Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Следователь - особо уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК).
Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному признаку в соответствии со ст. 151 УПК. Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

Содержание

1. Прокурор……………………………………………………………………………………….3
2. Следователь……………………………………………………………………………………6
3. Начальник следственного отдела……………………………………………………...……..9
4. Орган дознания………………………………………………………………………………11
5. Дознаватель……………………………………………………………………………….….15
6. Потерпевший…………………………………………………………………………………16
7. Частный обвинитель……………………………………………………………………...….21
8. Гражданский истец..................................................................................................................22
9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя……….……24
10.Литература………………………………………………………………………………...…26

Вложенные файлы: 1 файл

ugolovny_protsess пример.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Чувашский государственный  университет имени И.Н. Ульянова»

(ЧГУ им. И.Н.  Ульянова)

 

Юридический факультет

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Уголовное право»     

             

на тему: «участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения»

 

 

 

 

 

Выполнил студент

юридического факультета

группы ЗЮ27-13

Иванов Евгений Иванович                                                                                    

                                                                                               Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Прокурор……………………………………………………………………………………….3

2. Следователь……………………………………………………………………………………6

3. Начальник следственного отдела……………………………………………………...……..9

4. Орган дознания………………………………………………………………………………11

5. Дознаватель……………………………………………………………………………….….15

6. Потерпевший…………………………………………………………………………………16

7. Частный обвинитель……………………………………………………………………...….21

8. Гражданский истец..................................................................................................................22

9. Представители  потерпевшего, гражданского истца  и частного обвинителя……….……24

10.Литература………………………………………………………………………………...…26

 

1. Прокурор

В соответствии с  Федеральным законом "О прокуратуре  Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования  и решение определенного круга  задач надзорного содержания. Основными  направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных  и заключенных под стражу; уголовное  преследование в соответствии с  полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 Закона о прокуратуре РФ).

Прокурор - это должностное  лицо, уполномоченное в пределах своей  компетенции, определяемой местом соответствующей  прокуратуры в системе прокуратуры  РФ, предметной и территориальной  подследственностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени  государства уголовное преследование  в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

Закон определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 37 УПК). К  ним относятся: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные  лица органов прокуратуры, участвующие  в уголовном судопроизводстве и  наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре РФ.

Система и структура  органов прокуратуры установлены  ст. ст. 11, 14 - 16, 19 и др. Закона о прокуратуре  РФ, а разграничение компетенции  прокуроров осуществляется Генеральным  прокурором РФ.

В ходе досудебного  производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение  требований соответствующих нормативных  правил, содержащихся в УПК и  иных федеральных законах, при  приеме, регистрации и разрешении  сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное  дело при наличии поводов и  оснований, содержащихся в ст. 140 УПК, поручать его расследование  дознавателю, следователю, нижестоящему  прокурору либо принимать его  к своему производству;

3) участвовать в  производстве предварительного  расследования путем дачи письменных  указаний о направлении расследования,  производства следственных и  иных процессуальных действий; присутствия  при проведении следователем  или дознавателем наиболее сложных  следственных действий; личного  производства некоторых следственных  и иных процессуальных действий  и др.;

4) давать согласие  дознавателю, следователю на возбуждение  уголовного дела в соответствии  со ст. 146 УПК;

5) давать согласие  дознавателю, следователю на возбуждение  перед судом ходатайства об  избрании, отмене или изменении  меры пресечения (содержание под  стражей, арест) и о производстве  процессуального действия, которое  допускается на основании судебного  решения в соответствии со  ст. 29 УПК;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору,  следователю, дознавателю, а также  их самоотводы в целях обеспечения  своевременного выявления обстоятельств,  исключающих участие указанных  лиц в уголовном судопроизводстве, и принятия мер к их устранению;

7) отстранять дознавателя,  следователя от дальнейшего производства  расследования в случаях нарушения  ими процессуального законодательства  в целях своевременного, оперативного  и реального обеспечения условий  для эффективного получения доказательств  в ходе дознания и предварительного  следствия;

8) изымать любое  дело у органа дознания и  передавать его следователю, передавать  уголовное дело от одного следователя  прокуратуры к другому с обязательным  указанием оснований такой передачи. Необходимость передачи дела  органом дознания следователю  в основном возникает при допущенных  нарушениях закона в ходе дознания, непредвиденном осложнении следственной  ситуации, при особой общественной  значимости раскрытия конкретного  преступления. Передача прокурором  дела от одного следователя  прокуратуры другому, как правило,  происходит вследствие необеспеченности  следователем, в производстве которого  оно находится, оптимального режима  расследования;

9) передавать дело  от одного органа предварительного  расследования другому с соблюдением  правил подследственности, установленных ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры, с обязательным указанием оснований такой передачи. Законодательное закрепление за прокурором ведущего места в регулировании коллизионных ситуаций в определении подследственности уголовных дел позволяет оперативно решать возникающие в данной сфере споры;

