Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:48, курсовая работа
Суд, реализующий судебную власть - только государственный орган. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции России и соответствующих законах, не обладают и судами не являются. Конституция Российской Федерации (далее РФ) предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст.125), Суды Общей Юрисдикции (ст.126), Арбитражные суды (ст.127). Все они относятся к федеральным судам. Но «Закон о судебной системе» определил и суды субъектов РФ, отнеся к ним конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировых судей (ст.4).
Введение ……………………………………………………………………3
§ 1.Общая характеристика судебной системы России ………………….5
§ 2.Конституционный суд РФ …………………………………………….9
2.1. Конституционный суд РФ, его задачи ………………………………9
2.2. Решения Конституционного суда РФ ………………………………14
§ 3.Система федеральных судов общей юрисдикции ………………….15
3.1. Верховный суд РФ …………………………………………………...15
3.2. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа ..19
3.3. Военные суды ………………………………………………………..22
§ 4. Система арбитражных судов ………………………………………..27
4.1. Задачи и полномочия арбитражных судов …………………………27
4.2. Арбитражные суды субъектов РФ ………………………………….29
4.3. Федеральные арбитражные суды округов …………………………31
§ 5.Общая характеристика судов субъектов Федерации ………………33
Заключение ……………………………………………………………….37
Список литературы ………………………………………………………39
В порядке надзора суды округов и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, но только в том случае, если они не были предметом кассационного рассмотрения в этих судах.
В состав военного суда округа и равного ему суда входят судьи и народные заседатели. Судьи назначаются на должность указом Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на 5 лет и призываются для исполнения своих обязанностей не более двух недель в году. Судьи и народные заседатели состоят на воинской службе, на них распространяются положения Закона «О статусе военнослужащих в РФ». Вместе с тем статус военных судей определяется Законом «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Народные заседатели пользуются всеми правами судьи в период их привлечения к осуществлению правосудия.
Дела по первой инстанции в военном суде округа и ему равном рассматриваются только коллегиально: или судьей и двумя народными заседателями, или тремя профессиональными военными судьями. В кассационном и надзорном порядке военные суды второго звена рассматривают дела в составе трех судей.
Военный суд округа и равный ему суд не имеет каких-либо структурных образований. Возглавляется он председателем, который осуществляет и судебные функции: председательствует на судебных заседаниях, ведет прием граждан, приносит протесты на приговоры и решения военных судов первого звена и организует работу суда. Председатель распределяет обязанности между военными судьями, решает вопрос о передаче дела из военного суда одного гарнизона в военный суд другого гарнизона, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
В состав военного суда округа и ему равного входят также заместители председателя, его помощник.
В аппарате этого суда имеются судебный секретарь, секретари судебных заседаний, осуществляющих ведение протокола судебного заседания и подготовку дела к слушанию, заведующий делопроизводством, начальник канцелярии, консультанты, на которых возлагается предварительное рассмотрение поступающих жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих судов и подготовка в случае необходимости проектов протестов, справок.
Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ. Она рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке.
§ 4. Арбитражные суды Российской Федерации
4.1 Задачи и полномочия арбитражных судов
Система арбитражных судов возникла с принятием Закона «Об арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенция арбитражного суда регулируются также Арбитражным процессуальным кодексом РФ, действующим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст.127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.10
Организация и деятельность арбитражных судов регулируется как общими судебными законами - Законом «О статусе судей в РФ», Законом «О судебной системе РФ», так и специальными - Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ.11
Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст.22) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:
1) между юридическими лицами (далее - организации), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане);
2) между Российской
Федерацией и субъектами
Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов РФ).
4.2 Арбитражные суды субъектов РФ
Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов РФ - в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).13
В компетенцию арбитражных судов субъектов РФ входит рассмотрение по первой инстанции практически всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Они же повторно, в апелляционном порядке, рассматривают дела, которые слушались в этом суде по первой инстанции.
Арбитражный суд субъекта РФ состоит из арбитражных судей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На судей арбитражного суда субъекта РФ полностью распространяется действие положений Закона «О статусе судей в РФ». Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.
Законом «О судебной системе РФ» предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. Но пока их участие находится в стадии эксперимента. Арбитражными заседателями являются лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, достигшие 25 лет. Список арбитражных заседателей утверждает ныне Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъектов РФ судьей единолично. Лишь при необходимости применения специальных знаний при рассмотрении конкретных дел привлекаются арбитражные заседатели. Тогда образуется состав суда - один судья и два арбитражных заседателя. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов государственного самоуправления и иных органов, дела о банкротстве рассматриваются коллегиально судьями. При этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей. В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, в состав суда входит нечетное количество судей - трое или больше.
Арбитражный суд субъекта РФ действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Коллегии рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов.
Президиум утверждает членов коллегий по представлению председателя арбитражного суда, рассматривает вопросы судебной практики, а также вопросы организации работы суда.
Организация работы в арбитражном суде субъекта РФ возлагается на председателя суда и его заместителей.
Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. Кроме того, она распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его собраниях и вносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от нее работников аппарата суда, представляет арбитражный суд в отношениях с государственными и общественными органами.
Заместители председателя
арбитражного суда субъекта РФ возглавляют
судебные коллегии и организуют их
работу, осуществляют руководство деятельностью
структурных подразделений
4.3 Федеральные арбитражные суды округов
Федеральные арбитражные
суды округов являются вторым звеном
системы арбитражных судов. Они
осуществляют деятельность по проверке
в кассационной инстанции законности
решений арбитражных судов
Каждый федеральный арбитражный суд округа осуществляет свою юрисдикцию на территории нескольких областей, республик, автономных округов и т.д. Существует 10 федеральных арбитражных судов соответствующих округов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального.15
Главная задача, стоящая перед этими судами, - проверка обоснованности и законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов РФ по делам, рассмотренным ими в первой и апелляционной инстанциях. Федеральным арбитражным судам округов предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционного закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику.
Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной статистики.
Федеральный арбитражный суд округа состоит только из судей. Судьи федерального арбитражного суда округа назначаются Президентом РФ, без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе нечетного количества судей - трое или больше.
Работа в федеральном арбитражном суде округа организуется председателем и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуществления правосудия по арбитражным делам.
Председатель распределяет
обязанности между
Заместители председателя возглавляют коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел в кассационном порядке, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда. В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.
§ 5. Общая характеристика судов субъектов Федерации
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:
- рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.