Уголовная ответственность за халатность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – системноеa изучение вопросов a уголовной ответственности за халатность. Для достижения a цели поставлены. задачи:
- уточнить объект и предмет. преступления;
- исследовать объективнуюa сторону преступления;
- рассмотреть субъективные .признаки преступления;
- проанализировать a квалифицирующие признаки преступления;
- отграничить халатность .от смежных составов преступлений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ХАЛАТНОСТИ 5
1.1.Понятие халатности. Объект преступления 5
1.2.Объективная сторона преступления 7
1.3.Субъект преступления 13
1.4.Субъективная сторона преступления 18
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ХАЛАТНОСТИ 21
2.1.Квалифицированные признаки преступления 21
2.2.Причины халатности и ее профилактика 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Вложенные файлы: 1 файл

Ugolovnaya_otvetstvennost_za_khalatnost_st_29.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, обязательным a признаком объективной стороны преступления является причинная a связь. между невыполнением или ненадлежащим выполнением a служебных обязанностей и наступившими общественно опасными a последствиями. Изучение данной a проблемы позволяет прийти к выводу о том, что причинная .связь при бездействии существует. Утверждение о a том, что a бездействие не порождает последствий9, приводит к  тому, что определенные общественно. aопасные последствия возникают беспричинно, что противоречит. одному из основных законов диалектики.

По законодательной  конструкции a состав преступления. материальный. Преступление a окончено a (составом) в момент наступления последствия в виде крупного ущерба. Наступление. указанного a последствия является своеобразной гранью между a дисциплинарным проступком и должностным преступлением. Определение крупного .ущерба a дано в примечании к статье 293 УК РФ и составляет сумму, a превышающую 100 тыс. руб. Но состав a имеет свою специфику. Если .в результате халатности последствия не наступили, то должностное лицо понесет a только административную. или дисциплинарную a ответственность10.

Подведем итоги. Объективная a сторона. халатности как уголовного преступления состоит из трех элементов: 1) деяние (как действие, так и бездействие) - неисполнение a или ненадлежащее a исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие .недобросовестного или небрежного отношения к службе; 2) a последствия в виде крупного ущерба или существенного a нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов a. общества или государства (ч. 1), причинения a тяжкого вреда a здоровью или смерти человека (ч. 2), смерти двух или более лиц (ч. 3) по неосторожности; . крупным ущербом в настоящей статье признается a ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей; 3) причинная связь.

При этом ключевым a моментом определения объективной стороны данного состава. является установление двух обстоятельств: 1) были ли возложены на должностное лицо служебные. a обязанности, неисполнение или ненадлежащее a исполнение которых повлекло существенное нарушение прав и интересов граждан или организаций a либо охраняемых законом интересов общества или a государства, и 2) имело. ли соответствующее должностное лицо реальную возможность (как объективно, так и субъективно) для надлежащего a исполнения своих служебных обязанностей.

1.3.Субъект  преступления

Субъектом преступления, a предусмотренного статьей 293 УК РФ, является должностное a лицо. Определение .понятия должностного лица следует давать через определение характера a выполняемых функций, времени выполнения функций и места их выполнения. Должностными лицами в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 признаются лица, постоянно, временно или по специальному a полномочию .»осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие a организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. в государственных органах, органах местного a самоуправления, a государственных и a муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других. войсках и воинских формированиях Российской Федерации»11.

По характеру  выполняемых функций  должностные лица делятся на:  представителей власти, лиц выполняющих  организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции. Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ. представителем власти признается должностное лицо a правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное. в установленном законом порядке распорядительными a полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Применительно .к рассматриваемым статьям главы 30 УК РФ к a представителям власти наряду с должностными лицами право a охранительных и a контролирующих a органов относятся, в частности, депутаты, руководители и члены органов. исполнительной власти Российской Федерации и субъектов a РФ, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения a. гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями a независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Иными словами, представители власти - это лица, наделенные властными a полномочиями в .отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.

Под организационно-распорядительными a функциями понимается осуществление полномочий по. руководству аппаратом государственного органа либо органа местного a самоуправления, трудовыми коллективами государственных и a муниципальных. учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание .трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложения a дисциплинарных взысканий). Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по .управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. «Этими .полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в a государственных и муниципальных учреждениях наделены, a в частности, начальники .хозяйственных и финансовых отделов и служб. «Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано a субъектом .должностного a преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом. порядке (например, присяжные заседатели)»12.

