Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, контрольная работа
Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.
1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.
3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.
При обнаружении
пассивности в проведении оперативно-розыскных
мероприятий уполномоченным прокурорам
необходимо направлять руководителю органа,
осуществляющего оперативно-
При нарушении
органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную
Случаи незаконного
отказа в предоставлении документов
в зависимости от обстоятельств
должны рассматриваться как
Уполномоченные
прокуроры обязаны, используя свои
полномочия, пресекать нарушения
прав и законных интересов физических
и юридических лиц при
В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. От 10.07.2012) «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13) дан перечень государственных органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокуроры осуществляют надзор.
К "ним относятся: на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
4. Федерального органа
исполнительной власти в
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
8. Федеральной службы исполнения наказаний.
9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах 1, 2, 4, 6 — 9 части первой настоящей статьи.
Перечень органов,
осуществляющих оперативно-
Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную
Оперативные подразделения
органов, осуществляющих
Но оперативно-розыскная
деятельность этих органов
Весьма важным является определение оснований для проведения проверок исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности.
В ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставляют им оперативно-следственные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого следует, что основаниями для прокурорских проверок служат не только жалобы или иные сведения о нарушениях законности, но и в определенных случаях – собственная инициатива прокурора.
Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений следует осуществлять:
- по жалобам граждан и обращениям должностных лиц;
- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора;
- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
- в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по .выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных' преступлений, при раскрытии преступления, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
До момента использования прокурором конкретных методов надзора должны быть решены вопросы общего характера. Во-первых, необходимо определить конкретную цель: методы надзора, используемые для предупреждения, выявления или устранения нарушений законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, или же преследуется несколько целей. Во-вторых, определить форму (либо формы) надзора, которая будет наиболее эффективной в данном случае. При использовании нескольких форм надзора нужно определить их последовательность. В-третьих, требуется определить время, когда целесообразно использовать надзорные полномочия. В-четвертых, в зависимости от того, какая форма надзора будет использована, определить и методы надзора.
Методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, какие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в целях раскрытия преступления, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших граждан и т.д.
Для выработки
эффективных методов выявления
и устранения нарушений законов
в оперативно-розыскной
По мнению опрошенных оперативных сотрудников, следователей и прокуроров, наибольшее количество нарушений законности допускается при исполнении законодательства об установлении обстоятельств преступления, об обнаружении вещественных доказательств и других следов преступления, по обнаружению лица, совершившего преступление. При этом наибольшее число незаконных действий выражается в виде незаконных задержаний и осмотров, необъективном информировании следователей о результатах оперативно-розыскных мероприятий, собирании компрометирующих материалов в целях соответствующего воздействия на гражданина.
Исследование
причин и условий нарушения законности
в оперативно-розыскной
При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора РФ уполномоченные прокуроры должны обращать внимание:
–> на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
–> обязательность
регистрации и заведения дел
оперативного - учета, законность постановки
и снятия с оперативного учета
лиц, в отношении которых проводятся
оперативно-розыскные
–> соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
–> наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
–> возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом;
–> наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом (Срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать 6 месяцев, но при необходимости срок может быть продлен на основании вновь представленных материалов.);
–> соблюдение
условий и порядка проведения
оперативно-розыскных
–> своевременность
уведомления судей органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
–> законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований – привлечению к ответственности виновных должностных лиц.
Как отмечалось,
методы прокурорского надзора имеют
свою специфику в зависимости
от конкретного направления
Наиболее
характерным основанием для проведения
уполномоченными прокурорами
Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:
–> выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия;
–> если будет установлено, что мероприятия проводятся, то проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий;
–> проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;
–> выяснить, какие меры приняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность;
–> проверить соблюдение сроков и законность принимаемых решений по материалам;
–> решить вопрос о необходимости реагирования и его форме.
Большой объем
работы уполномоченного прокурора
по осуществлению надзора за законностью
оперативно-розыскной
Заявление или сообщение о безвестном исчезновении гражданина не равнозначно заявлению, сообщению о совершенном или подготавливаемом преступлении, так как в нем, как правило, нет данных, указывающих на совершение преступления в отношении без вести пропавшего.
При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:
–> проведены ли проверки по учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений;
–> использовались ли криминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД России;
Информация о работе Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов