Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:56, курсовая работа
Целью работы является системный анализ развития российского антитеррористического законодательства как ответа государства на зарождение террористической угрозы и изменение ее специфики. Оценка эффективности использования исторического опыта противодействия терроризму в современном уголовном праве и правоприменительной практике.
Введение
1. Терроризм: понятие, признаки, уголовная ответственность……………
1.1. Понятие терроризма в уголовном праве……………………………
1.2. Анализ состава терроризма как вида уголовного преступления…………………………………………………………........
1.3.Основания уголовной ответственности за террористическую деятельность в Российской Федерации………………………………….
2. Терроризм как мировая проблема………………………………………...
2.1. Международные правовые основания уголовной ответственности за террористическую деятельность……………………...
2.2. Тенденции и причины развития внутреннего и внешнего терроризма…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………
1.2.Анализ состава терроризма,
как вида уголовного
Объектом терроризма, как преступления является совокупность общественных отношений, регламентирующих основы (коренные интересы) обеспечения безопасных условий существования общества.
Объективная сторона терроризма заключается в совершении взрыва, поджога либо иных действий (стрельбы из огнестрельного оружия), устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а так же угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Под взрывом следует понимать сопровождающееся громким звуком воспламенение чего-либо вследствие мгновенного разложения вещества (динамита, тротила, пороха и т.п.) и образования сильно нагретых газов, расширение которых носит ударный, разрушительный характер. Взрывными устройствами могут быть гранаты, бомбы, артиллерийские снаряды, мины и т.п. заводского и кустарного производства.
Поджог означает
воспламенение, способное вызывать
пожар и уничтожение огнем
имущества. Поджог может быть осуществлен
с помощью пиротехнических
Под иными действиями следует понимать различные по характеру действия, способные повлечь за собой такие же последствия, как и при взрыве или поджоге: использование радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ, производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотии и т. п.
Иные действия могут состоять также в затоплении сооружений, помещений, складов, территорий.
К объективной стороне терроризма следует отнести также возникновение опасности гибели людей, причинения значительного материального ущерба и иных общественно опасных последствий. Иные общественно опасные последствия — это сопоставимые, равно порядковые со значительным имущественным ущербом и гибелью людей последствия (причинение лицу смерти или тяжкого вреда здоровью, заражение местности, распространение эпидемий и т. д.). При этом опасность для людей состоит в угрозе причинения вреда любому их числу. К иным общественно опасным последствиям можно также отнести нарушение работы транспорта, прекращение подачи электричества, газа, нарушение работы канализации, водопровода12.
Терроризм с объективной стороны состоит также в угрозе совершить перечисленные действия.
Под угрозой совершения указанных в ч.1 ст.205 УК РФ действий понимается психическое воздействие на людей в форме высказывания намерения совершения взрыва, поджога или иных подобных действий, совершаемое в определенных целях. Угроза при этом должна носить реальный характер.
Преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ, имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции действий.
С субъективной стороны терроризм совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает описанные в законе действия и создаваемую ими угрозу, и желает их совершения.
В субъективную сторону терроризма закон включил специальную цель: нарушение общественной безопасности, устрашение населения, оказание воздействия на принятие решений органами власти.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14 лет.
Часть 2 ст. 205
УК РФ предусматривает
Часть 3 ст. 205
УК РФ предусматривает
Таким образом, субъектом данного преступления может быть признано лишь физическое вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает ответственность за содеянное согласно уголовному законодательству.
Как отмечается в юридической литературе, в настоящее время в практике реформирования уголовного законодательства стран СНГ отдельными юристами, в связи с рассмотрением проблем распространения терроризма, поднимается вопрос о включении юридических лиц в состав субъектов данного преступления. Однако, предложения предусмотреть уголовную ответственность юридических лиц в новых уголовных кодексах государств, как указывает В.П. Емельянов13, были обоснованно отвергнуты. Действительно, ответственность за преступное деяние в деле юридического лица несет физическое лицо, совершившее это деяние как представитель соответствующего юридического лица или по его поручению, либо находясь на службе юридического лица, а также как соучастник такого физического лица.
Уголовная ответственность юридических лиц допускается в так называемой англо-американской системе права, и, как справедливо отмечается в литературе, сама практика в странах, где она существует, отвергает ее и свидетельствует «о многочисленных трудностях и фактической невозможности применить эту норму»14.
На эти трудности, а соответственно и невозможность признать юридические лица субъектами преступлений указывали ведущие юристы еще в конце ХIХ - начале XX столетия. «Субъектом, - отмечал Л.С. Белогриц-Котляревский, - может быть только человек, как лицо, одаренное ответственною волею... Несомненно, что юридическое лицо, хотя и реальное учреждение, но субъект фиктивный, воля коего есть не воля его непосредственно, а лиц физических, его составляющих, и притом не всех, а только большинства и часто даже мнимого, идущего за воротилой»15.
