Уголовное право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в выявлении взаимовлияния норм религии и права, позволяющего создать модель института религиозных преступлений и наказаний, адекватную современной криминогенной ситуации.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
- определить сущность и специфику религии, морали, нравственности;
- проанализировать предпосылки возникновения уголовно-правовых институтов и влияние религиозных норм христианской морали на уголовное право древнерусского государства;
- показать взаимозависимость государства и церкви, права и религии через призму уголовного права в различные периоды его развития;
- дать уголовно-правовую оценку группе норм уголовного права, объединенных в категорию «религиозные преступления»;
- выявить перспективы и возможности реализации религиозных начал в современном уголовном законодательстве России.

Содержание

Введение
Глава 1)Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь
1.1) Общие положения о сущности и роли уголовного права и религии
1.2) Взаимосвязь уголовного права и религии
Глава 2)Историческое влияние религии на развитие уголовного права
2.1) Уголовное право в Древнем Риме
2.1.1) Развитие уголовного права в Древнем Риме
2.1.2) Отдельные виды преступлений
2.1.3) Система наказаний
2.2) Ветхий Завет как источник правовых основ института наказания
2.3) Специфика влияния христианства на институт наказания в Древней Руси
ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
3.1) Понятие и система религиозных преступлений
3.2) Квалификация религиозных преступлений
Глава 4)Мусульманское уголовное право. (На примере Судана, Ирана)
4.1) Общая характеристика мусульманского уголовного права
4.2) Уголовное право и процесс Судана
4.3)Уголовное право и процесс Ирана
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовное право и религия.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

 Введение  смертной казни выглядело закономерным, так как этот вид наказания был известен древнерусскому обществу по переводам Библии и юридическим сборникам, содержащим переводы византийских законов. Само убийство как наказание за совершение преступления так же не могло вызвать "нравственного шока" у древних руссов, так как им был известен и широко применялся институт кровной мести. Но в сознании народа кровная месть и смертная казнь были явлениями не только противоречивыми, но и явно противоположными. Ведь кровная месть - это святой обычай, восстанавливающий справедливость, а смертная казнь - наказание со стороны государства, которое присвоило себе это право. Идея введения смертной казни как вида наказания в то время была обречена на провал по разным причинам. Так поспешно и решительно нигде не вводится ни один правовой институт. Люди, особенно грубых времен, не допускают ежеминутного уничтожения своих обычаев. Тем более, что в языческих верованиях воля богов не уничтожает воли людей, человек сохраняет свою самостоятельность и действует независимо от своих богов. Смерть славянином-язычником представлялась как переход из одного мира в другой, и происходило это либо по естественным причинам, либо в результате поединков, либо по средством кровной мести. И никакое образование - церковь или государство - не могли взять на себя право быть вершителем человеческой судьбы. Идея христианской религии о неразделимости Бога и судьбы оправдывает смертную казнь, но не соответствуют миропониманию древних славян. Смертная казнь была чужда древнерусскому уголовному праву. Отмена виры - денежного штрафа в пользу князя - была абсолютно невыгодна и лишала государство доходов. Все указанные обстоятельства привели к тому, что христианская церковь, стремившаяся ввести некоторые основы византийской системы наказания, потерпела полное фиаско перед стойкими и экономически оправданными древнерусскими правовыми нормами.

 Неудавшийся  опыт внедрения смертной казни  в систему наказания Древней  Руси позволяет проследить как  на Руси после официального  крещения шел процесс приспособления христианских нравственных и правовых норм к местным условиям и как в результате этого складывались новые древнерусские правовые нормы, отличные как от прежних языческих, так и от современных им византийских. Ярким примером влияния нового христианского учения на наказание в Древней Руси можно считать отмену кровной мести.

 Первоначально  на Руси господствовала кровная  месть. Каждый род составлял  самостоятельное целое, как бы  отдельное государство, и за  оскорбления, наносимые его членам, воздавалось по своему произволу. Возмездие, основанное на произволе рода, и составляло кровную месть.

 Характер кровной мести  объясняется тем, что другого  способа защитить свободу, жизнь  и имущество просто не существовало. Месть выступала в качестве  высокого нравственного и религиозного долга. В древнейшую эпоху обычаи, нравственность и религия находились в тесной, неразрывной связи. Обычаи являлись заветами богов, а значит их нарушение - поступок против самого божества. Поэтому месть составляла не только право, но и религиозную обязанность. Неисполнение этой обязанности порождало изгнание из рода, а исполнение наоборот влекло всеобщий почет. Как уже указывалось, подобное правило содержится и в Ветхом Завете.