10) отменять своим  постановлением незаконные или  необоснованные постановления нижестоящего  прокурора, следователя, дознавателя.  Незаконными считаются постановления,  вынесенные с нарушением материального  или (и) процессуального закона. Необоснованными следует считать  постановления прокурора, следователя,  дознавателя, если их выводы  не находят должного подтверждения  полученными в ходе расследования  доказательствами и не соответствуют  обстоятельствам дела;

11) поручать органу  дознания производство следственных  действий, а также давать ему  указания о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по делам, находящимся  в производстве прокурора или  следователя (см. приложение 46 к ст. 476 УПК);

12) продлевать срок  предварительного расследования  в порядке и по правилам, установленным  ст. 162 УПК;

13) утверждать постановления  дознавателя, следователя о прекращении  производства по уголовному делу. При этом прокурором проверяется  доказанность наличия оснований  для прекращения производства  по делу, отсутствие обстоятельств,  исключающих возможность прекращения  уголовного дела, правильность оформления  постановления, соблюдение требования о разъяснении оснований прекращения дела лицу, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование;

14) утверждать обвинительное  заключение или обвинительный  акт по правилам, установленным  ст. 220 и ст. 225 УПК;

15) возвращать уголовное  дело дознавателю, следователю  со своими указаниями для производства  дополнительного расследования  при обнаружении неполноты и  односторонности расследования,  существенных пробелов в доказательственной  базе, препятствующих реализации  функции уголовного преследования;

16) приостанавливать  или прекращать производство  по делу при наличии предусмотренных  уголовно-процессуальным законом  оснований;

17) осуществлять  иные полномочия, которые находят  свое выражение в конкретизации  вышеперечисленных прав прокурора  в различных стадиях процессуальной  деятельности.

В ходе судебного  производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и  обоснованность. Основания участия  прокурора и его полномочия в  рассмотрении уголовных дел судами определяются ст. 246 УПК.

В случаях, когда  предварительное расследование  произведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание  от имени государства обвинения  в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному  уголовному делу.

Письменные указания прокурора имеют обязательную силу не только для следователя, дознавателя, но и для других должностных лиц, в частности начальников следственных подразделений, органов дознания. Закон  допускает возможность обжалования  указаний прокурора, что не приостанавливает их исполнение. Исключение составляют указания по ключевым вопросам расследования  преступлений, связанным с принятием  наиболее важных, имеющих принципиальное значение для уголовного дела решений, по которым позиция следователя  считается основополагающей (ч. 3 ст. 38 УПК).

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования по основаниям и в  порядке, установленным ст. 246 УПК. По общему правилу отказ прокурора  от обвинения в суде обязателен, если представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому  обвинение. Прокурор может отказаться от обвинения полностью или в  его определенной части.

 

 

 

 

 

 

2. Следователь

Следователь - особо  уполномоченное государством должностное  лицо прокуратуры, органов федеральной  службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК).

Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному признаку в соответствии со ст. 151 УПК. Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК.

Закон наделяет следователя  процессуальными полномочиями по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения  и по принятию различных процессуальных решений. Так, следователь уполномочен  возбуждать уголовное дело, принимать  его к своему производству или  передавать его прокурору для  направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования; вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, освидетельствования, обыски, выемки и другие предусмотренные УПК следственные и процессуальные действия.

По расследуемым им делам следователь уполномочен  давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, производстве отдельных  следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь дает письменные поручения органу дознания:

в случае необходимости  производства следственных или розыскных  действий в другом месте (ч. 1 ст. 152 УПК);

в случае необходимости  производства следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий  при расследовании преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 4 ст. 157 УПК).

Поручения о производстве следственных действий должны даваться только в случае отсутствия у следователя  возможности провести их лично. Письменные поручения следователя органу дознания направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного  органа, указанного в ст. 40 УПК, который  впоследствии поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам. Форма  и реквизиты поручения следователя  содержатся в приложении 45 к ст. 476 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК срок, в течение которого орган дознания обязан выполнить поручение следователя, не должен превышать 10 суток.

В ходе предварительного следствия все решения о направлении  следствия, производстве следственных и иных процессуальных действий следователь  принимает самостоятельно (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Исключением из этого общего правила являются случаи, когда Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Конституция устанавливает, что отдельные процессуальные действия, затрагивающие права и свободы граждан, производятся на основании судебного решения. Судебное решение (с предварительным согласием прокурора) необходимо следователю для применения следующих мер процессуального принуждения: избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 2 ст. 107, ч. 4 ст. 110 УПК); избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК); продление срока содержания под стражей (ст. 109 УПК); временное отстранение обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК); наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 1 ст. 115, ст. 116 УПК). Судебный порядок получения разрешения на проведение вышеуказанных процессуальных действий регламентирован ст. ст. 107 - 110, 114, 115 УПК.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения