Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования заключается в комплексном уголовно-правовом исследовании понятия незаконного оборота наркотических средств, рассмотрении уголовно-правового подхода законодателя к борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать развитие российского уголовного законодательства связанного с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- рассмотреть незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в зарубежных странах;
- ознакомиться с порядком применения наказания за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России по действующему законодательству РФ;

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….3 с.
Глава 1. Незаконный оборот наркотиков: понятие и его развитие в России…………………………………………………………………………8 с.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков в истории России
и в зарубежных странах ……………………………………………………………..8 с.
Основные понятия незаконного оборота наркотиков и его
тенденции …………………………………………..……………………………….….20с.
Глава 2. Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ………………………………………………………...27с.
2.1 Уголовно – правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков …………………………………………27с.
2.2 Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот
наркотиков …………………………………………………………………..39с.
Заключение………………………………………………………..…………48с.
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств.docx

— 125.98 Кб (Скачать файл)

Если сравнивать ранее действующие уголовно-правовые нормы, посвященные вопросам ответственности за первую разновидность, то в наиболее полном объеме они были изложены в УК РСФСР 1960 года. Но это вовсе не значит, что до этого они не считались уголовно наказуемыми. Еще в Уложении о наказаниях в главе «О преступлениях и поступках против постановлений, ограждающих народное здравие» имелось общее отделение, именуемое «О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих». Расширив основания ответственности (продажа лицам, не имеющим право на покупку, сильнодействующих или ядовитых веществ, незаконное их приобретение, нарушение правил приготовления или торговли азотной кислотой), Уголовное Уложение 1903 года дифференцировало санкции в зависимости от признаков субъекта преступления, выделив специально три статьи.

С первых лет существования СССР нашим государством создавалась система правовых мер, устанавливающих контроль за наркотическими веществами. Постановлением ЦИК и СНК от 23 мая 1928 года было запрещено свободное обращение кокаина, героина, гашиша. Приказом Наркоминздрава СССР от 11 ноября 1938 года были установлены Правила приема, хранения, отпуска сильнодействующих лекарственных препаратов в лечебных учреждениях страны.

Не стояли на месте и уголовно-правовые меры борьбы с наркоманией. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. предусматривал несколько норм, устанавливающих ответственность за незаконные операции с наркотическими веществами. Кроме того, уголовную ответственность по “наркотическим вопросам” предусматривали все УК всех союзных республик, принятые в 60-е годы9. Указом Президиума ВС СССР “Об усилении борьбы с наркоманией” от 25 апреля 1974 года в УК РСФСР были внесены дополнения, конкретизирующие более общие положения и предусматривающие более строгую ответственность “... за незаконное изготовление, хранение, приобретение, перевозку наркотиков...”.

Новое уголовное законодательство обобщает все наработки в этой сфере, делая новый конструктивный шаг в борьбе с наркотическими веществами их производителями и распространителями10.

Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время было радикально изменено отношение российского общества к проблеме наркомании: от существующего достаточно равнодушного активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института и оставаться в стороне, надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан, просто наивно и даже преступно11.

В основу конструирования ныне закрепляемой в УК РФ системы преступлений против здоровья положен принцип дихотомии, в соответствии с которым все они подразделяются на две разновидности: связанные с наркотическими, сильнодействующими или ядовитыми веществами и не связанные.

Наряду с распространением пьянства усиливалась динамика распространения наркомании на территории СССР. Однако правовые нормы УК РСФСР 1960 года не предусматривали ответственность за потребление наркотических средств. Уголовно-правовые нормы лишь конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст. 62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершённое преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговорённые к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом.

Был решен вопрос о предмете преступления и разработчиками УК РСФСР 1926 года, которые, тем не менее, сочли необходимым расширить признаки объективной стороны состава, включив в нее действия, как по приготовлению, так и по хранению и сбыту сильнодействующих веществ. Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1936 г., которое имело в виду еще более узкое понятие предмета преступлений - не любые, а только ядовитые сильнодействующие вещества, ввело ответственность и за их производство, хранение, отпуск и перевозку. В период действия УК РСФСР 1926 года был принят ряд международных документов, касающихся незаконного обращения с наркотическими средствами: Женевская конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств (1931 г.); Парижский протокол о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие конвенции от 13 июля 1931 года, (1948 г.) и т. д.