 Особенностями кровной  мести на Руси был факт ее  ограничения. Так, кровная месть предполагалась за убийство и воровство с сопротивлением, а за совершение других преступлений назначалось денежное взыскание. Из правила кровной мести можно сделать вывод, что преступление и наказание носили абсолютно частный характер, каждое оскорбление касалось отдельного рода, и члены этого рода мстили обидчику. С введением христианства рядом с этими понятиями становятся другие. По понятиям номоканона и греческого законодательства преступление и наказание являлись делами государственными, и поэтому право на установление наказания имел только князь, как единственный представитель государства. Во время княжения Владимира Великого христианская религия несколько изменила быт и нрав русского народа, но что касается обычая кровной мести, то здесь она была бессильна. Владимир уступал этому укоренившемуся в народе и освященному временем обычаю, предоставляя право мщения одним только родственникам убитого, а за неимением таковых установил взимать с убийцы виру.

 Какими причинами  было вызвано отмирание кровной мести? Ответить на поставленный вопрос можно по-разному. Месть господствовала в период первобытнообщинного строя и вместе с разложением первобытного общества и ослаблением кровных связей ослабевала и кровная месть. Учитывая, что кровная месть передавалась по наследству и не ограничивалась личностью причинителя вреда, период мести был слишком тягостен и нередко от рук мстителей погибали целые семьи. Христианская религия запрещала обычай кровной мести, справедливо относя его к языческим верованиям. Попытка моментальной отмены кровной мести и замены ее смертной казнью не принесла своих результатов. Поэтому использовался другой, более длительный, но и более результативный способ. Его условно можно разделить на два этапа. Первый этап - постепенная отмена кровной мести и ее замена денежными взысканиями. Второй - замена денежных взысканий смертной казнью в случае совершения определенных преступных деяний. Но почему церкви было так важно отменить кровную месть, ведь Ветхий и Новый Заветы буквально переполнены кровавыми расправами? Главное - не в гуманности и не в человеколюбии. Главное - изменить сам принцип, поскольку кровная месть это языческий обряд, а смертная казнь - божественный. Поэтому суть наказания не меняется, а меняется лицо, его осуществляющее: раньше за убийство наказывала вся община, род, а теперь эту функцию взяло на себя государство.

 Возвращаясь  к проблеме несоответствия в  древнерусском законодательстве  института наказания религиозным  канонам, следует отметить, что  подобная ситуация характерна  и для кровной мести. Если  в Ветхом Завете кровная месть  обязательна, то в Русской Правде  и других законодательных актах - это право самосуда,- она не вменялась в непременную обязанность родственникам убитого.

 Явным противоречием  можно считать отсутствие членовредительских  наказаний. Уголовное право Древней  Руси не только не знает  таких наказаний, но и не содержит намека на попытку их введения.

 В целом,  специфика наказания на ранних  этапах развития уголовного права  вполне обоснованна. Государству  было не выгодно вводить систему  членовредительских наказаний и  смертную казнь, а глубоко укоренившиеся языческие представления русского народа о жизни и смерти не могли позволить в одночасье «внедрить» новые религиозные идеи.

 В последующем  уголовном законодательстве России  прослеживается не только влияние  христианства на развитие институтов  преступления и наказания, но и формируется целая группа религиозных преступлений. Религиозные преступления получили название преступления против веры38. Это название кажется нам не совсем точным, т.к. подразумевает, что объектом преступного посягательства является христианская вера как таковая. В действительности же, объект преступлений "против веры" менялся и прошел в своем развитии несколько этапов. Изначально это были преступления против бога или против норм, установленных от его имени. Далее объект посягательства расширяется и включает честь и блага частных и юридических лиц (верующих, религиозных общин, самой церкви). При этом по-прежнему значимыми остаются преступления, не носящие чисто религиозного характера, но нарушающие христианские догматы и запреты. На определенном этапе развития уголовного законодательства большая часть из них перейдет в группу преступлений против нравственности или против личности (большая часть половых преступлений, преступления детей против родителей и некоторые др.).

 Со времени  создания Соборного уложения 1649 г. в объекте на первое место выходят государственные, публичные интересы. Церковь по-прежнему играет значительную роль в российском государстве. Однако государство, в том числе в области законодательной политики, пытается ограничить влияние церкви.

