Важным моментом является то,
что первоначальный этап работы по выявлению
и установлению лидеров уголовной среды,
которые могут сформировать преступную
группу, должен осуществляться в следственных
изоляторах, откуда в исправительные колонии
поступает основная масса осужденных.
Работники следственных изоляторов, располагая
исчерпывающей информацией о неформальном
статусе того или иного осужденного, должны
передавать ее сотрудникам исправительной
колонии для последующего использования
в предупредительной работе.
Изучение практики показало,
что в настоящее время сотрудниками оперативных
отделов ИУ при выявлении первичных оперативно-розыскных
данных делается акцент на получение информации
от негласных сотрудников, при этом практически
не используются другие потенциальные
источники. Кроме того, между отделами
и службами исправительных учреждений
недостаточно налажена система обмена
информацией о лицах и фактах, представляющих
оперативный интерес.
Следующая стадия работы это
документирование противоправной деятельности
групп отрицательной направленности заключающаяся
в выявлении (обнаружении, проверке и оценке)
оперативно-розыскной информации, а также
в фиксации и сохранении ее в оперативно-служебных
документах с целью дальнейшего использования
в предупреждении и пресечении преступлений,
а также нарушений установленного порядка
отбывания наказания со стороны лиц, входящих
в преступные группы.
В теории оперативно розыскной
деятельности отмечаются такие направления
стратегии в борьбе с лидерами преступных
группировок, как сотрудничество, компромисс,
противоборство и другие. Результаты исследования
подтверждают тезис то, что сотрудники
ИУ чаще прибегают к стратегии подавления
деятельности преступных групп, для чего
ими проводится комплекс оперативно-розыскных
мер и иных действий, нацеленных:
- на переориентацию направленности
группы;
- разобщение или саморазложение
преступной группы;
- привлечение активных
членов группы к уголовной
ответственности.
Для того чтобы добиться разобщения
или саморазложения группы, сотрудники
ИУ прибегают к различным способам воздействия
не только на членов группы, но и на ее
лидера: во-первых, в группе создаются
условия, вынуждающие ее участников и
лидера нарушать неформальные нормы поведения,
принятые в их среде; во-вторых, создается
обстановка недоверия друг к другу; в-третьих,
участники группы распределяются по различным
локальным участкам, жилым помещениям,
бригадам, отрядам для того, чтобы свести
до минимума контакты между ними; в-четвертых,
все участники группы официально предостерегаются
о недопустимости противоправной деятельности;
в-пятых, проводятся мероприятия по дискредитации
лидеров и активных участников группы
с целью подорвать их авторитет.
В течение 2013 года ходе проведения
профилактических мероприятий дискредитировано
187 (АППГ-125) лидеров уголовно преступной
среды, разобщено 238 (АППГ-179) группировок
осужденных отрицательной направленности.
Дискредитировано 12 воров в законе.
Как следует из анализа материалов
дел оперативного учета, значительная
их часть была реализована с разобщением
группировок и их членов к уголовной
ответственности. Эта мера предполагает
обеспечение принципа неотвратимости
ответственности за совершенные преступления.
В этой связи работа должна
быть нацелена:
- на выявление лиц, которые
будут свидетелями по уголовному
делу;
- обнаружение предметов
и документов, которые при расследовании
станут вещественными или письменными
доказательствами;
- непосредственное наблюдение
и фиксацию действий разрабатываемых.
Если меры профилактического
характера не приносят положительного
результата, а лица, состоящие в преступной
группе, замышляют либо подготавливают
преступление, о чем убедительно свидетельствуют
имеющаяся информация и соответствующие
условия для реализации замысла, то оперативные
аппараты принимают меры, направленные
на недопущение перерастания замыслов
и действий в покушение на преступление
либо оконченное преступление.
Развенчание лидеров чаще всего
внешне связано с вступлением лидера в
общественные формирования ИУ, привлечением
его к труду на производстве, дачей им
письменного обязательства об отказе
от уголовно-воровских традиций, фотографированием
во время внутренней уборки им помещений
(особенно мест общего пользования), выполнения
хозяйственных работ, в том числе по обустройству
заграждения.
Когда указанных мероприятий
оказывается недостаточно, допустимо
применение тактических приемов для компрометации
лидеров и активных участников. Суть таких
действий состоит в том, чтобы лишить их
возможности осуществлять свои организаторские
функции, т. е. контролировать соблюдение
традиций и обычаев, поддерживать престиж
группы среди других подобных формирований
и взаимодействовать с ними, следить за
разделом сфер влияния между группами,
использованием «общаковых» средств и
т. п. В этих целях оперативные сотрудники
должны обеспечить: плотный гласный и
негласный контроль за поведением лидеров,
реальное их участие в хозяйственной и
производственной деятельности, недопустимость
получения ими разного рода «привилегий»
в социально-бытовой сфере (размещение
в отдельном жилом помещении, улучшенное
питание, ношение одежды неустановленного
образца и др.), неукоснительное и своевременное
привлечение их к ответственности за нарушение
правил внутреннего распорядка.
Таким же целям служат действия
по распространению среди окружения сведений,
порочащих лидера, организация активных,
открыто демонстрируемых контактов лидера
с оперативными сотрудниками и т. п. При
этом важно параллельно проводить такие
мероприятия, как, например, внезапные
досмотры, получение объяснений у участников
группировки, усиление мер их изоляции
и т. п. с тем, чтобы продемонстрировать
реализацию информации, якобы полученной
в результате контактов.