В соответствии a с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные a. или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, предоставленному им правомочным органом либо a должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины). Не являются .субъектами должностного преступления те работники государственных a и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические. обязанности. Если наряду с осуществлением a этих обязанностей на .данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или a административно-хозяйственных. функций, то в случае их нарушения он может нести a ответственность за должностное преступление (например, врач - за злоупотребление a полномочиями, . связанными с участием в работе бюро медико-социальной экспертизы, .призывных комиссий; преподаватель - за нарушение a обязанностей, возложенных на a него как на члена a квалификационной или экзаменационной .комиссии).

Должностные лица осуществляют свои функции постоянно, временно или  по a специальному полномочию. Анализ указанного положения позволяет прийти к выводу о том, a что в выделении лиц, осуществляющих свои функции «по a специальному полномочию», . нет необходимости. Ученые до сих пор достоверно не определили суть «специальных полномочий». На практике к ним относят лиц, не a занимающих. штатные должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления. В то же время определяющим фактором является характер a выполняемых функций, а не юридическое основание a их возникновения. «Пленум Верховного Суда при определении лиц, a осуществляющих функции по  «специальному полномочию», указывает на постоянное или временное. их осуществление»13.

Местом выполнения функций  должностного a лица являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждениях, .государственные a корпорации. Указанное положение   нуждается в некоторой a корректировке, а именно формулировку «государственные и муниципальные a учреждения» предлагаем заменить формулировкой «государственные и. муниципальные учреждения и предприятия». В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях a и органах, a исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» работники. учреждений и предприятий имеют одинаковый статус. Противоправные a деяния лиц, имеющих одинаковый статус, должны быть квалифицированы .одинаково. Вместе с тем, в настоящее время неисполнение a или a ненадлежащее исполнение должностным лицом своих a обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, не только не могут быть .квалифицированы по одной статье УК РФ, но и вообще a не являются уголовно наказуемыми для должностных лиц на a предприятиях. Чтобы разрешить .сложившуюся ситуацию предлагаем включить в число мест выполнения функций должностного лица a государственные и a муниципальные унитарные предприятия. 

Значительные a трудности остаются в признании некоторых категорий служащих. должностными a лицами. Речь идет о лицах, исполняющих профессиональные или чисто a технические. обязанности. По поводу квалификации их деяний в уголовно-правовой литературе сложилось три позиции. Большая часть a специалистов исходит a из разделения должностных и профессиональных функций. В каждом конкретном случае выполняются лицо профессиональные a функции, либо a должностные. Сторонники второй концепции считают, что a неисполнение. профессиональных функций должно квалифицироваться как халатность, поскольку при a их невыполнении работник представляет государственное a учреждение. Сторонники третьей позиции исходят из того, что должностным a лицом является. лицо, которое наряду с осуществлением профессиональных a функций занимает должность, связанную с выполнением a организационно-распорядительных или. административно-хозяйственных обязанностей. Анализ a указанных положений позволяет сделать вывод о том, что a последняя позиция является наиболее приемлемой.

Составу преступления, . a предусмотренному статьей 293 УК РФ, с одной стороны, свойственны a криминологические признаки неосторожных преступлений, a поскольку оно совершается .по неосторожности, с другой – оно как преступление  против a интересов государственной власти совершается должностными лицами, a поэтому ему. присущи криминологические черты a «беловоротничковой» преступности.

Анализ динамики развития a должностных преступлений в целом и халатности в частности, a позволил прийти к выводу о том, что «шараханья» законодателя в a определении .общественно опасных последствий, декриминализировали ряд общественно a опасных деяний, в результате чего количество a зарегистрированных по статье. 293 УК РФ преступлений снизилось более чем в два раза (если в 2003 году халатность в структуре должностных преступлений a составляла 10 процентов, a то в 2008 году – всего 4,2 процента). В структуре неосторожной a преступности .халатность составляет примерно 9-15%.

По нравственно-психологической a a характеристике субъект преступления можно условно разделить на типы:

1. Должностное лицо, которое  обладает хорошими a деловыми качествами, однако недостаточно a учитывает. конкретную обстановку. В качестве мотивации a преступного поведения здесь выступают, как правило, ложное понятые интересы службы.

