Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является общая характеристика законов Хаммурапи и Ману, сфер регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие промежуточные задачи:
1.Дать общую характеристику законника Хаммурапи и законов Ману;
2.Дать характеристику нормам Законника Хаммурапи и законов Ману регулирующих обязательственные отношения и отношения собственности;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика законов Хаммурапи и законов Ману 4-9
2. Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману 10-15
3. Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи и законам Ману 16-21
4. Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману 22-31
Заключение 32-33
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 53.51 Кб (Скачать файл)

 

План

Введение 3

1. Общая характеристика законов Хаммурапи и законов Ману 4-9

2. Собственность и обязательственные отношения по законам Хаммурапи и законам Ману 10-15

3. Брачно-семейное право по Законам Хаммурапи и законам Ману 16-21

4. Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману 22-31

Заключение 32-33

Список  использованной литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История ведет свое начало от появления  счета, письменности, государства. С  этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства  жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом  быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет  наши познания о прошлом человечества.

Роль исторических знаний велика. Еще в древности историю считали  учителем, опытом, памятью народа, признавали ее ценность, значимость. Познание истории  расширяет представление о прошлом, дает возможность лучше познать  и осмыслить настоящее.

Таким образом, актуальность выбранной  темы определена значимостью изучаемых  и анализируемых в работе документов - памятника истории - законника Хаммурапи  и Законов Ману.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика законов Хаммурапи  и Ману, сфер регулирования общественных отношений.

Для достижения поставленной цели при  написании работы ставились следующие  промежуточные задачи:

1.Дать общую характеристику  законника Хаммурапи и законов  Ману;

2.Дать характеристику нормам  Законника Хаммурапи и законов  Ману регулирующих обязательственные  отношения и отношения собственности;

Дать характеристику нормам Законника  Хаммурапи и законов Ману регулирующих брачно-семейные отношения;

Дать характеристику нормам Законника  Хаммурапи и законов Ману в  сфере уголовного права и уголовного процесса.

1.Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману

В 1901 году французская археологическая  экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка  была открытием одного из древнейшего  на земле свода законов. Он был  составлен в царствовании Хаммурапи, царя Вавилона, в 18 столетии до н.э. Их источниками  стали «царские указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего  из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались  уничтоженными.

В Прологе Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство  для того, «чтобы сильный не притеснял  слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны  Хаммурапи городам своего государства.

Первые статьи, помещенные после  Пролога, посвящены наказаниям за клятвопреступления и наговоры в суде, а также за незаконный пересмотр судебного  решения (ст.1-5). Затем следуют статьи о защите дворцовой, храмовой и частной  собственности от воровства со следующими градациями: статьи о краже собственности (ст.6-14), о продаже без свидетелей и заключения соответствующего договора (ст.7), о наказании за содействие беглому рабу (ст.15-20), о грабеже (ст.21-23), о воровстве на пожаре (ст.25).

Следующая группа статей регулирует удельные имущественные права состоящих  на царской военной службе (ст.26-37). Далее следуют статьи об аренде земли  и правилах водопользования. Здесь  же перечисляются условия и меры по обеспечению возврата долгов (ст.38-107), обращение в долговую кабалу. Способы  возмещения вреда вследствие небрежного пользования свободными каналами, а также содержание запрета на самовольное изъятие невозвращенного долга (ст.53, 113 и др.).

Особую группу составляют статьи, требующие наказания за причинение вреда общественному миру и согласию - непротиводействие заговорщикам (ст.108), обман соседей с мнимой кражей, а также статьи об отработке долга домашней кабалой у кредитора, о лжесвидетельстве против соседей, против жрицы или против жены свободного человека (ст.102-103, 114-117, 120-127).

Самыми крупными из последующих  разделов являются раздел о семейственном  праве - о личных и имущественных  правах в брачно-семейных отношениях (ст.128-163), о наследовании (ст.165-182), о  личных отношениях правового характера  в семье между родителями и  детьми - законными и приемными (ст.185-195).

Защита от причинения вреда здоровью, имуществу, личному достоинству (оскорбления, телесные повреждения и т.д.) регулируется ст.196 - 124. Последнюю группу статей образуют правила и регулирование ответственности  за пользование движимым имуществом, за совершение торговых операций и  предоставление различных услуг  и средств труда (ст.215-282). Здесь  регулируются обязательственные отношения  в связи с услугами по извлечению болезней, снятием клейма с раба, производством строительных работ, арендой движимого имущества, наймом и продажей рабочей силы и средств  труда.

