Шпаргалка по "Уголовному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:52, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и виды источников УИП
Общественно полезный труд как основное средство исправления осуждённых. Привлечение осужденных к труду
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы и его виды

Вложенные файлы: 49 файлов

41.docx

— 33.98 Кб (Скачать файл)

 

 Статья 28. Общие требования к применению физической силы, специальных средств  и оружия 

 

 

 1. Согласно настоящему ФЗ, Федеральному  закону "О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений" от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ (ред.  от 05.02.2007 г.), Федеральному закону "Об оружии" от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ (ред. от 29.12.2006 г.), Федеральному конституционному закону "О чрезвычайном положении" от 30.05.2001 г. N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005 г.), ст. 86 УИК РФ, Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 15 февраля 2006 г. N 21-дсп), Наставлению по служебной деятельности специальных подразделений по конвоированию УИС Минюста России (утв. приказом Минюста России и МВД РФ от 25 ноября 2000 г. N 346-дсп/1205-дсп) и других нормативных актов, сотрудники уголовно-исполнительной системы, в том числе и сотрудники следственных изоляторов, применяют к осужденным меры безопасности для пресечения их противоправных действий, предотвращение причинения вреда окружающим и самим себе. 

К таким мерам относятся  физическая сила, специальные средства и оружие. Их могут применять сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие  специальные звания рядового и начальствующего  состава на территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих  к ним территориях, на которых  установлены режимные требования, и  на охраняемых объектах. В целях  обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, защиты личного состава исправительных учреждений и следственных изоляторов в составе территориальных органов  управления уголовно-исполнительной системы  созданы специальные подразделения  отряды специального назначения, которым  предоставлено право применять  физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для выполнения законом. 

В обязанности отрядов  специального назначения входят: предотвращение и пресечение преступных проявлений и иных правонарушений на объектах уголовно-исполнительной системы; ликвидация групповых нарушений общественного  порядка, неповиновений, хулиганских  и других противоправных действий со стороны осужденных, лиц, заключенных  под стражу, и иных граждан; освобождение лиц, захваченных в качестве заложников в следственных изоляторах и учреждениях, исполняющих наказание, обеспечение  безопасности персонала и членов семей сотрудников уголовно-исполнительной системы. 

Основаниями применения к  осужденным физической силы, специальных  средств и оружия относятся: 

- сопротивление персоналу  мест содержания под стражей,  т.е. активное противодействие  осужденными выполнению возложенных  на сотрудников этих учреждений  обязанностей по обеспечению  порядка отбывания наказания,  прежде всего соблюдению осужденными  дисциплины и установленных для  них правил поведения; 

- злостное неповиновение  законным требованиям персонала  - открытый, демонстративный отказ  от исполнения обращенного к  подозреваемому или обвиняемому  требования сотрудника исправительного  учреждения, который в силу выполняемых  им функций имеет основанное  на законе право предъявить  такое требование, а осужденный  обязан его выполнить; 

- проявление буйства - бесчинство, агрессивное поведение,  которое может сопровождаться  повреждением имущества, оскорблением  персонала, нецензурной бранью (такого  рода действия можно при наличии  соответствующих признаков рассматривать  как хулиганство - ст. 213 УК РФ);  

- участие в массовых  беспорядках (оно выражается в  действиях, сопровождающихся насилием  над подозреваемыми или обвиняемыми,  персоналом и другими гражданами, уничтожением имущества, поджогами,  погромами, использованием огнестрельного  оружия, вооруженным сопротивлением  представителям власти (ст. 212 УК  РФ); 

- захват заложников, т.е.  противоправное насильственное  лишение человека или группы  лиц свободы с последующим  открытым выдвижением требований  совершить какие-либо действия  или воздержаться от каких-либо  действий как условия их освобождения (ст. 206 УК); 

- нападение на граждан,  выражаемое в применении физического  насилия, нанесении побоев персоналу,  подозреваемых и обвиняемых, а  также гражданам, находящимся  на территории места содержания  под стражей или на территории, прилегающей к нему (нападение  может носить корыстный характер и выражаться в форме разбойных нападений - статьи 111, 112, 115, 162 и др. УК РФ); 

- побег из места лишения  свободы, т.е. самовольное, незаконное  оставление места содержания  под стражей (он может сопровождаться  применением насилия, опасного  для жизни и здоровья, либо  угрозой применения насилия с  применением оружия или предметов,  используемых в качестве оружия - ст. 313 УК РФ); 

- задержание бежавших  из мест содержания под стражей,  проявляемое в действиях по  пресечению состоявшегося побега.  

2. При применении физической  силы, специальных средств и оружия  должны соблюдаться ряд условий:  

1) Сотрудник УИС обязан  явно и понятно предупредить  осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых предполагается  применить физическую силу, специальные  средства, оружие, боевую и специальную  технику, о намерении применить  их. После они должны предоставить  этим лицам достаточно времени  для выполнения своих требований. Исключение составляют те случаи, когда промедление в применении  физической силы, специальных средств,  оружия, боевой и специальной  техники создает непосредственную  опасность жизни и здоровью  граждан, сотрудников УИС, может  повлечь иные тяжкие последствия  или когда в создавшейся обстановке  такое предупреждение является  неуместным или невозможным; 

2) При применении физической  силы или иных средств воздействия  сотрудник УИС обязан свести  к минимуму причиненный вред  правонарушителю. При получении  им телесных повреждений и  травм сотрудник должен обеспечить  оказание доврачебной помощи  лицам, получившим 

3) О каждом случае применения  физической силы, специальных средств,  оружия, боевой и специальной  техники сотрудник должны докладывать  своему непосредственному начальнику  и создать условия для законной  проверки и оценки своих действий  со стороны компетентных органов  