 Исходя из  сущности объекта посягательства  преступлений "против веры", наиболее  верным следует считать их  преступлениями против религии  и церкви или религиозными  преступлениями.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3)РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ  УГОЛОВНОМ ПРАВЕ.

 

3.1) Понятие  и система религиозных преступлений

В юридической  литературе высказывалось мнение о  том, что отечественное уголовное  законодательство не знает института  религиозных преступлений. Если под  религиозными преступлениями понимать деяния, нарушающие религиозные нормы, то с данной позицией следует согласиться. Однако такое узкое восприятие любого из видов (групп) преступлений приводит к ограниченности их понимания. В связи с этим трактовка религиозных преступлений только как посягательств, посредственно или непосредственно направленных против Бога и других существ, которым воздается религиозное поклонение, а также нарушения божьих велений, не совсем верна. Она отражает наиболее старый взгляд на сущность религиозных преступлений. Такой взгляд условно можно назвать каноническим.

 Базируясь  на указанном выше понятии  религиозных преступлений, СВ. Познышев  в свое время выделял следующие  их виды:

 

  • умышленное принуждение, - посредством физического насилия или угрозы противозаконным деянием, - к принятию, непринятию или отречению от каких-либо религиозных верований;

 

  • совращение в какое-либо религиозное учение лиц, не достигших возраста религиозного самоопределения и воспитываемых в иной вере;

 

  • намеренное воспрепятствование насилием или угрозы противозаконным деянием отправлению общественного богослужения, намеренное прерывание такового каким-либо бесчинством;

 

  • принуждение посредством насилия или угрозы противозаконным деянием совершить или не совершить какое-либо действие, относящееся к культу, участвовать или не участвовать в его совершении;

 

  • поношение или поругание действием религиозных верований.

 

 К последней  группе автор относит умышленное  публичное поношение или поругание  действием объектов религиозного  поклонения, религиозных верований,  религиозных действий, в которых признается участие самого божества, предметов, употребляемых при богослужении, а также умышленное осквернение церкви и мест, предназначенных для богослужения.

 Явным недостатком  предлагавшейся классификации является  включение в группу религиозных преступлений только тех, которые направлены на установленные религиозные каноны. Причиной этой ошибки служит анализируемый выше узкий подход к понятию религиозных преступлений.

 Идея расширенного  толкования религиозных преступлений  не нова. И уже неоднократно высказывалась в юридической, философской, криминологической литературе. Попытки исправить однобокость понятия религиозных преступлений предпринимались в юридической литературе неоднократно. Так возникали позиции, согласно которым под религиозными преступлениями понимались посягательства на права религиозных общин и их членов; оскорбления тех людей, чьи верования и религиозные чувства затронуты этими посягательствами; посягательства на общие религиозные основы государственного порядка; посягательства на религиозную личную свободу. Указанные точки зрения заметно отличаются от канонического подхода к понятию религиозных преступлений, но имеют и схожие черты. Дело в том, что большинство предлагаемых понятий так или иначе оказываются односторонними.

 Поэтому,  учитывая предыдущий опыт, подрелигиозными  преступлениями необходимо понимать  общественно опасные, противоправные, виновные, наказуемые деяния, направленные  против религии, религиозных устоев, а также совершаемые на религиозной  почве и по религиозным мотивам.

 Вероятно, в  группу религиозных преступлений  следует включать все преступления, совершенные на религиозной почве  или связанные с религиозной  деятельностью.

 В зависимости  от непосредственного объекта  религиозные преступления можно  условно разделить на следующие группы:

 

  • преступления против религии и церкви;

 

  • нарушения законодательства о религиях;

 

  • общеуголовные преступления, совершенные по религиозным мотивам;

 

  • общеуголовные преступления, совершенные под видом следования религиозным обрядам;

 

  • иные преступления, совершаемые на религиозной почве.

 

 К первой  группе следует относить деяния, непосредственно нарушающие религиозные  нормы, другими словами, направленные  против божьих велений, а также  преступления против церкви как  общественного института. Современное российское уголовное законодательство, как и уголовное право советского периода, не знает составов подобных преступлений. Объясняется данный факт достаточно просто. Российская Федерация - светское государство, а из этого вытекает, что, во-первых, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и, во-вторых, все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ". Из данного конституционного установления следует принцип взаимного невмешательства государства и церкви в сферу их деятельности. Поэтому вполне логичен отказ государства от регулирования вопросов об ответственности за нарушение религиозных норм и деяний, посягающих на саму церковную организацию.

Информация о работе Уголовное право и религия