Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, контрольная работа

Краткое описание

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.

Содержание

1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.
3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по прокурорскому надзору.docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

При обнаружении  пассивности в проведении оперативно-розыскных  мероприятий уполномоченным прокурорам необходимо направлять руководителю органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока  их исполнения.

При нарушении  органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством  обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Случаи незаконного  отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств  должны рассматриваться как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору  в этих случаях при наличии  оснований необходимо принимать  меры для привлечения виновных должностных  лиц в установленном законом  порядке к ответственности, в  том числе уголовной.

Уполномоченные  прокуроры обязаны, используя свои полномочия, пресекать нарушения  прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

3. Особенности прокурорского  надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

В Федеральном  законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. От 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13) дан перечень государственных органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокуроры осуществляют надзор.

К "ним относятся: на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних  дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной  службы безопасности.

3. Утратил силу. — Федеральный  закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

4. Федерального органа  исполнительной власти в области  государственной охраны.

5. Утратил силу. — Федеральный  закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.

6. Таможенных органов  Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки  Российской Федерации.

8. Федеральной службы  исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

 Оперативное подразделение  органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 — 9 части первой настоящей статьи.

 Перечень органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, может быть изменен  или дополнен только федеральным  законом. Руководители указанных  органов определяют перечень  оперативных подразделений, правомочных  осуществлять оперативно-розыскную  деятельность, их полномочия, структуру  и организацию работы.

 Органы, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим  Федеральным законом задачи исключительно  в пределах своих полномочий, установленных соответствующими  законодательными актами Российской  Федерации.

 Оперативные подразделения  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, вправе проводить  совместно с работниками уголовно-исполнительной  системы оперативно-розыскные мероприятия  в следственных изоляторах уголовно-исполнительной  системы.

 Но оперативно-розыскная  деятельность этих органов может  осуществляться только в целях  обеспечения их собственной безопасности  и не должна вторгаться в  компетенцию вышеперечисленных  государственных органов. Этот  перечень исчерпывающий. Он может  быть изменен – расширен или  сужен только федеральным законом.  Осуществляя надзор, прокурор следит  за тем, чтобы ни один из  этих органов не вышел за  пределы полномочий, установленных  законодательными актами РФ.

Весьма важным является определение оснований для проведения проверок исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности.

В ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставляют им оперативно-следственные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого следует, что основаниями для прокурорских проверок служат не только жалобы или иные сведения о нарушениях законности, но и в определенных случаях – собственная инициатива прокурора.

Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений следует осуществлять:

  -    по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;

  -     по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;

 -      в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

  - в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по .выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных' преступлений, при раскрытии преступления, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

До момента  использования прокурором конкретных методов надзора должны быть решены вопросы общего характера. Во-первых, необходимо определить конкретную цель: методы надзора, используемые для предупреждения, выявления или устранения нарушений законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, или же преследуется несколько целей. Во-вторых, определить форму (либо формы) надзора, которая будет наиболее эффективной в данном случае. При использовании нескольких форм надзора нужно определить их последовательность. В-третьих, требуется определить время, когда целесообразно использовать надзорные полномочия. В-четвертых, в зависимости от того, какая форма надзора будет использована, определить и методы надзора.

Методы  надзора имеют свою специфику в зависимости от того, какие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в целях раскрытия преступления, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших граждан и т.д.

Для выработки  эффективных методов выявления  и устранения нарушений законов  в оперативно-розыскной деятельности необходим глубокий анализ допускаемых  при осуществлении этой деятельности нарушений.

По мнению опрошенных оперативных сотрудников, следователей и прокуроров, наибольшее количество нарушений законности допускается  при исполнении законодательства об установлении обстоятельств преступления, об обнаружении вещественных доказательств и других следов преступления, по обнаружению лица, совершившего преступление. При этом наибольшее число незаконных действий выражается в виде незаконных задержаний и осмотров, необъективном информировании следователей о результатах оперативно-розыскных мероприятий, собирании компрометирующих материалов в целях соответствующего воздействия на гражданина.

Исследование  причин и условий нарушения законности в оперативно-розыскной деятельности, обстоятельств, способствующих этим нарушениям, свидетельствует о том, что большинство  нарушений совершаются как вследствие низкой профессиональной подготовки, так и в связи с недобросовестным отношением исполнителей к своим  служебным обязанностям. В этой связи  задача прокурора в том, чтобы  средствами прокурорского надзора  выявлять эти нарушения и принимать  такие меры реагирования, которые  бы оказали эффективное воздействие  не только на исполнителей, но и в  связи с отсутствием надлежащего  ведомственного контроля на руководителей  соответствующих подразделений, в  том числе и вышестоящих органов.

При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора РФ уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:

–> на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

–> обязательность регистрации и заведения дел  оперативного - учета, законность постановки и снятия с оперативного учета  лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

–> соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

–> наличие  полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

–> возможность  осуществления только тех оперативно-розыскных  мероприятий, перечень которых определен  Федеральным законом;

–> наличие  оснований для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом (Срок действия вынесенного судьей постановления  не может превышать 6 месяцев, но при  необходимости срок может быть продлен  на основании вновь представленных материалов.);

–> соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

–> своевременность  уведомления судей органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи  в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также  при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности государства, оперативно-розыскных  мероприятий, ограничивающих конституционные  права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

–> законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Уполномоченным  прокурорам, используя предоставленные  им полномочия, необходимо пресекать  нарушения прав и законных интересов  физических и юридических лиц  при проведении оперативно-розыскной  деятельности, принимать своевременные  меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии  оснований – привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Как отмечалось, методы прокурорского надзора имеют  свою специфику в зависимости  от конкретного направления оперативно-розыскной  деятельности.

Наиболее  характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе оперативно-розыскной  деятельности по предупреждению и обнаружению  преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.

Проводя соответствующую  проверку, прокурору необходимо:

–> выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия;

–> если будет  установлено, что мероприятия проводятся, то проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий;

–> проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;

–> выяснить, какие меры приняты по сведениям  о других преступлениях, их полноту  и законность;

–> проверить  соблюдение сроков и законность принимаемых  решений по материалам;

–> решить вопрос о необходимости реагирования и его форме.

Большой объем  работы уполномоченного прокурора  по осуществлению надзора за законностью  оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и обнаружению  преступлений составляет надзор за розыском без вести пропавших граждан.

Заявление или  сообщение о безвестном исчезновении гражданина не равнозначно заявлению, сообщению о совершенном или  подготавливаемом преступлении, так  как в нем, как правило, нет  данных, указывающих на совершение преступления в отношении без  вести пропавшего.

При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:

–> проведены  ли проверки по учетам задержанных  и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений;

–> использовались ли криминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД России;

Информация о работе Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов