Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – всесторонне изучить уголовно-исполнительную систему.
Задачи работы следующие:
– рассмотреть понятие и историю зарождения уголовно-исполнительной си-стемы;
– изучить структуру, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;
Введе-ние……………………………………………………………………………3
1 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной систе-мы……5
1.1 Понятие, история зарождения уголовно-исполнительной систе-мы…….….5
1.2 Структура, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной
систе-мы…………………………………………………………………..….7
1.3 Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказа-ния………………10
2 Правовое положение и основные функции уголовно-исполнительной
системы России …………………………………………………………………16
2.1 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) как федеральный
орган исполнительной вла-сти………………………………………………..16
2.2 Современное состояние уголовно-исполнительной системы
Российской Федера-ции…………………………………………………………..19
2.3 Направления совершенствования уголовно-исполнительной системы
на современном эта-пе……………………………………………………………..24
Заключе-ние………………………………………………………………………...32
Глосса-рий………………………………………………………………….............34
Список используемых источни-ков..………………………………………….….
Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:
1) аппарат директора;
2) управление безопасности;
3) управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;
4) управление конвоирования и спецперевозок;
5) управление следственных
6) управление исполнения
7) управление социальной
8) бюро исполнения приговоров и специального учета и др.
ФСИН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляет Президент РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.
Следует отметить, что согласно ст. 5 Закона об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в уголовно-исполнительную систему могут включать по решению Правительства РФ предприятия, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 130 больниц различного профиля, медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждения для больных туберкулезом, 8 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы составляют 263 федеральных государственных унитарных предприятия, 496 центров трудовой адаптации осужденных, 36 лечебно-производственных и 33 учебно-производственных мастерских. При исправительных и воспитательных колониях работают 310 вечерних общеобразовательных школ и 483 учебно-консультационных пункта, 333 профессионально-технических училища.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, реализовывается за счет средств федерального бюджета. В целях дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний на основании рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, Президентом РФ принято решение о поэтапном реформировании уголовно-исполнительной системы. В настоящее время действует Федеральная целевая программа Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2006 г. № 54011. Основная цель Программы - приведение условий содержания подследственных и осужденных в соответствие с законодательством России для перехода к международным стандартам.
Основные задачи Программы следующие:
- реконструкция и строительство следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с законодательством РФ;
- реконструкция и строительство исправительных учреждений с условиями содержания осужденных в соответствии с законодательством РФ;
- строительство 25-ти следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с международными стандартами и ряд других.
2.2 Современное состояние уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС находились на содержании 820,3 тыс. человек (- 46,1 тыс. человек к началу года), в том числе:
- в 754 исправительных колониях отбывали наказание 695,5 тыс. человек (- 29,7 тыс. человек);
-в 160 колониях-поселениях отбывали наказание 48,3 тыс. человек (- 3,3 тыс. человек);
-в 5 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1741 человек (+ 15 человек);
- в 229 следственных изоляторах и 166 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 119,0 тыс. человек (- 12,5 тыс. человек);
-в 8 тюрьмах отбывало наказание 2,1 тыс. человек (- 1012 человек);
-в 63 воспитательных колониях для несовершеннолетних 4,2 тыс. человек (- 1,8 тыс. человек)12.
В учреждениях отбывают наказание 66,5 тыс. женщин (- 3,1 тыс. человек), в том числе 55,6 тыс. осужденных, содержащихся в исправительных колониях, и 10,8 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 964 ребенка.
Медицинское обслуживание осужденных и подследственных снабжают 134 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.
В состав УИС также относят 2468 уголовно-исполнительных инспекций, в них состоят на учете 491,8 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы13.
Для обеспечения трудовой занятости
осужденных организован производственный комплекс, в который входят 182
федеральных государственных унитарных
предприятия, 552 центра трудовой адаптации
осужденных, 48 лечебно-производственных
и 45 учебно-производственных трудовых
мастерских.
Общеобразовательное обучение осужденных
сформировано в 320 вечерних общеобразовательных
школах и 547 учебно-консультационном пункте,
338 профессиональных училищах. В целях
обеспечения свободы совести и вероисповедания
осужденных создано и осуществляют свою
деятельность 524 храма и 706 молитвенных
комнат. Руководство осуществляют территориальные
органы уголовно-исполнительной системы
и федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий правоприменительные
функции, функции по контролю и надзору
в сфере исполнения уголовных наказаний
в отношении осужденных.
Федеральная служба исполнения наказаний России создана на основании Указа Президента России «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 г. № 1314. Она является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, которые находятся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.14
Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы - 346,5 тыс. человек. Специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют 253 тыс. человек (кроме того переменный состав – 7,2 тыс. человек).
Медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы исполняют 55 учреждений здравоохранения, в том числе 33 центра медицинской и социальной реабилитации, 15 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.
Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.
Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, которые выделяются на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.
Улучшается нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.
Несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2012 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 114,5 тыс. человек, или на 18,2 %.
Общее количество лиц, находящихся под стражей, остается довольно высоким, а в отдельных регионах их число значимо превосходит количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.
Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
За последние несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2012 году 80 % общей численности осужденных к лишению свободы. Больше 25% осужденных приговорены к долговременным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более. Это приводит к повышению удельного веса социально деградировавших граждан.
По статистике, более 80% осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Примерно 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.
На 1 января 2013 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, которые содержатся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний: 433,8 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 71,45 тыс. - психическими расстройствами, 40,76 тыс. - активным туберкулезом, 54,97 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,48 тыс. - вирусным гепатитом, 62,05 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 24 тысяч осужденных - инвалиды.
В связи с этим сильно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились случаи угроз в их адрес, связанные со служебной деятельностью, и нападений на них.
Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, которые связаны с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по устранению внешних и внутренних факторов, которые создают угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, т. е. угроз со стороны находящихся на свободе криминальных авторитетов и угроз внутри учреждения, которые исходят от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.
Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе меньше среднего дохода населения. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является главным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.
Несмотря на основные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом оставила черты старой пенитенциарной системы. Данная система не учитывает сегодняшнее состояние экономики, интеграцию России в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
Показанные обстоятельства определили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
2.3 Направления совершенствования уголовно-исполнительной системы на современном этапе
Концепция развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года15 была принята в 2010 г.
В рамках реализации уголовно-исполнительной политики в нашей стране предполагаются:
поиск новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных правил социальной работы с осужденными. Закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве России форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными как основного средства их исправления;
дополнение имеющейся системы поощрений другими стимулами к правомерному поведению осужденных и активной ресоциализации;
существенные различия содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, преступного опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой);
закрепление новых форм надзора за поведением осужденных в законодательстве с использованием электронного мониторинга глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS;
применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений как альтернативы содержания под стражей;
удобное размещение мест отбывания наказания на территории России, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также в целях обеспечения безопасности самого осужденного.
Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:
разработку основанных на стандартах Европейских тюремных (пенитенциарных) правил моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительных инспекций, а также реализации целей исправления осужденных (2006 год);
разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;