Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:09, контрольная работа
Следователь - особо уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК).
Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному признаку в соответствии со ст. 151 УПК. Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.
1. Прокурор……………………………………………………………………………………….3
2. Следователь……………………………………………………………………………………6
3. Начальник следственного отдела……………………………………………………...……..9
4. Орган дознания………………………………………………………………………………11
5. Дознаватель……………………………………………………………………………….….15
6. Потерпевший…………………………………………………………………………………16
7. Частный обвинитель……………………………………………………………………...….21
8. Гражданский истец..................................................................................................................22
9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя……….……24
10.Литература………………………………………………………………………………...…26
Также судебное решение
(с предварительным согласием
прокурора) необходимо следователю
для проведения следующих процессуальных
и следственных действий: помещение
подозреваемого, обвиняемого, не находящегося
под стражей, в медицинский или
психиатрический стационар для
производства соответственно судебно-медицинской
или судебно-психиатрической
Санкция (согласие)
прокурора (без судебного решения)
требуется в следующих случаях:
при возбуждении уголовного дела
(ч. 1 ст. 146 УПК); при прекращении уголовного
дела в связи с примирением
сторон (ст. 25 УПК); при применении залога
в качестве меры пресечения (ч. 2 ст.
106 УПК); при продлении срока
По общему правилу в силу ч. 3 ст. 37 УПК письменные указания прокурора следователю являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия следователя со следующими решениями и указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого (подозреваемого); об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.
В случае несогласия с вышеуказанными решениями или указаниями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо соглашается с доводами следователя и отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.
3. Начальник следственного отдела
В соответствии с
п. 18 ст. 5 УПК начальником следственного
отдела является особо уполномоченное
государством должностное лицо, которое
возглавляет соответствующее
Начальник следственного отдела наделен следующими полномочиями:
поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;
изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
создавать следственную группу, изменять ее состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела или его большого объема);
отменять необоснованные
постановления следователя о
приостановлении
вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.
В случае необходимости
начальник следственного отдела
может возбудить уголовное
Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовному делу. Он вправе проверять находящиеся у следователей материалы уголовного дела. При обнаружении допущенных ошибок и нарушений закона начальник следственного отдела принимает меры к их устранению. Он вправе давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
Указания начальника
следственного отдела по уголовному
делу даются в письменном виде и
обязательны для исполнения следователем.
Обжалование этих указаний прокурору
не приостанавливает их исполнение, за
исключением случаев, когда они
касаются изъятия уголовного дела и
передачи его другому следователю,
привлечения лица в качестве обвиняемого,
квалификации преступления, объема обвинения,
избрания меры пресечения, а также
производства следственных действий,
которые допускаются только по судебному
решению. При этом следователь вправе
представить прокурору
4. Орган дознания
Понятие органа дознания законодатель сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под ним понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).
Милиция возглавляла
список органов дознания по УПК РСФСР
1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по
праву занимала (и занимает) первое
место в нем, ибо является наиболее
массовой, самой разветвленной системой
государственных органов
Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.
Не дает определения понятию "милиция" и Закон о милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция милиции, данная в ст. 1 этого Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в рассматриваемый вопрос не привносит.
------------------------------
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.
Существенно новым в Законе о милиции является подразделение ее на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ч. 1 ст. 7). Таким образом, законодатель разделил, вопреки Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, единый орган дознания на два. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" закрепляет это положение, установив, что и та и другая милиции являются органами дознания (соответственно ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9).
Законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
По сути, здесь нет определения органа дознания. Определять "органы" через органы - тавтология, неверно гносеологически.
С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления.
Должностное лицо
- не учреждение, а потому оно не может
рассматриваться как орган
Часть 1 статьи 40 УПК
дает совершенно иное представление
об органах дознания. Она относит
к ним не "государственные органы",
а органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с Федеральным законом
Налицо явное
и неоправданное противоречие между
нормами, определяющими одного и
того же участника уголовного судопроизводства.
Они не корреспондируют между
собой, ибо "государственные органы"
(ст. 5) и "органы исполнительной власти"
(ст. 40) - понятия, не совпадающие друг
с другом. Кроме того, "осуществлять
дознание и другие процессуальные полномочия"
и "полномочия по осуществлению оперативно-
В связи с явно неудачным выражением законодателем органов дознания в юридической литературе высказаны самые различные соображения по данному вопросу.
Во многих источниках, говоря об органах дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что "Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов дознания. Есть лишь примерный и не совсем точный их перечень.
И.Б. Колчевский полагает, что гл. 6 УПК РФ "содержит в себе перечень органов дознания - государственных органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно" . Предпринятая попытка дать общее определение органов дознания по сути игнорирует дефиниции, содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, вольно их трактует. Несколько позднее И.Б. Колчевский изменил свое представление об органах дознания и классифицировал четыре их группы. Первую группу составляют, по его мнению, "органы внутренних дел, а также другие органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)" .
Представляется, что
подобный взгляд на органы дознания отстаивает
и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла
к органам дознания не милицию, как
было ранее, а органы внутренних дел,
а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
Из этих определений можно понять только одно - их авторы в качестве органов дознания рассматривают органы исполнительной власти, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к оперативным подразделениям. Но тогда надо признать, что из числа органов дознания выпадает милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена осуществлять указанную деятельность.
Своеобразно представление об органах дознания Ю.С. Жарикова . Воспроизведя определение органов дознания, данное в п. 24 ст. 5 УПК РФ, и учитывая положения ст. 40 Кодекса, он подразделяет их на две группы. Первая - органы дознания "широкой компетенции (иначе - "собственно органы дознания"): органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности", в частности: 1) органы внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Вторая - органы дознания "узкой компетенции": должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом случаях осуществлять процессуальную деятельность - фиксацию доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий органами предварительного расследования.
Любопытны суждения о статусе органов дознания А.А. Чувилева, который полагал, что органы дознания - это органы предварительного расследования . Подобный разброс мнений об органах дознания и их статусе в уголовном судопроизводстве свидетельствует, в частности, о неопределенности термина "орган дознания".
По В.И. Далю, дознание производно от слова "дознавать, дознать что-то, допытываться, узнавать, разузнать, разведывать,.. удостовериться в чем-нибудь" . Поэтому УПК РСФСР 1922 г. в ст. 103 определял: "Органы дознания принимают меры к тому, чтобы до начала предварительного следствия или до разбора дела по существу, если предварительное следствие не производится, были сохранены следы преступления и была устранена для подозреваемого возможность скрыться".
УПК РСФСР 1960 г. устанавливал, что дознание заключается, во-первых, в производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ч. 1 и ч. 2 ст. 119, п. 2 ст. 115). Другое дознание выражалось в принятии всех предусмотренных законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 и ч. 2 ст. 120, п. 2 ст. 115 УПК РСФСР). Дознание было одной из форм раскрытия преступления (ст. 3 УПК РСФСР), исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР), расследования преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР). Таким образом, утверждение, что дознание не есть расследование, противоречит не только элементарной логике, но и закону.
Информация о работе Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения