Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:48, курсовая работа
Суд, реализующий судебную власть - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами не являются. Конституция Российской Федерации (далее РФ) предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст.125), Суды Общей Юрисдикции (ст.126), Арбитражные суды (ст.127). Все они относятся к федеральным судам. Но «Закон о судебной системе» определил и суды субъектов РФ, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ст.4).
Введение ……………………………………………………………………3
§ 1.Общая характеристика судебной системы России ………………….5
§ 2.Конституционный суд РФ …………………………………………….9
2.1. Конституционный суд РФ, его задачи ………………………………9
2.2. Решения Конституционного суда РФ ………………………………14
§ 3.Система федеральных судов общей юрисдикции ………………….15
3.1. Верховный суд РФ …………………………………………………...15
3.2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа ..19
3.3. Военные суды ………………………………………………………..22
§ 4. Система арбитражных судов ………………………………………..27
4.1. Задачи и полномочия арбитражных судов …………………………27
4.2. Арбитражные суды субъектов РФ ………………………………….29
4.3. Федеральные арбитражные суды округов …………………………31
§ 5.Общая характеристика судов субъектов Федерации ………………33
Заключение ……………………………………………………………….37
Список литературы ………………………………………………………39
высшего профессионального образования
Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридического факультета)
по дисциплине правоохранительные органы
Судебная система Российской Федерации
Выполнила:
Студентка 1 курса
заочной формы обучения
гр. 13/з-104ВВ
Бабочкина А.А.
Москва 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………3
§ 1.Общая характеристика судебной системы России ………………….5
§ 2.Конституционный суд РФ …………………………………………….9
2.1. Конституционный суд РФ, его задачи ………………………………9
2.2. Решения Конституционного суда РФ ………………………………14
§ 3.Система федеральных судов общей юрисдикции ………………….15
3.1. Верховный суд РФ …………………………………
3.2. Верховный суд республики,
краевой (областной) суд, суд
города федерального значения, суд
автономной области, суд
3.3. Военные суды ……………………………………………
§ 4. Система арбитражных судов ………………………………………..27
4.1. Задачи и полномочия
4.2. Арбитражные суды субъектов РФ ………………………………….29
4.3. Федеральные арбитражные суды округов …………………………31
§ 5.Общая характеристика судов субъектов Федерации ………………33
Заключение …………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………39
Введение
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст.1 «Закона о судебной системе»). Понятие «суд» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается соответствующее учреждение, и как состав суда, принявший решение по конкретному делу, и т.д.
Суд, реализующий судебную власть - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами не являются.
Конституция Российской Федерации (далее РФ) предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст.125), Суды Общей Юрисдикции (ст.126), Арбитражные суды (ст.127). Все они относятся к федеральным судам. Но «Закон о судебной системе» определил и суды субъектов РФ, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ст.4).
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект РФ), или на структурное образование Вооруженных Сил РФ (вид вооруженных сил, военный округ, флот, группа войск, гарнизон и т.д.). В отдельных случаях судебная юрисдикция распространяется на определенных лиц или социальную группу (дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами в порядке ст.93 Конституции РФ; рассмотрение уголовных дел по обвинению в преступлении судей в случаях, предусмотренных п.7 ст.16 «Закона о статусе судей»).
Судебная система - это
совокупность всех действующих в
РФ в соответствии с ее Конституцией
судов, объединяемая единством задач
судебной власти, принципов организации и деятельности судов,
построенная с учетом федеративного и
административно-
Систему федеральных судов составляют:
1) Конституционный Суд Российской Федерации,
2) суды общей юрисдикции,
3) арбитражные суды.
Они различаются по структуре и объему полномочий. Кроме них, «Законом о судебной системе», как указывалось, предусмотрены суды субъектов РФ - конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ст.4).
К судам общей юрисдикции относятся также военные суды: это военные суды гарнизонов, армий, флотилий, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и др. В отличие от военных судов другие суды общей юрисдикции иногда называют «общими» судами. В систему судов общей юрисдикции, согласно ст.4 «Закона о судебной системе», входят мировые судьи.
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Федерации.
§ 1. Общая характеристика судебной системы России
Судебная система - совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В ст. 125 определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику, а равно практику других правоохранительных органов.
Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсистемы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.
Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и «Закона о судебной системе», а также ряда других законодательных актов:
- Закона о судоустройстве;
- Закона об арбитражных судах;
- Закона о военных судах;
- Закона о мировых судьях.
Из приведенных
1) Правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова «суд» или «судебный» (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитражный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к числу органов судебной власти, реализующих полномочия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 «Закона о судебной системе», где сказано, что «в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации»;
2) Суды в РФ подразделяются на два вида - суды федеральные и суды субъектов РФ;
3) Всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока):
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;
- Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют «гражданскими» (общими) или «общими» (гражданскими) судами.
Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они «осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба».1 Эти специализированные суды состоят из:
- Гарнизонных военных судов;
- Окружных (флотских) военных судов;
- Военной коллегии - одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
Конституция РФ и иное действующее законодательство допускают возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.
В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).
Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.
Законом о судебной системе
предусмотрена возможность
- Конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
- Мировых судей.
Вся судебная система РФ - единое целое. По этому поводу в ст. 3 «Закона о судебной системе», сказано следующее: «Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
-установления судебной системы РФ Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом;
-соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
-применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
-признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
-законодательного закрепления единства статуса судей;
-финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».
Для обеспечения единства судебной системы принципиальное значение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 «Закона о судебной системе» этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:
- высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;
- другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;
- суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов РФ.
§ 2. Конституционный суд Российской Федерации
2.1 Конституционный Суд РФ, его задачи
Конституционный Суд РФ - это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конституционным (уголовным) судам субъектов РФ он не обладает2.
Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст.125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации".