Уголовное право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.

Содержание

Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право и религия.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение 

 

Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь

 

1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии

 

1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии

 

Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права

 

2.1) Уголовное  право в Древнем Риме

2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме

2.1.2) Отдельные виды преступлений

2.1.3) Система наказаний

 

2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания

 

2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси

 

ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

 

 3.1) Понятие и система религиозных преступлений

 

3.2) Квалификация  религиозных преступлений

 

Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)

 

4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права

 

4.2) Уголовное  право и процесс Судана

 

4.3)Уголовное  право и процесс Ирана

 

Заключение 

 

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Религия оказала и оказывает огромное влияние на многие стороны общественной жизни. Отношение к религии, церкви не всегда было однозначным. Подчеркивая реакционную роль религии в обществе, еще К. Маркс называл ее "опиумом народа". Давая научный анализ религии, общественные деятели, мыслители, ученые исходили из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, а в классовом обществе - и религиозных убеждений, объединяющих профессиональных служителей культа.

 Основой  церкви является религия, одна  из основ государства - право.  И если первые составляющие, церковь  и государство, взаимосвязаны,  значит должны быть взаимосвязаны  религия и право. Казалось бы, такие разные институты, как  религия и право, не имеют общего корня, но бесспорно, они имеют общую основу и оказывают друг на друга не малое влияние.

 Между религией  и правом достаточно много  общего. Религия создает основу  менталитета нации, как бы является  ее визитной карточкой; перерабатывает  опыт, знание, привычки народа и превращает их в обязательные, жесткие для выполнения религиозные нормы. Право, как и религия, отражает уровень развития общества, регламентирует различные стороны жизни социума и каждого человека, как со стороны морали, так и со стороны законодательства. Тем более, что моральные, этические нормы - зачастую корни норм права, или тесно с ним переплетаются.

 Определенные  отношения между церковью и  государством бесспорно существуют. Чтобы правильно их представить,  необходимо осознать, что природы государства и церкви различны. Церковь основана людьми, верящими в Бога, государственная власть - историческим процессом, цель церкви - вечное спасение людей, цель государства - их земное благополучие. Церковь опирается на духовную силу, государство - на материальную.

 Уголовное  право воздействует на общественные  отношения самыми сильнодействующими  средствами и поэтому более  чем другие отрасли права нуждается  в соблюдении моральных норм, как при формировании уголовного  законодательства, так и в процессе его применения. Кризис в духовно-нравственной сфере, сопровождающийся резким ростом преступности, требует внимательного анализа действующего уголовного законодательства под углом зрения нравственных начал.

 Право и  мораль постоянно взаимодействуют друг с другом. Но в последнее время можно отметить неграмотность и безнравственность закона и практики его применения. А это - дополнительный криминогенный фактор.

 Данные обстоятельства  свидетельствуют об актуальности  выбранной темы.

 Одним из  аспектов актуальности настоящей работы является следующая проблема: теоретики уголовного права не уделяют должного внимания обоснованию следующего положения: необходимо ли частичное введение норм религиозной морали в современное уголовное законодательство или нет.

 Объектом  исследования выступает уголовно-правовая  политика в сфере реализации  государственно-религиозных отношений.

 Предметом  исследования являются государственно-религиозные  отношения в России в процессе  становления и развития уголовного  права, уголовно-правовая охрана религиозных отношений и деятельности религиозных объединений, разработка мер регулирования государственно-религиозных отношений с помощью уголовно-правовых норм.

 Цель исследования  состоит в выявлении взаимовлияния  норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.

 Для реализации  данной цели выдвигаются следующие  задачи:

- определить  сущность и специфику религии,  морали, нравственности;

- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;

- показать взаимозависимость  государства и церкви, права и  религии через призму уголовного  права в различные периоды его развития;

- дать уголовно-правовую  оценку группе норм уголовного  права, объединенных в категорию  «религиозные преступления»;

- выявить перспективы  и возможности реализации религиозных  начал в современном уголовном  законодательстве России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1)Соотношение уголовного права и  религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь.

 

1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии.

В последнее  время интерес к религии заметно  возрос. С чем это связано? Существует несколько причин изменения отношения к церковной организации. Во-первых, подавляющее число церковных иерархов и священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных проблем, пересмотра некоторых аспектов вероучения, канонов, культа, внутренней и внешней политики государства. Расширилось участие церкви в политической деятельности государства. Такая позиция включает вопросы упрочения мира, запрещения производства и использования средств массового уничтожения людей, сохранения окружающей среды. Все это истолковывается церковью как участие в совершенствовании человеческого общества. Во-вторых, религиозная тема перестала оставаться закрытой. Снятие запрета на изучение проблем церкви в России дало возможность приоткрыть завесу тайны, понять и оценить роль религии и церкви в жизни общества. В-третьих, тенденции к изучению государственно-церковных отношений усилились в связи с деятельностью сект, для которых характерны тоталитарность, замкнутость, активное использование методов психологической обработки адептов. В-четвертых, на перепутье общественного развития всегда возникает необходимость в опоре на традиции, духовность, моральные ценности. Нравственные идеалы всегда оставались опорой общества, без которой оно просто перестало бы существовать.