Это побудило законодателя не только дополнить действующее законодательство (в 1934 году был установлен запрет на «посев мака и индийской конопли, за исключением тех посевов, урожаи которых идут исключительно на покрытие медицинских и научных потребностей Союза ССР», и установлена соответствующая уголовная ответственность), но и переосмыслить систему преступлений против здоровья населения при разработке УК РСФСР 1960 года.

Впервые в истории отечественной юриспруденции Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1974 года, принятого на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 года, «Об усилении борьбы с наркоманией» устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача12. В ст. 275 п.10 сказано, что «потребление наркотических веществ без назначения врача влечет за собой штраф в размере до пятидесяти рублей, налагаемый в административном порядке…». В целях борьбы с наркоманией был издан Указ Президиума Верховного Совета от 15 июля 1974 года, принятого на основании Указа президиума верховного совета СССР от 25 августа 1972 года, «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией». В ст. 870 п. 1 Президиум ВС РСФСР постановляет: «установить, что лица больные наркоманией, обязаны проходить лечение в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения. Больные, уклоняющиеся от такого лечения, подлежат направлению районного (городского) народного суда в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет».

Распространение наркомании в стране требовало усиления противодействия со стороны политического руководства и государственного управления. Официальное признание наличия проблемы наркотиков в условиях развитого социализма во многом способствовали совершенствованию антинаркотического законодательства. Были приняты Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, кодекс РСФСР об административных правонарушениях и другие законодательные акты РСФСР». Оба эти документа усиливали борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории СССР.

Указам от 29 июня 1987 года на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, в частности ст. 224-3 - незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах, либо потребление наркотических средств без назначения врача. КоАП РСФСР пополнился ст. 44 - незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах, либо потребление наркотических средств без назначения врача.

Отличительными особенностями указов от 22 и 29 июня 1987 года от предшествующих антинаркотических законодательных актов стало введение административной ответственности, предшествовавший уголовной ответственности за потребление наркотических средств13.

Данная норма административного и уголовного права просуществовала три года. 25 октября 1990 года Комитетом Конституционного надзора СССР было принято заключение «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц». В п. 2 документа утверждалось, что уголовная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача не соответствует Конституции СССР.

Вместе с тем, несмотря на положительное заключение международно-правовой экспертизы, 5 декабря 1991 года принимается закон РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР об административных правонарушениях»14. Законом отменялась уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, в связи, с чем были внесены соответствующие изменения в ст. 224-3 и ч.2 примечания к ст.224 УК РСФСР 1960 года.

Был принят 1998 года закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»15. Принятие данного закона показывает, что проблема борьбы с незаконным оборотом наркотиков, предупреждения и профилактики преступлений в этой сфере является важной государственной, что Россия, как одна из сторон подписавших три международных конвенции ООН, выполняет взятые на себя обязательства по контролю над наркотиками, психотропами и их прекурсорами путем создания единого правового базиса.

В принятом уголовном кодексе РФ 1996 года отсутствует ответственность за потребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача. Лишь, ст. 97 п. г предусматривает основания применения принудительных мер медицинского характера для лиц, совершивших преступления и признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании (в новом УК РФ 1996 года с изменениями и дополнениями на 15 января 2004 года ст. 97 п. г – исключен)16. УК РФ 1996 года содержит, как и УК РСФСР 1960 года норму (ст.23) об ответственности за преступления, совершенные в состоянии опьянения, добавлено лишь указание о том, чем вызвано состояние опьянения: употреблением наркотических средств и других одурманивающих веществ. Вместе с тем УК РФ 1996 года исключил из числа обстоятельств, отягчающих наказание состояние опьянения. Ряд авторов, соглашаясь с этим, отмечают, что «позиция законодателя, выраженная в новом УК представляется более предпочтительной, чем прежняя в УК РСФСР 1960 года, где совершение преступления в состоянии опьянения было включено в перечень обстоятельств отягчающих ответственность при назначении наказания»17, что «состояние опьянения не всегда может быть признано отягчающим ответственность, как об этом свидетельствует практика»18. Следовательно, УК РФ 1996 года предусматривает ответственность за преступления, совершенные в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, вызванного употреблением других одурманивающих веществ.