2. Субъект a преступления a пытается создать или упрочить личный авторитет. В интересах этого он сам, .своим поведением создает условия для наступления a общественно опасных a последствий либо не препятствует уже сложившейся порочной a практике, .приводящей к их a наступлению. Главной целью является a продвижение по службе.

3. Субъект a преступления не обладает достаточной квалификацией. Он не умеет хорошо организовать работу и поэтому легко идет на правонарушения. Обычно он  начинает с a правонарушений a непреступного характера.

4. Должностное a лицо, которое с .самого начала проявило самонадеянность и приступило к a выполнению служебных обязанностей, для которых у него отсутствует необходимая a компетенция. Для таких деяний характерно легкомысленное и a недисциплинированное. отношение к предъявляемым требованиям.

1.4.Субъективная  сторона преступления

Субъективная a сторона преступления представляет собой «психическое отношение лица к a совершаемому им .общественно опасному деянию»14. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной виной.

Однако в литературе a высказаны и .другие позиции. Так, Н.Г. Кадников полагает, что субъективная a сторона халатности характеризуется как умышленной, так и неосторожной a формами вины. «Виновный сознает опасность и a противоправность своего поведения .при a недобросовестном отношении к службе, предвидит a причинение крупного ущерба и допускает его a причинение либо относится к нему a безразлично. Хотя многие авторы отрицают возможность a совершения халатности с косвенным умыслом. Но положения ч. 2 ст. 24 УК не исключают такого a варианта. Чаще всего халатность совершается по a легкомыслию a или небрежности. При .этом виновный не желает наступления ущерба, не предвидит его, a но мог и должен был его предвидеть, либо a легкомысленно рассчитывал на возможность. его предотвращения»15.

Субъективная a сторона рассматриваемого преступления выражается в недобросовестном a или небрежном отношении к службе. Если отношение должностного лица к a неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей a характеризуется недобросовестностью, в этом случае отношение указанного лица к последствиям .деяния выражается в форме легкомыслия, т.е. когда это лицо без a достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на a предотвращение вредных последствий деяния. Если же отношение должностного a лица a к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей характеризуется .небрежностью, отношение его к a последствиям преступления может a выражаться только в форме небрежности. Как в одном, так и в .другом случае речь a может идти лишь о неосторожной вине должностного лица

Анализ a рассматриваемой уголовно-правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что термины «недобросовестный» и . «небрежный» являются a синонимами. Из этого a формально вытекает, что вина по отношения к последствиям может быть выражена только в виде a небрежности. Но это не так. «Анализ практики a применения. статьи 293 УК РФ показывает, что вина при халатности может быть выражена как в виде легкомыслия, так и в виде небрежности»16.

Статья 293 УК РФ a устанавливает ответственность за неисполнение должностным лицом своих обязанностей a вследствие недобросовестного или небрежного отношения a к службе. Такая .формулировка не дает возможности определить отношение лица к совершаемому им деянию, что существенно при a определении a формы вины. К тому же она не согласуется с определением понятия «преступление», под. которым понимается  виновно совершенное a общественно опасное деяние. На a основании вышеизложенного считаю необходимым вернуться к a характеристике объективной стороны преступления как отношения к a исполнению должностным .лицом своей обязанности и заменить слова «отношения к службе» a словами «отношения к ним».

Значимым признаком, определяющий преступление как неосторожное деяние, является  a отношение лица к .наступившим в результате его деяния последствиям. При описании a признаков халатности в части 1 статьи 293 УК РФ не указано, что a предусмотренные ею последствия причиняются по неосторожности. Между тем в соответствии с a традиционным пониманием халатности оно является a неосторожным. преступлением. В части 1 статьи 293 УК РФ предлагаем указать, что a причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и a законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом a интересов .общества или государства осуществляется по неосторожности.

Поскольку a мотивация свойственна любому сознательному действию, то определенные a мотивы характерны и для поведения, приведшего к причинению a общественно опасных .последствий a по неосторожности. «Однако в данном случае мотив a характеризует не конкретное противоправное деяние, а деятельность субъекта преступления a в целом»17.

Информация о работе Уголовная ответственность за халатность