Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:24, курсовая работа
Характеристика бандитизма как уголовно-наказуемого деяния. Определение природы бандитизма, выяснение характера и степени его общественной опасности, установление объекта этого преступления. Вопросы назначения наказания за бандитизм.
Актуальность темы. В последнее время в общей структуре преступности значительно возросла организованная преступность, одной из разновидностей которой является бандитизм. Он сопряжен с вооруженными нападениями на организации и граждан. Последние особенно уязвимы, так как под угрозу ставится не только их собственность, но и жизнь. Как показало выборочное изучение уголовных дел на лиц, осужденных за бандитизм, в 78% случаев бандитские нападения заканчивались убийством потерпевших, на счету отдельных банд их в среднем от пяти и более.
Как показало изучение практики применения Уголовного законодательства, не всегда правильно принимаются такие признаки состава бандитизма, как организация банды и руководство ею, участие в банде и участие в бандитских нападениях. Недостаточно полно выясняется, какие именно действия совершил каждый участник банды, не устанавливаются лила, способствующие бандитской деятельности. Допускаются ошибки в квалификации совершаемых бандой нападений по совокупности с иными деяниями, поскольку не все преступления, в которых приняла участие банда, охватываются понятием бандитизма.
С 1 января 1998г. в действие введен новый уголовный кодекс, в котором в ст. 237 УК РК более широко по сравнению с уголовным кодексом КССР установлены признаки бандитизма как общественно-опасного деяния. Новая конструкция ответственности за бандитизм предусматривает в ч. 1 ст. 237 УК РК ответственность за организацию и руководство бандой, в ч. 2 ст. 23 -- за участие в банде и в совершаемых ею нападениях. Часть является квалификационным составом по отношению к двум первым и устанавливает ответственность за действия, перечисленные в частях 1 и 2 ст. 237 УК РК, совершенные с использованием служебного положения.
Обретение независимости республиками бывшего Советского Союза, повлекшее за собой разрыв экономических, политических и социальных связей, обусловило возникновение и последующее ухудшение социально - экономической обстановки на постсоветском пространстве в целом, что непосредственным образом сказалось на ухудшении криминальной обстановки в обществе.
Становление молодого независимого государства Республики Казахстан сопровождается обострением всех ранее накопившихся противоречий за период существования советского государства, что находит свое отражение в структуре и динамике преступности. Характерным примером могут послужить количественные и качественные показатели бандитизма.
Так, если в 1992 году не было зарегистрировано ни одного факта бандитизма, то в 1993 - 6 , 1994 - 0, 1995 - 16 , 1996 - 23 , 1997 - 53 , 1998 - 28, 1999 - 58 , 2000 - 54 , 2001 - 32, 2002 - 17 , 2003 - 17, 2004 - 54, 2005 - 34. Количество лиц привлеченных к ответственности за бандитизм, увеличилось на 162 % за период с 1991 по 2002 годы .
29 марта 2002 года на республиканском совещании правоохранительных органов страны с участием Акимов всех уровней в Астане Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркнул необходимость усиления борьбы с организованными формами преступности и ее корыстными проявлениями как важного направления защиты имущественных интересов граждан.
Цель
курсовой работы исследование общественно-опасного
деяния как бандитизм и состава данного
преступления.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
БАНДИТИЗМА КАК УГОЛОВНО - НАКАЗУЕМОГО
ДЕЯНИЯ
В истории Уголовного законодательства бандитизм рассматривался как преступление государственное, т.е. одно из особо опасных преступлений, посягающих на основы государственного управления в области охраны общественной безопасности и правопорядка. Впервые о бандитизме говорилось как о преступлении в Декрете СНК РСФСР от 20 июля 1918г. «О суде». Декретом ВЦИК от 20 июня 1919г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» бандитизм определяется как «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки».
Как видно из характеристики исторического развития бандитизма, криминализация составляющих его деяний с самого начала образования советского государства и до наших дней объяснялось той высокой степенью общественной опасности, которая в нем заключалась.
Первоначально бандитские действия были опасны не столько тем, что реально они выливались в незаконное завладение имуществом, но прежде всего тем, что на фоне противостояния значительной части общества новому общественному и государственному строю и несогласия с проводимой социальной политикой, они являлись лишним доказательством неспособности нового государства построить справедливое общество и обезопасить его членов. Недаром в первые годы советской власти это преступление было объявлено государственным, хотя такая цель в диспозиции нормы не укладывалась, а сформулированные в ней действия по своему характеру выступали как относящиеся к числу корыстно- насильственных общеуголовных преступлений.
С
затуханием классовой борьбы эти качества
данного преступления вышли на первый
план, однако, по традиции бандитизм оставался
в главе о государственных преступлениях.
Глубокое изучение проблем организованности
бандитизма позволили выявить и закрепить
в науке Уголовного права такие существенные
признаки бандитизма как устойчивость,
законспирированный характер этого вида
деятельности, вовлечение в нее значительного
числа лиц, в том числе использующих свое
служебное положение, облегчающее совершение
преступлений, тщательное планирование,
наличие круга лиц, укрывающих банду и
похищенное. Бандитизм претерпел значительную
эволюцию в своем развитии, постепенно
переродившись из контрреволюционного
преступления, посягающего на основы государственного
устройства, советскую власть в тяжкое,
корыстно- насильственное преступление.