Актуальным становится изучение и освоение приемлемого международного опыта законодательного регулирования борьбы с наркотизмом, так как проблема наркотизма – проблема мирового масштаба, а в каждом государстве существуют различные национальные меры борьбы с этим явлением19.

Условно зарубежные страны можно разделить, в зависимости от жесткости законов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, на три группы:

Первая – «группа жесткой политики», к ней относятся в первую очередь Малайзия, Иран, Пакистан, Турция, Китай и т.д. Здесь борьба ведется с распространением и потреблением наркотиков жесткими методами – вплоть до смертной казни, а законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. Например, в Иране только за полтора года в соответствии с Законом 1989 г. было публично казнено свыше тысячи человек20.

Вторая — «группа жесткого контроля». К ней можно отнести США, Великобританию, Францию и т.д. Эти страны пристально контролируют все виды наркотиков, активно противостоят наркомафии, но крайние меры к потребителям и распространителям не применяют.

Третья — «либеральная группа». Представителями этой Группы стран являются Нидерланды (Голландия) и Испания. Наиболее известным ее представителем является Голландия. Начавшаяся здесь с середины 1950-х годов легализация «МЯГКИХ» наркотиков несколько сократила количество преступлений, связанных с ними. Однако кардинальных изменений не произошло, но как бы там ни было, а Амстердам превратился в «наркотическую яму Европы», однако, Голландское правительство по-прежнему считает, что оно имеет достаточно возможностей для эффективного контроля за наркотиками21.

Иллюстрации специфики уголовно-правовых норм, регламентирующих борьбу с наркотизмом, сравнительно-правовой анализ ограничен нами шестью государствами из выше приведенного условного деления зарубежных стран, отличающихся уголовными мерами борьбы с распространением и потреблением наркотиков, а именно Китая, Турции, США, Франции, Голландии и Испании22.

В Китае, нормы, направленные на борьбу с незаконным оборотом содержатся в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики (далее УК КНР)23 данный УК КНР в новой редакции был принят на 5-й сессии Всекитайского собрания на родных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г., который вступил в силу с 1 октября 1997 года.

УК КНР предусматривает одиннадцать составов, направленных на борьбу с наркотизмом (Ст.Ст. 347-357), которые содержатся в § 7 «Преступления, связанные с контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков». В свою очередь данный параграф входит в главу 6 «Преступления против порядка общественного управления».

Согласно ст. 348 УК КНР ответственность наступает за незаконное владение опиумом в количестве свыше 1000 г, героином или метилфениламином в количестве свыше 50 г или иными наркотиками в крупном объеме – наказываются лишением свободы на срок свыше семи лет или бессрочным лишением свободы, а также штрафом.

В Уголовном кодексе Турции производство некоторых видов наркотиков наказывается лишением свободы на срок от 10 до 24 лет и штрафом в сумме 10 лир за каждый грамм наркотика, но не менее 3000 турецких лир (ст. 403 п. 2). А за организацию производства героина, кокаина, морфия или гашиша, руководство преступными организациями назначается исключительная мера наказания. В Законе предусматривается ответственность за незаконный сбыт наркотиков.

Законом устанавливается уголовная ответственность за: 1) организованную контрабанду героина, кокаина, морфина или гашиша на профессиональном уровне; 2) привлечение несовершеннолетних для такой преступной деятельности; 3) руководство преступными организациями, занимающимися контрабандой указанных наркотиков, назначается исключительная мера наказания.

Несомненный интерес представляет правовое регулирование борьбы с незаконным оборотом наркотиков во Франции. Уголовная ответственность за данные преступления предусматривается действующим Уголовным кодексом Франции24 принятым 22 июля 1992 года.

По французскому законодательству сурово наказывается руководство или организация группы с целью производства, изготовления, импорта, экспорта, перевозки, хранения, предложения, передачи, приобретения или незаконного использования наркотических средств, а именно пожизненным заточением и штрафом в 50000000 франков (ст. 222-34 УК Франции).

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков по законодательству РФ