Уголовная ответственность за террористическую деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является системный анализ развития российского антитеррористического законодательства как ответа государства на зарождение террористической угрозы и изменение ее специфики. Оценка эффективности использования исторического опыта противодействия терроризму в современном уголовном праве и правоприменительной практике.

Содержание

Введение
1. Терроризм: понятие, признаки, уголовная ответственность……………
1.1. Понятие терроризма в уголовном праве……………………………
1.2. Анализ состава терроризма как вида уголовного преступления…………………………………………………………........
1.3.Основания уголовной ответственности за террористическую деятельность в Российской Федерации………………………………….
2. Терроризм как мировая проблема………………………………………...
2.1. Международные правовые основания уголовной ответственности за террористическую деятельность……………………...
2.2. Тенденции и причины развития внутреннего и внешнего терроризма…………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Негосударственное Образовательное Учреждение.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

2) террористический  акт направлен против лиц, пользующихся  международной защитой; 

3) подготовка  к террористическому акту ведется  в одном государстве, а осуществляется  в другом;

4) совершив  террористический акт в одном  государстве, террорист укрывается  в другом и встает вопрос  о его выдаче20.

Также представляются неточными попытки отграничить  уголовный терроризм от «не уголовного» (политического, религиозного и так называемого «государственного»), ибо всякий терроризм - уголовный и никакого не уголовного терроризма не существует, поскольку терроризм относится к чисто уголовным деяниям, как во внутреннем законодательстве государств, так и в международных конвенциях.

В частности, в соответствии со ст. 1 Европейской Конвенции по борьбе с терроризмом21 и ст. 11 Международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом22, ни одно из указанных в настоящих конвенциях преступлений не рассматривается для выдачи или взаимной правовой помощи как политическое преступление или преступление, связанное с политическим преступлением, или преступление, вызванное политическими побуждениями. Другое дело, что сам уголовно наказуемый терроризм может иметь подразделение по мотивации (политическая, религиозная, националистическая, экономическая, корыстная и т.д.) и по субъекту преступления (совершенный гражданином своей страны; иностранцем или лицом без гражданства; лицом, не обладающим какими-либо полномочиями либо представителем каких-то государственных структур).

Таким образом, и ответственность за терроризм, будь то акты терроризма, совершенные  в пределах своей страны, либо имеющие  международный характер, представляется возможной лишь как уголовная  ответственность лиц, обладающих признаками субъекта преступления.

Признаки  специального субъекта терроризма имеют  место, по утверждению В.П.Емельянова, только в ст.24 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, разработанного в рамках ООН, где в качестве субъекта международного терроризма названо лицо, которое как агент или представитель государства совершает, или отдает приказ о совершении указанных в статье действий23.

Тот факт, что  представители государственной  власти порой оказывают содействие террористам и их организациям, порождает  в научной литературе полемику о  субъектах такого рода терроризма, и в частности о возможности  отнесения к ним государства  как такового. Эта полемика идет как в рамках подготовки всеобщей Конвенции по борьбе с терроризмом, так и в рамках подготовки проекта  Кодекса преступлений против мира и  безопасности человечества и проекта  Международного уголовного суда.

Проблема  «государственного» терроризма представляет собой часть более общей проблемы - концепции международно-правовой уголовной ответственности государств за совершение международных правонарушений. Это научное течение, возникшее  сразу после первой мировой войны, представляет собой попытку перенесения  уголовно-правовых категорий в международное  право, появившееся как следствие  переосмысления оценок агрессивных  войн. Однако идея уголовной ответственности  государств подвергалась обоснованной критике, как в зарубежной литературе, так и в отечественной.

Так, например, А.Н. Трайнин, пишет следующее: «В уголовном правосудии весьма существенную роль играют понятия и институты вменяемости, стадии совершения преступления, соучастия, наказания. Вне этих понятий уголовное право и уголовная ответственность немыслимы. Но все эти институты и понятия нельзя применить к государству. Государство не может быть вменяемо или невменяемо; государство не может быть на скамье подсудимых или за решеткою тюрьмы»24.

В последнем  варианте проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества также последовательно проводится линия об уголовной ответственности  за террористические действия исключительно  индивидов. Следовательно, называть терроризм «государственным» только потому, что кто-то из высокопоставленных представителей государства вдруг оказал содействие террористам - нельзя. К тому же такой подход ведет к огульному обвинению в преступной деятельности всего населения того или иного государства, тогда как в каждом государстве общество далеко неоднородно, и одни его слои поддерживают преступную деятельность каких-то представителей государственной власти, другие же, напротив, осуждают ее и находятся к властным структурам в крайней оппозиции.

 

2.2.Тенденции и причины развития внутреннего и внешнего терроризма.

 

Основной  тенденцией интенсивного изменения терроризма в различных странах мира является повышение его общественной опасности.

Анализ общественной опасности терроризма можно провести по следующим критериям:

1) По темпам  роста и прироста. За последние 15 – 20 лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в мировых СМИ. В России и на территории стран СНГ фактический терроризм особенно интенсивно возрастал в процессе и после распада СССР. Достаточно вспомнить кровавые события в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Армении, в Прибалтике и Чечне, а также террористические акты в Москве, Волгодонске, Кисловодске и других городах России. Как преступление терроризм впервые был введен в Уголовный кодекс РСФСР в 1994г.

2) По уровню организованности терроризм в истекшем ХХ столетии развивался от террористов одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований левого, ультраправого, националистического и религиозного толка до транснациональных террористических объединений типа "Аль-Каида".