Но если юридическое лицо не обладает собственной волей, то у него нет и собственной вины, без которой невозможны уголовная ответственность и уголовное наказание, а попытки выработать некие критерии определения вины юридического лица посредством исчисления своеобразной «средней» из вин его сотрудников не имеют под собой реальных оснований. «В самом деле, - писал С.В. Познышев, - если, например, в общем собрании данного юридического лица сделано постановление совершить известное преступление и все или некоторые члены сообща совершили это преступление, то ведь вина каждого будет несомненно индивидуальна: один дремал на заседании и присоединился к известному постановлению, не отдавая себе в нем должного отчета, другой злонамеренно усыплял внимание других членов собрания и различными ухищрениями склонил остальных к данному решению, третий, хотя и не играл в данном случае активной роли, но имел прошлое, испещренное судимостями, и т.д. Смешать все эти виновности и извлечь из них какое-либо определенное целое невозможно…»16.
И еще одно немаловажное обстоятельство, говорящее о невозможности признать юридическое лицо субъектом преступления, - это невозможность применения к нему характерных для уголовного закона мер наказания.
К тому же применение уголовно-правовых санкций к юридическому лицу является весьма малоэффективной мерой в борьбе с преступностью. «Даже если суд признает некую организацию преступной, - замечает В.А. Лукьянов, - и приговорит ее к принудительной ликвидации, то это только в малой степени способно помешать ее создателям продолжать совместную преступную деятельность на «неформальной» основе»17.
Поэтому признание какой-либо организации преступной вообще или террористической в частности означает лишь возможность привлечения к уголовной ответственности конкретных членов этой организации, обладающих общими признаками субъекта преступления (достижение определенного возраста, вменяемость).
1.3.Основания уголовной
ответственности за
Рассмотрим развитие правовых основ уголовного наказания за совершение террористических актов в России и адекватность уголовного наказания за террористическую деятельность.
В советском уголовном праве середины XX в. терроризм упоминался в двух нормативных актах: в законе СССР от 25.12.1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» (статьи 3 – 4) и в Указе Верховного Совета СССР от 05.05.1961г. «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», где речь шла об ответственности за терроризирование рецидивистами заключенных.
Статья 3 в законе СССР от 25.12.1958 г. «Об уголовной ответственности за государственные преступления» называлась «Террористический акт» и подразумевала под этим явлением убийство государственного или общественного деятеля или представителя власти или же нанесение данному лицу тяжкого телесного повреждения, совершенные в связи с его деятельностью и с целью подрыва или ослабления Советской власти.
Статья 4 рассматривала террористический акт против представителя иностранного государства (убийство или тяжкое телесное повреждение) с целью провокации войны или международных осложнений. В обоих случаях участникам террористического акта грозило наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на определенный срок или же смертная казнь с конфискацией имущества.
Таким образом,
советское уголовное право в
целом учитывало оба основных
признака терроризма. Объектом насилия
считалось только государство, так
как в условиях единой общенародной
собственности и отсутствия организованной
преступности в стране просто не могло
быть острой конкурентной борьбы и
криминальных разборок. Участникам террористических
актов грозило строгое
После распада Советского Союза обстановка в России существенно изменилась, что потребовало ужесточения уголовного закона. Однако его развитие пошло по другому пути. С 1997 года в России вступил в действие УК РФ, содержащий ст. 205 — «Терроризм».
Как указывает Е.А. Климчук, данная статья имеет ряд особенностей. «Во-первых, в ней разграничены терроризм и иные преступные формы насилия (захват заложников, бандитизм, убийство, организация незаконных вооруженных формирований и др.).
Во-вторых, прослеживается нежелание или неспособность законодателя признать реальность: почему-то он посчитал, что террористы способны лишь создать «опасность гибели людей», в крайнем случае — вызвать гибель человека «по неосторожности».
В-третьих, в качестве объекта терроризма указана только государственная власть, т.е. вооруженные разборки между криминальными структурами не считаются террористическими актами.
В-четвертых, за терроризм грозит достаточно мягкое наказание: лишение свободы на срок от 5 до 20 лет, а смертная казнь или конфискация имущества не предусмотрены».
Далее указанный автор отмечает, что «УК РФ содержит ряд положений, которые чуть ли не прямо провоцируют преступника на совершение террористического акта. Так, ст. 206 («Захват заложника») имеет примечание: лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Выходит, что преступник, захвативший людей, ничем не рискует: он либо добивается выполнения своих требований, либо отпускает заложников и ненаказуем до совершения очередного преступления. Примерно такое же примечание — «индульгенцию» от уголовного наказания — имеет и ст. 208 («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»).
Таким образом, считаем, что толкование терроризма и уголовная ответственность за террористические действия в УК РФ не отвечают создавшимся в России условиям разгула терроризма.18
2.Терроризм как мировая проблема
2.1.Международные правовые основания уголовной ответственности за террористическую деятельность
Проблема терроризма, в сущности, не нова, но впервые попытки дать обще приемлемое определение этого явления были предприняты с развитием международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Проблемой терроризма активно занимались и занимаются различные международные объединения и организации в рамках состоявшихся международных конференций по унификации уголовного законодательства в рамках Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций и Европейского сообщества.
Думается, что вряд ли правильно принципиально разграничивать терроризм вообще от международного терроризма. Как совершенно верно заметила Н.С. Беглова, «международный терроризм - это не какой-то особый вид терроризма, а продолжение внутреннего терроризма, выход его за пределы границ того или иного государства»19. Особенность международного терроризма состоит лишь в одном - в наличии иностранного элемента. Так, Л.А. Моджорян относит к данному виду терроризма следующие случаи:
1) как террорист,
так и жертвы терроризма
Информация о работе Уголовная ответственность за террористическую деятельность