Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:58, реферат
Целью настоящей работы является рассмотрение целей и задач прокурорского надзора – закрепленных законом общие положения, определяющие организацию, а также иной деятельности прокуратуры.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Цели и задачи прокурорского надзора…………………………………...6
1.1. Цели прокурорского надзора…………………………………………...6
1.2 Задачи прокурорского надзора…………………………………............7
1.2.1. Общие задачи прокурорского надзора……………………………....7
1.2.2. Специальные задачи прокурорского надзора………………………8
1.2.3. Частные задачи прокурорского надзора……………………………9
2. Цели и задачи деятельности прокуратуры……………………………....10
2.1 Иная деятельность прокуратуры РФ……………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………..26
Нормативно правовые акты………………………………………………….28
Задачи………………………………………………………………………….29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/
ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ
«Прокурорский надзор»
Тема: «Цели и задачи прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры РФ» Задачи
Вариант № 3
(подпись студента)
(должность, ученая степень)
(подпись руководителя)
Вологда 2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Цели и задачи прокурорского надзора…………………………………...6
1.1. Цели прокурорского надзора…………
1.2 Задачи прокурорского надзора…………………………………..........
1.2.1. Общие задачи прокурорского надзора……………………………....7
1.2.2. Специальные задачи
1.2.3. Частные задачи прокурорского надзора……………………………9
2. Цели и задачи деятельности прокуратуры……………………………....10
2.1 Иная деятельность прокуратуры РФ……………………………………20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..26
Нормативно правовые акты………………………………………………….28
Задачи………………………………………………………………
Исходя из статьи 2 Конституции Российской Федерации1, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии со статьей 45 Основного закона, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, и каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, если нарушение права имело место, лицо, чьи права ущемлены, может либо прибегнуть к самозащите, либо обратиться за помощью к государству в лице его органов.
Согласно части 1 статьи 129 Конституции, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В статье 1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации»2 установлено, что она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Основного закона и исполнением законов, действующих на территории нашей страны. Соответственно, цель существования прокуратуры состоит в обеспечении реализации прав и свобод человека и гражданина, предотвращения разного рода нарушений этих прав посредством надзора за исполнением требований законодательства. Тут возникает вопрос – осуществляет ли прокуратура государственную власть, каково место этого органа в системе ветвей власти? Следует обратиться к части 1 статьи 11 Конституции РФ, в которой установлено, что государственную власть в стране осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации. Статья 10 предусматривает осуществление государственной власти в нашей стране на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы этих ветвей власти независимы и самостоятельны.
Если обратиться к системному толкованию Конституции РФ, прокуратуру следует относить к органам судебной власти. В то же время Конституционный Суд РФ неоднократно давал толкование главы 7 Основного закона, исходя из которого прокуратура не входит в судебную ветвь власти.3 Судебная власть и прокурорский надзор – два тесно связанных между собой взаимодействующих, взаимопересекающихся государственно-правовых института, без которых гражданское общество спокойно существовать не может. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами. Если основная задача прокурорского надзора – выявлять нарушения законности, то обязанность суда – от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.4 Поэтому прокурорский надзор, имеющий свои основополагающие начала, руководящие идеи – принципы, и основные направления, задачи функционирования – цели, необходимо рассматривать обособлено от судебной ветви власти.
Собственно прокурорский надзор – это основное направление деятельности прокуратуры5; он осуществляется от имени Российской Федераций в целях установления соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории нашей страны, принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к ответственности, осуществляется с использованием установленных законом полномочий прокуратуры.
Целью настоящей работы является рассмотрение целей и задач прокурорского надзора – закрепленных законом общие положения, определяющие организацию, а также иной деятельности прокуратуры.
Объектом исследования является прокурорский надзор и деятельность прокуратуры РФ в целом.
Актуальность настоящей работы предопределены тем, что реформа органов прокуратуры еще не завершена, существует масса нерешенных проблем, но преобразование этого правозащитного института осуществляется в рамках целей, которые ставят перед ним государство и общество. Изменения начинаются с корректировки законодательства, и наиболее стабильными и устойчивыми остаются принципы прокурорского надзора, радикальное изменение их невозможно, так как неминуемо приведет к деградации прокуратуры, что не допустимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Следовательно, изучение основополагающих начал и целей прокурорского надзора, решение спорных и неоднозначных вопросов является крайне важным аспектом исследования.
1.Цели и задачи прокурорского надзора
1.1. Цели прокурорского надзора
Цели и задачи прокурорского надзора
тесно связаны между собой.
Под целью прокурорского надзора следует
понимать результат, на до-
стижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом и,
в частности, ее важнейшая функция — прокурорский
надзор. Цели про-
курорского надзора определяются статусом
прокуратуры, ее местом и ро-
лью в государстве. В конечном счете они
определяются Конституцией
Российской Федерации, Законом о прокуратуре,
другим законодательст-
вом, регламентирующим деятельность прокурорских
органов. Наиболее
конкретно цели прокуратуры в целом и
прокурорского надзора, в частно-
сти, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре.