«Законы написаны на живом разговорном  вавилонско-аккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные…. Законник - памятник рабовладельческого права, однако он не отменил действия норм обычного права… его нормы закрепляют сложившуюся  судебную и договорную практику. Можно  предполагать, что обычное право  охватывало более широкую сферу отношений, в том числе собственности, преступления и наказания».

Законы Ману представляют собой  сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме  от имени легендарного прародителя  человечества полубога Ману и относящиеся  в своей окончательной редакции к середине II в. н.э.

Законы Ману состоят из 12 глав, в  которых содержится 2685 стихов-шлок.

«Глава I Законов Ману излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди.

Глава II повествует о воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед, в частности «того священного Закона, которому следуют люди, изучившие  Веды, и который запечатлен в сердцах  людей добродетельных, всегда чуждых ненависти и страстей» (II. 1). После  изучения Вед человек считался приуготовленным  для новой духовной жизни - «дважды  рожденным» (двиджати). В этой же главе говорится о роли обычаев, обрядов и ритуалов, а также «запомненной священной мудрости» дхармашастр.

Глава III содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам.

Главы IV, V и VI содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

Глава VII рассказывает о дхарме царя, о роли наказания в правосудии, поддержании порядка и «защите  всех творений»; в ней даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

Глава VIII посвящена 18 поводам для  обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение  ложа духовного наставника-гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также  роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия  ребенка, женщины и священника-брахмана).

Глава IX повествует о «вечном законе для мужа и жены» в их семейной жизни, о личных и имущественных  правах и обязанностях членов семьи, о наследовании, о наказаниях и  роли царя в наложении наказаний.

Глава X содержит правила, общие дли  трех дважды рожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; драхмы, общие всем четырем варнам.

Глава XI посвящена регулированию  образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших драхму).

Глава XII дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности  человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим  телом».

Законы Ману закрепляли социальную структуру Древней Индии, которая  делилась на четыре особых сословных  группы - варны: брахманов, кшатриев, вайшиев и шурд. Со временем внутри вайшьев и шудр возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Существовали чистые и нечистые касты.

Социальное расслоение общества пропитывало  и право Древней Индии.

Древняя Индия знает четыре вида собственности: царскую, священную (жертвенные дары, земля, рабы), общины (гоны) и частную. В состав собственности входили  скот, зерно, инвентарь, рабы, земля.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах  говорится об обязательствах из договоров. В Законах Ману говорится о  договоре займа, аренды, дарения, купли-продажи.

Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды договоров, законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным.

Законы Индии содержали подробные  предписания, нормы о семье и  браке.

Законы Древней Индии в своем  большинстве фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного  субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем.

Кастовый характер права усматривается  в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушения, Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Вместе с тем, законы отражают пережитки  старины, о чем свидетельствует  сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные.

Законы Ману дают общее представление  об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации  не существовало.

Основным источником доказательств  служили свидетельские показания. При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии  различных видов - испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

 

 

 

 

 

 

 

2.Собственность и обязательственные отношения по Законнику Хаммурапи и законам Ману

Важное значение имели статьи, посвященные  собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинов - имущество, которая считалась основным владением целевого назначения. Царские  чиновники, включая тамкаров, также получили земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования  общиной землей и водой определялся  органами управления. Законы Хаммурапи  не содержит подробных указаний о  порядке пользования этой землей, ее отчуждением продажей. Изъятие  таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Законы Хаммурапи, в какой то степени защищали крестьянина-общинника, попавшего в сети ростовщика, от погашения долга путем передачи заимодавцу поля и ли сада с ожидаемым  урожаем (ст.49, 52, 66). Ст. 48 Законов Хаммурапи  спасала должника-крестянина от потери участка в случае неурожая.

Крупные земледельцы прибегали  к использованию труда низшей категории царских служилых людей (мушкенов) либо сдавали землю мелкими участками в аренду за фиксированную долю в треть или половину урожая, а также за фиксированную плату, вносимую заранее (ст.45).

Интересы общины, охрана его пахотного  поля системой орошения отражены в  ст.42-47. Закон ограждает земледельца, арендатора поля от ростовщика и в  тех случаях, если урожай погиб по причине стихийных бедствий (ст.45-48). Штраф с виноватого за гибель поля соседа в случае небрежного отношения  к плотине, каналу, взыскивался не в казну, а пользу пострадавших. Закон  запрещал спекулятивные сделки с  полем, садом и жильем общинников, преследовал тех, кто по каким-то соображениям не обрабатывал свой полевой надел, что наносило ущерб общинному хозяйству.

Информация о работе Уголовное право и уголовный процесс по Законам Хаммурапи и законам Ману