Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:45, курсовая работа
Уголовный процесс невозможно представить без решения вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности, без обвиняемого. С развитием общества появились определенные правила, в соответствии с которыми лица обвиняются в совершении преступления. Приятно сознавать, что уже прошли те времена, когда в области уголовного процесса царил произвол и полное отсутствие закона. Новый Уголовно-процессуальный кодекс установил правила предъявления обвинения и допроса обвиняемого.
Выбранная мной тема имеет большую актуальность, потому что при предъявлении обвинения допускается огромное количество нарушений, связанных с недостаточным знанием уголовно-процессуального закона и желанием повысить процент раскрываемых преступлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, значение и виды допроса 4
2. Производство допроса 9
3. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших 14
4. Предъявления обвинения и допрос в качестве обвиняемого 21
5. Особенности допроса несовершеннолетнего 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Основным гарантом соблюдения прав и свобод допрашиваемого лица является адвокат, участвующий в допросе. Право иметь защитника при производстве допроса имеют свидетель, подозреваемый, обвиняемый или подсудимый.
Если производится допрос
подозреваемого или обвиняемого (подсудимого),
защитник имеет право перед
Перед началом допроса следователь выясняет отношение свидетеля и потерпевшего к обвиняемому, данные допрашиваемого, разъясняет права и обязанности вызванному лицу, ответственность, предусмотренную уголовным кодексом РФ за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, потерпевший также должен быть предупрежден об уголовной ответственности за оговор. При этом необходимо помнить о том, что свидетели и потерпевшие, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, не обязаны давать показания против самих себя, а также против близких родственников: супруга и супруги, родителей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемый языком, на котором ведется производство по уголовному делу, он выясняет, на каком языке допрашиваемый желает давать показания и при необходимости предоставляет ему возможность пользоваться услугами переводчика, в том числе и бесплатно.
Задавать наводящие вопросы в ходе допроса запрещается, т.к. в этом случае следователь (а в некоторых случаях и защитник) будет подталкивать допрашиваемое лицо к получению определенных, нужных только ему показаний, что не всегда может привести к установлению истины по делу и лишить впоследствии суд возможности принятия правильного решения. Данный запрет направлен в первую очередь на соблюдение принципа состязательности в уголовном судопроизводстве и ограничение возможности допуска обвинительного уклона при расследовании уголовного дела. В остальном (каким образом построить ход допроса, с каких вопросов начать, что выяснить затем, какие технические средства применить, какие доказательства предъявить и т.п.), следователь свободен при выборе тактики допроса.
В ходе допроса, допрашиваемый вправе пользоваться документами и записями (например записной книжкой, в которой у него зафиксированы памятные даты и события).
По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого при допросе может быть применена аудио- и (или) видеозапись. Фонограмма и видеозапись допроса хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.
Ход и результаты допроса отражаются в протоколе. Показания записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место при допросе. В протокол заносятся все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем, или на которые отказался отвечать допрашиваемый с указанием мотивов отвода или отказа.
Если в ходе допроса допрашиваемому предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы и воспроизводились аудио- и видеозаписи, киносъемка следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе. В протоколе также должны быть отражены данные при этом показания допрашиваемого.
Если при допросе применялась аудио- и (или) видеозапись, то протокол должен также содержать:
1) запись о применении аудио- и видеозаписи;
2) сведения о технических
средствах, условиях аудио- и
видеозаписи и факте ее
3) заявления допрашиваемого по поводу применения аудио- и видеозаписи;
4) удостоверение правильности протокола допрашиваемым и следователем.
Допрашиваемым в ходе следственного действия могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается отметка (например, схема дорожно-транспортного происшествия).
По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по просьбе допрашиваемого оглашается следователем, что отмечается в протоколе. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.
В протоколе указываются все лица, принявшие участие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемый удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемый подписывает также каждую страницу протокола.
Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется следователем, а также представителем, защитником и иными лицами, участвовавшими в производстве допроса.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ
Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.
Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, может быть свидетелем. Исключение составляет лишь защитник обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.
Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее, от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать при оценке его показаний.
Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений.
Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также q своих взаимоотношениях с обвиняемым. Однако его заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он подвергался, должны быть учтены при допросе и оценке показаний. ,В остальном тактика допроса потерпевшего и свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.
Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа: установление психологического контакта; свободный рассказ; постановка вопросов; ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной записью показаний.
На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид. Определенное значение имеет также и форма предупреждения допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выполнять это требование закона нельзя шаблонно. В зависимости от личности допрашиваемого и его ожидаемого поведения следователь и выбирает форму предупреждения: от строго официальной с акцентом на возможную ответственность перед законом до осторожного разъяснения с подчеркиванием того, что эти требования относятся ко всем свидетелям и потерпевшим и не обусловлены недоверием.
В целях установления контакта с допрашиваемым может быть использована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении анкетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными данными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими качествами. Таким образом следователь получает и дополнительную информацию о личности допрашиваемого.
При затрудненном контакте рекомендуется:
а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;
б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;
в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п.;
г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной связи в случае необходимости;
д) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; об этом будет сказано подробнее.
Далее следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным рассказом.
Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам. Этот этап допроса является необходимым по следующим основаниям:
следователь не всегда представляет себе, какими данными и в каком объеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе он может сообщить такую важную информацию, о характере и наличии которой следователь и не предполагал и которую не стремился бы получить путем постановки вопросов;
Следователь может рекомендовать определенный порядок (последовательность) изложения, когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов или обстоятельств и сам он затрудняется в выборе такого порядка (иногда даже спрашивает, с чего ему начать рассказ). В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а уж потом рассказать обо всем остальном. В криминалистике такой тактический прием получил название "деление темы свободного рассказа". Цель этого приема двоякая: либо направить его рассказ по определенному руслу — на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удержать его от дачи ложных показаний, если такая опасность вероятна. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и об остальных.
Как правило, следователь
не должен прерывать свободный рассказ
репликами или вопросами. Подобное
вмешательство может сбить
По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку неминуемо приводит к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь заметки о соображениях, возникших у него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем, вопросах, которые нужно будет задать впоследствии. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать заинтересованность в его показаниях. Это укрепит его в сознании важности исполняемого им гражданского долга, оказываемой им помощи следствию и послужит дополнительным стимулом к даче правдивых показаний. И следователь при этом сможет полнее воспринимать свободный рассказ допрашиваемого, четче его анализировать и оценивать.
После окончания свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, которые не упоминались в свободном рассказе, получает контрольные данные, необходимые для проверки показаний, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое. Если полученные показания, по оценке следователя, являются ложными, то на этом этапе допроса он должен:
при добросовестном заблуждении допрашиваемого — помочь ему исправить ошибки, при умышленной даче ложных показаний — изобличить его и побудить дать правдивые показания.
В целях "оживления"
памяти свидетеля или потерпевшего
(эти приемы могут быть использованы
также и при допросе
Допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными. Поэтому за припоминанием одного факта "всплывают" и связанные с ним — предшествующие, сопутствующие, последующие либо сходные или контрастные. С целью появления таких связей следователь задает допрашиваемому вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам, помогает установить сначала их (они могут хорошо сохраниться в памяти допрашиваемого), а затем, по ассоциации, и искомый.