Бандитизм не посягает на основы государственного и общественного устройства, его устои, поэтому его нельзя назвать государственным преступлением. Как показывает изучении судебной практики последних лет, бандитизм всегда совершается с целью незаконного завладения имуществом, чем причиняет вред общественным отношениям, возникающим по поводу сохранности и нормального функционирования различных видов собственности, плюс общественным отношениям, направленным на охрану личной физической неприкосновенности личности, ее права на жизнь.
Видимо, правильнее было бы поместить бандитизм вследствие его корыстной направленности в главу о преступлениях против собственности.
Новый УК РК 1997г. в ст. 31 УК РК дословно повторил положения УК КССР относительно организованной группы, т.е. она определяется как «устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений».
Одним из принципиальных положений Общей части УК РК является требование обязательной индивидуализации Уголовного наказания лиц. совершивших преступление, особенно это касается преступлений, совершаемых в соучастии. Поэтому судебных органы, выполняя данное положение закона, всегда были обязаны устанавливать степень участия лица в банде и в совершаемых ею нападениях, его значимость в данной преступной организации. Чтобы придать указанному требованию еще более обязательный характер, законодатель в новом УК РК предусмотрел дифференцированную уголовную ответственность за бандитизм в зависимости от характера и степени участия каждого конкретного субъекта в преступной деятельности банды. Если УК КССР устанавливал равную ответственность как организаторов так и других участников банды, то в УК 1997г. ответственность этих лиц строго ранжирована и предусмотрена в разных частях ст. 237 УК РК.
Часть 1 ст. 237 УК РК устанавливает ответственность организаторов банды и ее руководителей. Наказание за эти действия - от 5 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.
Рядовые члены банды, принимающие в ней участие или в совершаемых ею нападениях, несут ответственность по ч. 2 ст. 237 УК. Наказание в отношении этих лиц несколько мягче - от 3 до 10 лет лишения свободы.
В ч. 3 ст. 237 УК РК установлена уголовная ответственность за действия, заключающиеся в организации, руководстве, участии в банде и в совершаемых ею нападениях, но совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Наказание за такие действия более суровое - от 10 до 15 лет лишения свободы, поскольку служебное положение в данном случае облегчает
совершение преступления, с одной стороны, и что самое главное, как правило,
под категорию подразумевающихся в ней лиц, подпадают те, по дожжен осуществлять защиту граждан, учреждений, предприятий или организаций от возможных преступных посягательств, т.е. это работники охранное службы, правоохранительных органов.
Однако санкции различных частей ст. 237 УК РК недостаточно продуманы и не позволяют в полной мере осуществить поставленные перед вея задачи: достаточно справедливо оценить действия различных участки» банды посредством назначения им наказания. Поскольку организация руководство ей, участие в ней и в совершаемых ею нападениях предусмотрены в разных частях ст. 237 УК РК и представляют собой, таким образом, самостоятельные преступные деяния, действия руководителя и организатора банды, участвовавших в совершаемых ею нападениях, следует квалифицировать по ч.2
и ч.3 ст.
237 УК РК. Суд при назначении наказания
за такие действия, руководствуясь правилами
назначения наказания при совокупности
преступлений, изложенными в ч.3 ст. 58 УК
РК может применить принцип полного сложения
наказаний. Если исходить из того, что
суд будет складывать максимально возможные
сроки наказания в виде лишения свободы,
которые можно назначить в подобном случае,
то окончательное наказание будет равняться
25 годам лишения свободы. Лицо же, руководившее
бандой и участвовавшее в нападениях,
используя при этом свое служебное положение,
будет нести ответственность только по
ч.3 ст. 209 УК РК, и назначенное ему наказание
не сможет превысить 20 лет лишения свободы.
Более тяжкие деяния будут наказываться
мягче, чем менее тяжкие.
II.
СОСТАВ БАНДИТИЗМА
2.1.
ОБЪЕКТ БАНДИТИЗМА
Важное значение для определения природы бандитизма, для выяснения характера и степени его общественной опасности имеет установление объекта этого преступления . Общественная опасность преступного деяния зависит от того , насколько ценным и важным является нарушенное им благо , а также насколько серьёзным может оказаться вред, причиняемый этому благу .
Действующее уголовное законодательство не содержит общего понятия объекта, а перечень объектов уголовно -- правовой охраны дается в статье 2 УК Республики Казахстан.
В специальных исследованиях, посвященных объекту преступления, многие его вопросы до сих пор решаются неоднозначно, а порой и противоречиво, причем не только при анализе состава преступления, но и отдельных групп преступлений.
Теория уголовного права традиционно рассматривает объект преступления как общественные отношения, охраняемые уголовным законом от преступных посягательств. В литературе этот взгляд является общепризнанным. Мы также разделяем данную позицию, и при характеристике объекта бандитизма будем руководствоваться ею.
Общий объект - это вся система общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Уже руководящие начала по уголовному 1919 года определили преступление как действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений.
Родовой объект представляет собой группу однородных взаимосвязанных общественных отношений, на которые посягает группа однородных преступлений. Именно родовой объект положен в основу законодательного построения системы Особенной части УК Республики Казахстан.
Родовой объект имеет определяющее значение для установления характера и степени общественной опасности преступного посягательства. Обращаясь к родовому объекту бандитизма, следует отметить, что он определяет место нормы о бандитизме в системе Особенной части. В УК Республики Казахстан статья 237 помещена в главу преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, что соответствует характеру и степени общественной опасности данного преступления.
В этой связи представляет определенный интерес вопрос о месте нормы о бандитизме в уголовном законодательстве отдельных государств СНГ. Так, например, в УК Российской Федерации (ст. 209) и УК Кыргызской Республики