Согласно пункту 2 этой
статьи целями прокуратуры являются:6
обеспечение верховенства закона;
обеспечение единства и укрепления законности;
обеспечение защиты и свобод человека и гражданина;
обеспечение защиты охраняемых законом
интересов общества и го-
сударства.
На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры.
Конкретные виды этой деятельности перечислены
в том же п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре:
- прокурорский надзор (5 отраслей);
- уголовное преследование;
- координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с
преступностью;
- участие в рассмотрении дел судами;
- участие в правотворческой деятельности.
Основным средством достижения указанных
в Законе о прокуратуре
целей является прокурорский надзор.
1.2 Задачи прокурорского надзора
Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более кон-
кретны и многочисленны. Их решение обеспечивает
достижение целейпрокурорского надзора.
Они различаются по уровню, содержанию,
средствам их решения, компетенцией органов
прокуратуры. Задачи
прокурорского надзора могут быть разделены
на три вида: общие, спе-
циальные и частные.
Названные виды задач взаимосвязаны
между собой и имеют различ-
ные уровни. Решение частных задач (самого
низкого уровня) обусловли-
вает решение специальных задач надзора.
Успешное разрешение специ-
альных задач, в свою очередь, подчинено
решению общих, наиболее
высокого уровня, задач прокурорского
надзора.
1.2.1. Общие задачи прокурорского надзора
Общие задачи прокурорского надзора определяются
Конституцией
РФ, Федеральным законом о прокуратуре,
рядом иных нормативных ак-
тов, например, УПК, ГПК. Они заключаются
в укреплении законности и
охране от всяких посягательств:7
а) закрепленного Конституцией
РФ, конституциями республик, входя-
щих в состав РФ, уставами иных субъектов
РФ общественного и го-
сударственного строя;
б) политических, трудовых, жилищных
и других личных и имуществен-
ных прав и охраняемых законом интересов
граждан РФ, гарантиро-
ванных Конституцией РФ, Конституциями
республик и уставами
иных субъектов РФ;
в) прав и охраняемых законом интересов государственных
учреждений,
предприятий, независимо от форм собственности,
кооперативных и
иных общественных организаций.
Общие задачи подлежат разрешению каждым
прокурором, выполня-
ющим надзорные функции прокуратуры. Прокурорский
надзор имеет не-
сколько отраслей (направлений), различающихся
содержанием законода-
тельства, за исполнением которого осуществляется
надзор. Вследствие
этого общие задачи, стоящие перед прокурорским
надзором в целом, яв-
ляются одновременно задачами и каждой
из этих отраслей. Общие задачи
могут быть решены только в результате
прокурорско-надзорной деятель-
ности в целом. Каждая отрасль единого
прокурорского надзора вносит
свой «вклад» в решение общих задач.
1.2.2. Специальные задачи прокурорского надзора
Объем и содержание вклада входящие в каждую отрасль,
определяется специальными задачами, стоящими перед конкретной
от-
раслью прокурорского надзора. Их суть
вытекает из общих задач и опре-
деляется компетенцией прокурора в каждой
из отраслей прокурорского
надзора.
В качестве специальных задач можно назвать:
- своевременное выявление всех незаконных
актов, издаваемых пере-
численными в ст.21 Закона о прокуратуре
объектами и субъектами;
- выявление всех нарушителей законов
на тех же объектах надзора.8
Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре
федеральных
министерств, комитетов и служб, представительных
и исполнительных
органов субъектов РФ, органов местного
самоуправления, органов воен-
ного управления, органов контроля, их
должностных лиц, органов управ-
ления и руководителей коммерческих и
некоммерческих организаций ре^
гулируется федеральными и иными законами.
Издаваемые ими правовые
акты (приказы, распоряжения, инструкции
и др.) должны соответствовать
этим законам. Поэтому одной из специальных
задач прокурорского над-
зора в данном направлении является своевременность проверки
законно-
сти издаваемых актов. Специальной задачей
этого же направления надзо-
ра является выявление фактов нарушений
точного исполнения законов
указанными органами, нарушителей
этих законов, недопущение безнака-
занности за такие правонарушения.
Решение общих и специальных задач прокурорского
надзора осуще-
ствляется путем применения прокурором
правовых средств надзора, в
ходе которых прокурор ставит определенные
частные (конкретные) зада-
чи и решает их. Эти задачи называются
частными задачами прокурор-
ского надзора.
1.2.3. Частные задачи прокурорского надзора
Частные задачи значительно более разнообразны и многочисленны,
нежели общие и специальные.9
Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли)
прокурорско-
го надзора, от вида применяемого правового
средства, от конкретных ус-
ловий, в которых осуществляется надзорная
деятельность прокурора.
Перечислить все частные задачи прокурорского
надзора весьма слож-
но, поскольку они не являются постоянными,
могут возникать в одних
конкретных условиях работы и отсутствовать
в других. В числе частных
задач могут быть названы:
- получение полной информации о конкретном
нарушении закона;
- своевременность истребования правовых
актов для проверки их соот-
ветствия закону;
Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры РФ