 Основой  церкви является религия, одна  из основ государства - право.  И если первые составляющие, церковь  и государство, взаимосвязаны,  значит должны быть взаимосвязаны  религия и право. Казалось бы, такие разные институты, как  религия и право, не имеют общего корня, но бесспорно, они имеют общую основу и оказывают друг на друга не малое влияние.

 Между религией  и правом достаточно много  общего. Религия создает основу  менталитета нации, как бы является  ее визитной карточкой; перерабатывает опыт, знание, привычки народа и превращает их в обязательные, жесткие для выполнения религиозные нормы. Право, как и религия, отражает уровень развития общества, регламентирует различные стороны жизни социума и каждого человека, как со стороны морали, так и со стороны законодательства. Тем более, что моральные, этические нормы - зачастую корни норм права, или тесно с ним переплетаются.

 Определенные  отношения между церковью и  государством бесспорно существуют. Чтобы правильно их представить,  необходимо осознать, что природы государства и церкви различны. Церковь основана людьми, верящими в Бога, государственная власть - историческим процессом, цель церкви - вечное спасение людей, цель государства - их земное благополучие. Церковь опирается на духовную силу, государство - на материальную. Конечно, церковь и государство имеют свои сферы действия, свои особые средства и, в принципе, независимы друг от друга. Государство не претендует на то, что бы высказывать авторитетные суждения о вероучительных предметах; так же и церковь не должна судить о формах государственного устройства с точки зрения политической целесообразности. Говоря о независимости церкви и государства друг от друга, необходимо отметить, что независимость эта не носит абсолютного характера. Есть области не безразличные ни для церкви, ни для государства. И эти области - общественная нравственность и правовой статус церкви в государстве.

 Эффективность  моральных установлений и нравственных  идеалов не означает фактическую  подмену правовых норм моральными. Более того, осуществление такой подмены может повлечь за собой непредсказуемые, и даже необратимые негативные последствия. Необоснованное первенство морали, ее господство над правом может внести неопределенность в общественную жизнь. Нравственные представления способны подменить право разнообразными и противоречивыми представлениями о добре и зле.

 Уголовное  право воздействует на общественные  отношения самыми сильнодействующими  средствами и поэтому более  чем другие отрасли права нуждается  в соблюдении моральных норм, как при формировании уголовного законодательства, так и в процессе его применения. Кризис в духовно-нравственной сфере, сопровождающийся резким ростом преступности, требует внимательного анализа действующего уголовного законодательства под углом зрения нравственных начал.

 Право и  мораль постоянно взаимодействуют  друг с другом. Но в последнее  время можно отметить неграмотность  и безнравственность закона и  практики его применения. А это  - дополнительный криминогенный  фактор. Усложнение криминогенной ситуации в России может привести к тому, что российское общество уйдет за черту цивилизации. В этой связи актуальным вопросом становится соответствие уголовного права и процесса криминализации морально-нравственным началам. Принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ отчасти отразил и нравственные начала, и характерные для правового общества черты. В качестве примера можно привести декриминализацию такого деяния, как недоносительство и укрывательство со стороны близких родственников.

 Не раз  отмечалось, что основной особенностью правосознания в России является не только правовой нигилизм, но и определенный правовой вакуум. Закон, в том числе и уголовный, не пользуется уважением, а, следовательно, и не соблюдается гражданами потому, что ни государство, ни право не могут защитить права, свободы и интересы граждан. Чем заполнить этот вакуум? На стыке веков как правило ведущее место начинает занимать религия. Государства, в которых религия закрепляется на официальном уровне, показывают пример снижения роста преступности. Почему? Потому что религия всегда оказывала более сильное влияние на сознание человека, и моральные нормы, закрепленные в качестве религиозных запретов, исполнялись с большим рвением.

 Частичное  использование государством религиозно-нравственных начал вовсе не означает, что вслед за этим последует установление религиозного государства взамен светского. Не означает это и того, что институты преступления и наказания будут, например, регулироваться церковным правом. Но, обращаясь к нравственным аспектам преступления и наказания, хочется заметить, что с помощью моральных норм, коренящихся в религиозных представлениях, легче сделать уголовный закон "уважаемым" и добиться стабильности его соблюдения и целесообразности применения.

 Радикальная  смена оснований современной картины мира, вступление человечества в общество риска, ставит в качестве первоначальной проблему "выживания" в нестабильном, опасном для существования пространстве. Современную "духовную ситуацию времени" определяет феномен "восстания масс", распад традиционных ценностей, отсутствие мировоззренческого стержня эпохи, рождающие ощущение глобального кризиса. Человек оказывается между альтернативами, а оправданные в традиционном праве стереотипы пришли в откровенное противоречие с характером современных представлений о правомерном и противоправном.

 В этой  ситуации необходима выработка  специфических подходов к реформированию  основ уголовно-правовой политики. Но такое реформирование не  должно проходить стихийно или  на основе надуманных идей, не имеющих возможности использования их в современных реалиях. Важнейшим условием формирования новых подходов в уголовном праве является переориентация идейных, моральных, правовых парадигм. Приведение уголовного права в соответствие с общеморальной матрицей позволит обеспечить его более глубокое проникновение в общественное и индивидуальное правосознание.

 Уголовное  право, целью которого станет  формирование отрицательного отношения  к противозаконному, позволит создать  единое правовое пространство, определить новые способы предупреждения преступности, выработать навыки достижения действительно верных целей наказания.

Информация о работе Уголовное право и религия