Еще до возбуждения уголовного
дела, когда оперативный сотрудник готовится
к реализации материалов оперативной
разработки, он начинает взаимодействовать
со следователем, который будет проводить
расследование. Они совместно составляют
план реализации и определяют направления
и формы дальнейшего взаимодействия. Помимо
совместного планирования мероприятий,
они проводят согласованно следственные
и оперативно-розыскные действия. Исключительно
важным является взаимный обмен информацией,
поступающей к ним, которая в полном объеме
должна быть доступна как оперативному
сотруднику, так и следователю, но при
этом первый обязан предохранить от расшифровки
источники информации.
На самом деле такое взаимодействие
эпизодическое, поскольку оперативные
сотрудники исправительных колоний считают,
что дело оперативного учета реализовано,
когда виновные задержаны, в отношении
их возбуждено уголовное дело и материалы
переданы следователю. Поскольку оперативники,
осуществлявшие разработку, выполнив
неотложные следственные действия и передав
уголовное дело по подследственности,
прекращают его и считают реализованным,
так как задача, для достижения которой
оно заводилось (раскрыть преступление),
по их мнению, достигнута. При этом ими
не принимается в расчет то обстоятельство,
что уголовное дело может быть прекращено
или приостановлено из-за недостатка доказательственной
базы. Четко налаженное взаимодействие
следователей и оперативных сотрудников
является гарантией успеха в борьбе с
групповой преступностью.
Выводы и предложения
Считаю что для повышения эффективности
борьбы с лидерами группировок осужденных
отрицательной направленности в подразделениях
УИС необходимо:
1. Ужесточить ответственность
за злостное неповиновение требованием
представителей администрации, организацию
массовых противоправных действий осужденных
(членовредительство, групповой отказ
от приема пищи), и передачу запрещенных
предметов на территорию подразделений
УИС, вплоть до уголовной.
2. Закрепить в УИК принцип
направления осужденных являющихся
лидерами уголовно преступной
среды и так называемых воров
в законе из СИЗО для дальнейшего
отбывания уголовного наказания
в ИУ других субъектов РФ, для
исключения поддержки со стороны представителей
УПС находящихся на свободе.
3. Обязать судей учитывать характеризующий
материал сотрудников СИЗО при вынесении
приговора. Подследственным, которые в
период содержания под стражей поставлены
на профилактический учет как лидеры либо
активные участники группировок отрицательной
направленности назначать местом отбывания
наказания тюрьму. Тем самым оградить
осужденных содержащихся в ИУ от их негативного
воздействия.
4. Дополнить состав
статьи 321 УК РФ отдельной частью «создание
в период отбывания срока уголовного наказания
группировок осужденных отрицательной
направленности, а также руководство ими.
5. Провести анализ
положительных результатов достигнутых
подразделениями УИС в вопросах
противодействия группировкам осужденных
отрицательной направленности, на основе
которого разработать методические рекомендации
по повышения эффективности работы по
указанному направлению деятельности.
Библиография
1. Мазалева Л. В. Организация
преступных групп в местах
лишения и их классификация / Л.
В. Мазалева // Человек: преступление
и наказание. - 2008. - № 3(62).
2. Мазалева Л. В. Факторы, влияющие на
формирование преступных групп в местах
лишения свободы / Л. В. Мазалева // Человек:
преступление и наказание. - 2008. - № 4(63).
4. Старков, О.В. Криминология:
Учебное пособие / О.В. Старков. - М.:
Экзамен, 2004.
5. Криминальная психология: Психология
криминальной преступности. Кн. 1 / Пирожков
В.Ф. - М.: Ось-89, 1998. - 304 c.; Пирожков В.Ф.
Законы преступного мира молодежи
(криминальная субкультура). - Тверь,
1999.
6. Дебольский М.Г. Психологический
анализ отрицательных тенденций в социальной
среде осужденных. – М., 1999.
7. Пенитенциарная преступность:
сущность и актуальные проблемы предупреждения.
– Владимир: ВЮИ Минюста России, 2005.
СПРАВКА
ОБ АВТОРЕ
Тема:
Особенности ОРМ направленных на развенчание
лидеров ОПС «воров в законе» лидеров
группировок осужденных отрицательной
направленности.
1. Фамилия,
имя, отчество: Синицин Евгений Владимирович
- Специальное
звание: подполковник внутренней службы
- Должность:
заместитель начальника ФКУ ИК-3 УФСИН
России по Забайкальскому краю
- Подразделение:
ФСИН России ФКУ ИК-3 УФСИН России по Забайкальскому
краю
- Образование:
высшее
6. Вид
базового образования: юридическое
- Стаж в
УИС 15 лет
- Стаж в занимаемой
должности 1 год
- Рабочий
почтовый адрес (адрес электронной почты)
ik3-chita @ Yandex. ru
- Рабочий
телефон (факс) +7 3022 39-51-30
Согласен
с публикацией материалов в ведомственной
печати
ФСИН
России
(не
нужное зачеркнуть)
________________/_____________________/
(подпись)
(расшифровка подписи)
«_____»
_______________ 20 ___ г.