3. В состоянии необходимой  обороны (ст. 37 УК) или крайней  необходимости (ст. 39 УК) при отсутствии  специальных средств или оружия  персонал учреждений, исполняющих  наказания, вправе использовать  любые подручные средства. В ст. 37 УК РФ изложены положения  о том, что не является преступлением  причинение вреда посягающему  лицу в состоянии необходимой  обороны, т.е. при защите личности  и прав обороняющегося или  других лиц, охраняемых законом  интересов общества или государства  от общественно опасного посягательства, если это посягательство было  сопряжено с насилием, опасным  для жизни обороняющегося или  другого лица, либо с непосредственной  угрозой применения такого насилия.  В то же время защита от  посягательства, не сопряженного  с насилием, опасным для жизни  обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой  применения такого насилия, является  правомерной, если при этом  не было допущено превышения  пределов необходимой обороны,  т.е. умышленных действий, явно  не соответствующих характеру  и опасности посягательства. 

Не являются превышением  пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень  и характер опасности нападения. Право на необходимую оборону  имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной  подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно  опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или  органам власти. 

Также не является преступлением  причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными  средствами задержать такое лицо не представлялось возможным, и при  этом не было допущено превышения необходимых  для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру  и степени общественной опасности  совершенного задерживаемым лицом  преступления и обстоятельствам  задержания, когда лицу без необходимости  причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность  только в случаях умышленного  причинения вреда. 

4. В случае ранения или  смерти подозреваемых, обвиняемых  или иных лиц в результате  применения физической силы, специальных  средств или оружия начальники  исправительных учреждений и  соответствующие должностные лица  обязаны незамедлительно уведомить  об этом прокурора. Это должно обеспечить режим законности и исключить случаи произвольного применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники 

Законом предусмотрено, что  начальники учреждений, исполняющих  наказание, обязаны постоянно проводить  работу по обеспечению соблюдения законности при применении специальных средств. Они несут персональную ответственность  за ее организацию и привлечение  к ответственности лиц, допустивших  неправомерное использование специальных  средств согласно действующему законодательству.  

Закон обязывает сотрудников  мест содержания под стражей проходить  специальную подготовку и периодическую  проверку на пригодность к действиям  в условиях, связанных с применением  физической силы, специальных средств  и оружия, а также на умение оказывать  доврачебную помощь пострадавшим. 

5. Применение сотрудниками  уголовно-исполнительной системы  физической силы, специальных средств  и оружия с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет  за собой ответственность, установленную  законодательством Российской Федерации.  Это положение является важным  средством ограничения произвольного  применения физической силы, специальных  средств, оружия, боевой и специальной  техники. Для того чтобы применение  физической силы, специальных средств,  оружия, специальной техники не  были произвольными, необходимо  соизмерять степень опасности  и меры, принимаемые к нарушителю. Однако нередко в ходе чрезвычайной  обстановки весьма тяжело объективно  установить степень общественной  опасности нарушителя, средства  его вооружения и т.д. 

 

 

 Статья 29. Применение физической силы 

 

 

 1. Деятельность учреждений уголовно-исполнительной  системы не может осуществляться  без строжайшего соблюдения и  точного исполнения всеми сотрудниками  предписаний действующего законодательства, других нормативных актов, что  в полной мере относится к  применению не только специальных  средств и оружия, но и физической  силы. Физическая сила является  наиболее мягким способом воздействия  на осужденных. Тем не менее  применение физической силы существенно  ограничивает права личности - и  в первую очередь право на  физическую неприкосновенность. 

Согласно настоящего ФЗ, ст. 86 УИК РФ, Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 15 февраля 2006 г. N 21-дсп), Наставления по служебной  деятельности специальных подразделений  по конвоированию УИС Минюста  России (утв. приказом Минюста России и МВД РФ от 25 ноября 2000 г. N 346-дсп/1205-дсп) и других нормативных актов сотрудники УИС имеют право применять  физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в строго определенных случаях: 

- пресечения преступлений  и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших;  

- преодоления сопротивления  законным требованиям. 

2. Физическая сила применяется  как исключительная мера и  только в случае, если иные  способы пресечения преступлений  и административных правонарушений  не обеспечивают исполнения сотрудниками  УИС своих служебных обязанностей. Иные способы пресечения преступлений  и административных правонарушений  предполагают добровольное исполнение  правонарушителем требований сотрудника  без применения им физической  силы. 

Сотрудники мест содержания под стражей вправе применить  физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы Вопрос о соблюдении законности при применении физической силы в местах содержания приобретает  особую актуальность. Это вызвано  рядом обстоятельств, к наиболее значимым из которых следует отнести  специфику их деятельности и статус лиц, содержащихся под стражей. 

3. Общие требования, предъявляемые  законом в случаях применения  физической силы, состоят в ряде  обязательных условий. Прежде  всего, когда используется физическая  сила, то необходимо: 

- предупредить о намерении  применить физическую силу, предоставив  при этом лицам, в отношении  которых предполагается, достаточно  времени для выполнения своих  требований, за исключением тех  случаев, когда промедление в  применении физической силы, создает  непосредственную опасность жизни  и здоровью граждан, военнослужащих  или сотрудников органов внутренних  дел, может повлечь иные тяжкие  последствия или когда в создавшейся  обстановке такое предупреждение  является неуместным или невозможным;  

- обеспечить наименьшее  причинение вреда лицам, содержащимся  под стражей, 

- обеспечить оказание  доврачебной помощи лицам, получившим  телесные повреждения; 

- доложить своему непосредственному  начальнику о каждом случае  применения физической силы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному праву"