Шпаргалка по дисциплине "Уголовно-исполнительное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Уголовно-исполнительное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно-исполнительное право. Ответы на экзаменационные вопросы_ЮФ СПбГУ 2006-2007 -85с.doc

— 909.00 Кб (Скачать файл)

Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

 Условно-досрочно освобожденные  и осужденные к ограничению  свободы в порядке замены неотбытой  части наказания более мягким  видом наказания, если они были  направлены в исправительные  учреждения в случаях, предусмотренных  законом, могут вновь обращаться с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо быть представлены к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения определения об отмене условно-досрочного освобождения либо о замене более мягкого вида наказания лишением свободы.

 

83. Прекращение  отбывания лишения свободы и  порядок освобождения. 

Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Осужденные к ограничению свободы, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.

При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, а также документы об освобождении осужденного от наказания и документы о его трудовой деятельности.

Паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня - утром следующего дня.

Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока исправительных работ, а при освобождении от этого наказания по другим основаниям - не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов обязана предложить администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.

 

84 Отсрочка отбывания  наказания осужденным женщинам. 

Осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.

Отсрочка отбывания наказания не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление об освобождении осужденной женщины. К представлению прилагаются характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания, либо справка о наличии у нее жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности, либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной.

Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденной, освобождает ее. У осужденной администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту ее жительства в трехдневный срок со дня прибытия.

Осужденная следует к месту жительства самостоятельно за счет государства.

В день освобождения в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденной направляется копия определения суда об отсрочке отбывания наказания с указанием даты освобождения.

Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденную на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за ее поведением.

После явки осужденной уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток обязана направить подтверждение в исправительное учреждение по месту освобождения осужденной.

 

85. Помощь осужденным, освобождаемым  от отбывания наказания. 

Практика показала, что отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подтолкнуть его к новым преступлениям. Особое беспокойство вызывает будущее молодых людей, освободившихся из воспитательных колоний

Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. С осужденными проводятся беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого в плане его жизнеустройства, ему даются необходимые рекомендации. В законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

После того как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других наказаний, администрация направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Следует отметить, что несмотря на значительные трудности, преимущественно социально - экономического характера, в 2000 г. учреждениями и органами уголовно - исполнительной системы совместно со службами занятости трудоустроено более 10 тыс. лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Положительные результаты в решении вопросов социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, имеются в ряде регионов страны. В Республике Башкортостан, например, после принятия Закона "О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания" количество лиц, не получивших помощи в трудовом и бытовом устройстве, сократилось с 31% в 1997 г. до 6% в 2000 г.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

Как это не прискорбно, но в настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, что реализуется в различных формах  материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания:

    1. Обеспечение бесплатным проезд к месту жительства,
    2. Обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда.
    3. Обеспечение  одеждой (в случае отсутствия) за счет государства или единовременным  денежным пособием в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
    4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.
    5. Осужденные, указанные в п. 4, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

 

 

86. Правовое положение  лиц, отбывших наказание, и контроль за ними. 

Правовое положение лиц, отбывших наказание

 

Статья 182 УИК РФ в самой общей форме (право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи) закрепляет права лиц, освобожденных от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, на определенные виды необходимой социальной помощи. Уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено иными законами. Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего отсутствием необходимых экономических условий.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства, поскольку статья 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения" относит их  к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной оплаты труда.

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания. При отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли - продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и муниципального жилого фонда, регистрация проживания у родственников, супругов и иных граждан. В соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2001 г. N 48-ФЗ освобожденные имеют основание требовать восстановления утраченного права на жилье в его реальном виде.

Наконец, в ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам, не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

 

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

 

Контроль за освобожденными выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права. Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Уголовно-исполнительное право"