовном  наказании, применение аналогии несправедливо.

 

Вслед за международно-правовыми  нормами ст. 54 Конституции России в настоящее время устанавливает  гуманный принцип уголовного права  – nullum crimen sine poena, nulla poena sine lege – "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

 

Последнее положение, крайне важное именно для  уголовного права, обусловлено нравственно  теми же причинами, что и отказ  от аналогии. Человек, наказываемый за действия, которые при их совершении не считались преступными, становится жертвой произвола, объектом расправы.

 

Целый комплекс нравственных проблем связан с уголовном  наказанием. Среди них заслуживают  внимания прежде всего цели наказания. Исторически цели и нравственное обоснование уголовного наказания  получали разную трактовку. Объяснения природы и цели наказания давали различные теории: теория возмездия, теория устрашения, теория целесообразности, теория психологического принуждения, теория заглажения вреда и т. п.[7].

 

Признание целью уголовного наказания устрашения, возникшее, видимо, вместе с уголовным  правом и бытующее до настоящего времени  в обыденном общественном сознании, влечет за собой ужесточение уголовной  ответственности, дегуманизацию уголовного права. Опыт средневековых государств с их поражающей воображение изобретательностью в мучительстве человека, разнообразии видов смертной казни и предшествовавших ей пыток свидетельствует о том, что наказание, целью которого является устрашение, не только антигуманно, но и не достигает целей, которые  преследует законодатель.

Информация о работе Структура и значение законодательства Юстиниана