Уголовная ответственность, применяемая за экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить основные экологические преступления в Российской Федерации и изучить, какая уголовная ответственность последует за ними.
Для достижения вышеизложенной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить, что такое экологические преступления;
- рассмотреть основные виды экологических преступлений;
- выявить уголовную ответственность за экологические преступления.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологических преступлений 6
Понятие экологических преступлений 6
Классификация экологических преступлений 11
Глава 2. Уголовная ответственность, применяемая за экологические преступления 21
2.1 Виды ответственности, применяемые за экологические преступления 23
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления 31
Заключение 38
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

ЭП.docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

Незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в  целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки наказываются лишением свободы на срок до трех лет. Если подобные действия совершены группой лиц  по предварительному сговору, то они  получают срок от двух до пяти лет.

Нарушение правил охраны и  использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в  эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих  предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная  застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб, наказываются: штрафом  в размере от 200 до 500 МРОТ или в  размере заработной платы либо иного  дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных  объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб, наказывается: штрафом в размере  от 100 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до пяти месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет.

Уничтожение и повреждение  памятников истории культуры, природных  комплексов и объектов, взятых под  охрану государства, наказываются: штрафом  в размере от 200 до 500 МРОТ или в  размере заработной платы либо иного  дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Те же действия, совершенные  в отношении особо ценных объектов федерального значения, наказываются: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы  либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.

Сокрытие или искажение  информации о событиях, фактах или  явлениях, создающих опасность для  жизни и здоровья людей либо для  ОС, совершенные лицом, обязанным  обеспечить население такой информацией, наказываются: штрафом в размере  от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного  за период от пяти до семи месяцев; лишением свободы на срок до двух лет. Если эти  деяния совершены лицом, занимающим государственную должность, то штраф  увеличивается в 1,5 раза, период взимания – от семи месяцев до года, срок лишения  свободы – до пяти лет.

Незаконное обращение  с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов, наказывается: ограничением свободы  на срок до двух лет, арестом на срок до четырех месяцев, лишением свободы  на срок до двух лет. Если при этом произошла  смерть человека, то срок ограничения  свободы осужденного может увеличиться  до пяти лет, а лишения свободы  – до десяти лет.

Хищение либо вымогательство радиоактивных материалов наказывается: штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года; лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве  и эксплуатации объектов атомной  энергии, если это могло повлечь  смерть человека или радиоактивное  заражение ОС, наказывается: штрафом  в размере от 200 до 500 МРОТ или в  размере заработной платы либо иного  дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев; лишением свободы на срок до трех лет; ограничением свободы  на срок до трех лет.

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими  либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия наказываются лишением свободы на срок до трех лет  с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если произошла смерть человека по неосторожности, то лишение свободы  может быть увеличено до пяти лет.

Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение  эпизоотий, наказывается: лишением свободы  на срок до трех лет; ограничением свободы  на срок до трех лет; исправительными  работами на срок до двух лет.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается: штрафом в размере  от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного  за период до двух месяцев; лишением свободы  на срок до двух лет; ограничением свободы  на срок до трех лет; лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет. Если действия повлекли по неосторожности смерть человека, то осужденный наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

ООС является одной из актуальных проблем современности. История  развития человеческого общества –  это история расширения масштабов  и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации, а отсюда – неизбежное обострение экологической ситуации, т.е. истощение  запасов природных ресурсов, загрязнение  ОС, нарушение физического и нравственного  здоровья людей, невосполнимые потери в животном и растительном мире.

Эколого-правовая ответственность  служит одним из основных средств  обеспечения выполнения экологического законодательства по ООС и рациональному  использованию природных ресурсов в мире и в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовная  ответственность, применяемая за экологические  преступления

 

2.1 Виды ответственности, применяемые за экологические преступления

 

Особенность применения юридической  ответственности за экологические  правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства (уголовного, административного, гражданского и др.).

Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, - экологические преступления.

В новом Уголовном кодексе  РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой  посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также новые составы преступлений.

Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.

В ряд статей УК РФ введены  новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений - совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)

В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные составы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.

Тесно связано с группой  экологических преступлений и такое  преступление, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение  один из важнейших принципов экологического права - приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или наступление смерти человека в результате экологического преступления.

В виде санкций за экологические  преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.

Административная ответственность установлена за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Административные правонарушения установлены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами экологического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом РСФСР и др.).

Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом  РСФСР «Об охране окружающей природной  среды» предусмотрено, что административная ответственность может быть возложена на юридических лиц - предприятия, организации и учреждения (ст. 84).

Большая часть рассматриваемых  административных проступков представляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственности на природные ресурсы - незаконные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, самовольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.

Административная ответственность  применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления: охотничьей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий государственных заповедников и национальных парков и т. д.).

Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).

Ряд противоправных деяний в области природопользования и  охраны окружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и административной ответственности. Отграничение экологических преступлений от экологических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной добычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, применения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массового уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а разграничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустарников - по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

Она применяется судом  общей юрисдикции или арбитражным  судом и наступает независимо от привлечения к другим видам  ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсами.

Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.

Согласно ст. 86 Закона РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды» граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей природной  среде, здоровью и имуществу граждан, организаций, государства загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов (ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ, ст. 36 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 56 Федерального Закона «О животном мире», ст. 32 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 126 Земельного кодекса РСФСР).

Информация о работе Уголовная ответственность, применяемая за экологические преступления