  1. По материально-техническому и финансовому обеспечению развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения (химических, биологических, ядерных) при помощи мировых центров финансирования террористических акций.
  2. По национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности терроризм «движется» от единичного места преступления - места совершения террористического акта до охвата целых городов, стран, регионов организованной и систематической террористической деятельностью.
  3. По степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв тенденция устрашающая. Темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц и в чем-то, по их мнению, виновных перед ними, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем не повинных людей, не говоря уже о колоссальных материальных разрушениях. Так, теракты 11 сентября 2001г. в США превзошли по числу жертв все последствия предыдущей истории терроризма.
  4. По характеру и объему целей тренд вполне определенен: от убийства отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов.
  5. По расширению его социальной базы. Социальная база террористов, к великому сожалению, постоянно растет и расширяется. Под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные объединения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои.

Все эти тенденции  свидетельствуют о становлении  терроризма фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству в своей внутренней и внешней политике и мировому сообществу в целом.

Причин такого трагического развития террористической деятельности называется много: политические, идеологические, националистические, религиозные, психологические, территориальные, социальные, экономические и т.д. Все они, видимо, могут иметь место. Но основными, на наш взгляд, остаются социально-экономические причины, выраженные в величайшей социальной несправедливости, на которую потом наслаиваются многие другие обстоятельства и социально-экономические причины окрашиваются в тот или иной политический, идеологический, национальный или религиозный цвет, что еще более упрочняет террористическую направленность отдельных групп, слоев, народов.

Поэтому современный  терроризм в широком понимании  данного понятия - это, видимо, не столкновение религий, наций, цивилизаций, а антагонизм между страшной бедностью нередко  потенциально богатых регионов и  беспредельным богатством развитых стран. И здесь движущей силой  выступает не столько сама бедность, сколько социальная несправедливость в мире, удерживаемая с помощью  серьезного прямого и косвенного давления и насилия одних слоев  общества над другими, одних стран  над другими, одних народов над  другими.

Тенденция глобализации мира, интенсивно проталкиваемая США  и другими развитыми странами, которая становится доминирующей, усугубляет развитие мирового терроризма и в  целом организованную транснациональную преступность.

К сожалению, эти причины недостаточно анализируются. Например, в одном из докладов Национальной комиссии США по терроризму под заголовком "Приближающая угроза международного терроризма" (Countering the Changing Threat of International Terrorism) еще в конце 1999г. говорилось, что «террористические организации основаны на идеологической близости и общей ненависти к Соединенным Штатам. Это делает террористические нападения более трудными к распознанию и предотвращению»25. Но причина общей ненависти не анализировалась и не анализируется.

Очень важно  осознать и следующую причину. Глобальный терроризм особо интенсивно стал развиваться в послевоенное время  в связи с противостоянием  двух мировых систем - социализма и  капитализма. Эти две идеологические системы, беспощадно борясь между собой, взрастили армады террористов, направленных друг против друга. Ныне стало известно, что правительства противоборствующих сторон нередко ставили перед  собой террористические задачи уничтожения  неугодных лидеров тех или  иных стран. Это способствовало разрастанию  государственной поддержки терроризма другими странами (Афганистан, Ирак, Иран, Ливия, Пакистан и т.д.). Снижение противостояния между СССР и США  и развал СССР оставили идеологические террористические организации без  средств существования. Профессиональные террористы стали искать других покровителей. Известно, что Усама бен Ладен, имел связи с американскими спецслужбами в Пакистане и Афганистане и участвовал в организации борьбы моджахедов с советскими войсками. Именно в этот период была создана там «Аль-Каида», острие которой было направлено против СССР, а ныне - на США.

Особо настораживает  низкая раскрываемость терроризма. Она находится в пределах 10 – 20 % от числа учтенных терактов. Тогда как 80-90% реальных террористических актов достигает своей цели. Эффективность террористов в 6 - 8 раз выше антитеррористической деятельности. И еще один факт. Для всех очевидно, что терроризм ныне стал главным образом организованным. А вот это-то в силу низкой раскрываемости и не доказывается26.

Анализ мер  возможного предупреждения терроризма после известных сентябрьских событий  в разных странах, особенно в США, Великобритании, Германии и в России, показывает, что среди этих мер  доминируют силовые, военные и специально-разведывательные аспекты. В системе предпринимаемых мер почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию терроризма, их устранению или минимизации. Особо тревожит то, что предпринимаемые меры нередко нарушают фундаментальные права человека (массовые задержания и обыски, прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия). Многие противопоставляют личную безопасность правам человека.

Таким образом, в настоящее время мировое  общество стоит перед проблемой  решения важнейшей двуединой  задачи - эффективности правоохранительной деятельности и ее гуманности, результативной работы органов правоохраны и  строжайшего соблюдения, фундаментальных прав человека, соотношения свободы и безопасности.

 

Заключение

Терроризм представляет собой сложное, многоплановое явление, которое посягает на различные блага  и общественные установления, охраняемые законом.

При раскрытии понятия «терроризм» основное внимание должно быть обращено на установление его отличительных признаков. Проведенный анализ научной литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризму, как деянию, свойственны следующие четыре отличительных признака.

В первую очередь  отличительной чертой терроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общественно опасных действий либо угрозы таковыми. Опасность при этом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.

Следующая отличительная  черта терроризма - это публичный  характер его исполнения, так как  терроризм без широкой огласки, без открытого предъявления своих  требований не существует.

Третьим признаком  терроризма является преднамеренное создание в обществе обстановки страха, подавленности, напряженности, которые возникают  в результате получивших общественный резонанс террористических деяний.

И еще одной  отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общественно опасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц

Информация о работе Уголовная ответственность за террористическую деятельность