Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:12, курсовая работа
Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).
Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от публичного права, которое регулирует и охраняет общие интересы. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).
Частное право — это
совокупность отраслей — часть системы
действующего права. Частное право
регулирует имущественные и личные
неимущественные отношения
1 История развития
2 Содержание понятия
3 См. также
4 Примечания
5 Литература
[править]
История развития
Вне зависимости от того,
какие признаки кладутся авторами в
содержание понятия частного права,
его объем рассматривается
Так, с древнейших времен
и, что совершенно определенно, с
эпохи Древнего Рима (см. также Частное
право в эпоху античности), объем
понятия «частного права» включал
в себя такие элементы, как нормы,
регулирующие статус лиц и семейные
отношения, вещные и наследственные
отношения, обязательственные отношения[1]
С выделением в Средние века (см. также Частное право в Средние века и эпоху Возрождения) купечества в отдельное сословие и расширением международной торговли сформировалась особая подсистема частного права — торговые обычаи, которые «были искусственно привязаны к римскому праву в результате творчества постглоссаторов» [2] и впоследствии преобразованы в нормы, регламентирующие торговые отношения.
С изобретением к исходу Средних
веков книгопечатания и развитием
в указанный период и позднее
машинного производства возникли условия
для широкого тиражирования произведений
литературы и некоторых видов
искусства, а также изобретений
и товарных обозначений [3]; данные обстоятельства
обусловили возникновение совокупности
норм, регулирующих основания возникновения
и порядок осуществления
С разрушением цеховой организации производства и формированием в Новое время свободного рынка труда, функционирующего на основе взаимодействия спроса и предложения, отношения работника и работодателя превращаются в обыкновенную сделку (договор найма)[4], частноправовую природу которой не изменило даже активное вмешательство государства в регулирование условий труда. На рубеже XIX—XX вв. (см. также ст. Частное право в эпоху Нового времени) доктриной и законодательством к сфере частного права были отнесены личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом [в том числе провозглашаемые и охраняемые таким важнейшим документом публичного права, как конституция, что объясняется необходимостью оградить данные абсолютные по своей природе права не столько «от всякого и каждого» (хотя именно таким образом они и подлежат защите), сколько именно от государства, которое чаще каких-либо иных субъектов стремится к их нарушению[5].
К частному праву относятся,
наконец, сложившиеся за столетия развития
разнообразных международных
[править]
Содержание понятия
Объем всякого понятия, представляющего собой какой-либо элемент системы позитивного права (подсистема, отрасль, подотрасль, институт, субинститут и т. д.), в конечном счете в качестве «элементарных частиц» должен содержать единичные правовые нормы в том или ином наборе. Между тем построение на основе определенной совокупности норм какого-либо понятия предполагает выделение некоторого общего для всех рассматриваемых норм признака, который составит содержание конструируемого понятия. Поиск такого признака и составляет существо задачи выявления критерия разграничения частного и публичного права и определения понятия «ч. п.».
Использование ни одного из
известных общей теории права
критериев классификации
Таким образом, вместо формирования
содержания понятия «ч. п.» необходимо
сформировать содержание понятия «частные
правоотношения»; тогда содержание
понятия «ч. п.» будет определяться
совокупностью норм, регулирующих частные
правоотношения. Данный тезис предполагает
первичность общественных отношений,
подлежащих правовому регулированию,
по сравнению с правовыми нормами:
последние возникают именно как
средство регулирования известных
отношений; данный тезис в большей
степени верен применительно
именно к частным отношениям, которые
«существуют в обществе вне прямой
зависимости от их регулирования
нормами права», и в меньшей
степени — применительно к
публичным, ибо на заре государства
последние действительно
Выявление критерия отграничения
частных правоотношений от всех иных
правоотношений требует анализа
различных элементов и
Отношения же в области
государственного управления, охраны
общественного порядка, властного
разрешения споров, обороны и обеспечения
общественной безопасности, обеспечения
имущественной основы указанных
сфер строить на основе свободного
усмотрения сторон недопустимо. Данная
область исключает как
Критерий интереса (как исторически первый, выработанный юридической наукой) в принципе был объектом критики, в том числе обоснованной. Однако критика критерия интереса относилась, как правило, к такой его трактовке, согласно которой «публичное право служит общему благу, гражданское — частным интересам» [Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. С. 685]. При такой трактовке критерий интереса действительно уязвим, ибо право в целом и все его элементы призваны служить достижению баланса частных и публичных интересов, что отмечается и теоретиками права [см., напр.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 66-77], и правоприменительными органами [см.: Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 2. С. 94-95], включая Европейский суд по правам человека. Между тем отмеченная уязвимость критерия интереса исчезает, если интерес рассматривать в качестве критерия разграничения не подсистем права, а регулируемых им областей общественных отношений. Положению о том, что ч. п. следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых преимущественно реализуются индивидуальные интересы их участников, тогда как публичным правом следует называть систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых (в том числе наряду с индивидуальными интересами одного или нескольких его участников) реализуется интерес общества в целом, нельзя противопоставить ни тезис о балансе интересов, ибо реализация в частном отношении частного интереса не противоречит требованию соблюдения баланса интересов ч. п., которое при регулировании частных отношений может, а зачастую — даже должно отступить от защиты частного интереса в пользу публичного, ни часто используемый пример о казенных поставках и подрядах, ибо публичный интерес в данном случае реализуется (или не реализуется) до возникновения подрядного отношения (на стадии принятия публичным субъектом решения о вступлении в такое отношение) и после его реализации (на стадии использования публичным субъектом результата реализации частного отношения), при этом отношения, возникающие на обеих стадиях регулируются именно публичным правом.
Важнейшим формальным признаком
публичного правоотношения, не образующим
вместе с тем существа феномена,
является участие в нем хотя бы
на одной из сторон такого субъекта,
который действует в данном отношении
в качестве агента публичной власти
— носителя публичной функции. [Субъект,
который действует в данном отношении
в качестве агента публичной власти
— носителя публичной функции, будет
для краткости именоваться «