Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, контрольная работа

Краткое описание

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.

Содержание

1. Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в ОРД.
3. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по прокурорскому надзору.docx

— 37.81 Кб (Скачать файл)

–> ориентированы  ли по приметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел;

–> опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам  безвестного исчезновения (члены  семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропавший  имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого и т.д.);

–> полно  ли выяснены при опросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы, ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.;

–> осмотрено  ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести; произведен ли тщательный осмотр этих' объектов, присутствовали ли при этом понятые, участвовали ли в нем нужные специалисты, применялись ли необходимые технические средства;

–> направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие территориальные, транспортные органы внутренних дел;

–> объявлен ли федеральный розыск при наличии  имеющихся оснований;

–> как  выполняются поручения других органов  о проведении необходимых мероприятий  по розыску без вести пропавших  граждан;

–> приняты  ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропавших;

–> соблюден ли срок принятия решений;

–> соответствуют  ли принятые решения об отказе в  возбуждении уголовного дела материалам проверки;

–> заведены ли розыскные дела;

–> соблюден ли срок заведения розыскного дела;

–> проведены  ли необходимые оперативно-розыскные  мероприятия, наличие оснований  для их проведения и предусмотренного порядка;

–> обоснованно  ли прекращен розыск.

Основные  усилия при надзоре за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности прокуроры принимают при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность.

Успешное  раскрытие преступлений, как правило, зависит от тех мероприятий, которые  могут проводить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Хорошо продуманные оперативно-розыскные  мероприятия помогают обнаружению  орудий совершения преступлений и иных источников вещественных доказательств, обнаружению похищенных ценностей, выяснению местонахождения важных по делу материалов и документов, выявлению  возможных свидетелей, установлению лиц, совершивших преступление, их связей, соучастников преступления и т.д.

Однако из практики известно немало случаев, когда  мероприятия проводятся не в рамках требований закона либо не проводятся вообще. Это не способствует не только раскрытию преступлений, а приводит к тому, что лица, совершившие  преступления, длительное время не привлекаются к ответственности, а  иногда вообще уходят от ответственности.

При осуществлении  надзора за исполнением законов  при раскрытии преступлений особого  внимания заслуживают следующие  вопросы: законность заведения и  прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения  этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных  мероприятий, их полнота, выполнение поручений  следователей.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не всегда своевременно заводятся  дела оперативного учета, в том числе  по тяжким и особо тяжким преступлениям, а в некоторых случаях такие  дела вообще не заводятся.

Имеют место  и факты необоснованного заведения  дел оперативного учета, влекущие не только затраты сил и средств  оперативных служб, но и создающие  реальные условия для нарушения  законных интересов и прав граждан.

Учитывая, что  процент раскрываемости преступлений является важным показателем работы оперативных аппаратов, их сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают меры к раскрытию.

Бывают случаи, когда оперативные аппараты, располагая достаточными данными о совершенном  преступлении, проводят под видом  проверки по существу расследование  в целях получения «весомых результатов» и сокращения сроков последующего расследования.

Уполномоченный  прокурор при каждой проверке должен рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных  мероприятий, направленных на раскрытие  преступления.

При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий  по поручениям следователя прокурору  необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения, во-вторых, на использование всех предусмотренных  законом средств; в-третьих, на своевременность  выполнения поручения и направления  информации следователю. При этом следует  иметь в виду, что оперативно-розыскная  деятельность по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, может  проводиться без его поручения  лишь в одном случае: если преступление не раскрыто.

С учетом того, что из года в год увеличивается  число лиц, скрывшихся от органов  дознания, следствия и суда, местонахождение  которых остается неизвестным, большую  актуальность приобретает надзор за исполнением законов о розыске  этих лиц.

Проверяя  законность действий работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, при проведении розыска  скрывшихся обвиняемых прокурору необходимо выяснить следующие вопросы: заведены ли розыскные дела; своевременность  их заведения; своевременность объявления в федеральный розыск; все ли необходимые  розыскные действия и оперативно-розыскные  мероприятия выполнены и соответствуют  ли они требованиям закона; обоснованность прекращения розыска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные акты.

  1. Конституция РФ. М, 2013.
  2. Декларация     прав     и     свобод     человека     и     гражданина:     Утв. 
    Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // 
    Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ 
    (в последней редакции)//СЗ РФ. 2001. К* 52 (чЛ). Ст. 4921.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 
    г.№ 195-ФЗ// (в последней редакции)/7 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  5. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. 
    № 2202-1 (в последней редакции) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от  12 
    августа 1995 г. № 144-ФЗ (в последней редакции) /7 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 
    3349.
  7. Приказ   Генпрокуратуры   России   «Об   организации   прокурорского 
    надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» от 15 февраля 2011 г. № 33 (в последней редакции) // Законность. 2011. № 5.

8) Указание «О порядке представления  органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Генпрокуратуры РФ № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29 сентября 2008 г. // СПС «КонсультантПлюс».

Литература.

  1. Васильев  Н.А.,  Сергеев А.Б.  Оперативно-розыскная  деятельность  и 
    прокурорский надзор в стадии предварительного расследования II Закон и 
    правопорядок: исторические, социальные, юридические аспекты: Материалы 
    конференции слушателей. Екатериибург,2007. С. 58-59.
  2. Винокуров Ю. Прокурорский надзор. М.: Юрайт, 2011.

3) Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор. М.: МПСИ МО ДЕК, 201 1.

  1. Захарцев СИ., Пахунов A.M. Организация прокурорского надзора за 
    оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. № 9.
  2. Козусев   А.Ф.   Проблемы   прокурорского   надзора   за   исполнением 
    законов в ОРД. М., 2008.
  3. Кузосев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов о розыске 
    скрывшихся обвиняемых: Учебно-методическое пособие. М., 2008.

 


Информация о работе Сущность, задачи, предмет прокурорского надзора за исполнением законов