Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 22:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Уголовно-исполнительное право".
В настоящее время содержание уголовно-исполнительной политики, исходя из концепции правового государства, образует идея исправления осужденных и недопущения совершения преступлений. Эта линия определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными, и ее реализация является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания. Ранее действовавшая политика была основана на исправлении и перевоспитания осужденных. Это порождало на практике путаницу в вопросах, кого из осужденных требовалось только исправлять, а кого - еще и перевоспитывать. В исправительной педагогике в последние годы утвердилось положение: перевоспитание есть процесс воспитательного воздействия на осужденных во время отбывания ими наказания, а исправление - это результат данного процесса.
Значение уголовно-исполнительной политики выражается в том, что она служит неким системообразующим средством, на основе которого в правовой сфере строится весь последующий уголовно-исполнительный механизм – особенно здесь имеется в виду правовое положение осужденного и регламентация исполнения конкретного вида наказания .
11. Принципы уголовно-исполнительного
права.
В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы.
Уголовно-исполнительный кодекс в статье 8 перечисляет принципы, на которых основывается уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации, содержательная сторона каждого из указанных в УИК РФ принципов раскрывается исходя из многолетней практики их применения и научного анализа используемых в законе терминов:
Принцип законности
Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.
Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.
Принцип демократизма
Прежде всего принцип реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.
Принцип равенства осужденных перед законом
Данный конституционный и международно правовой принцип формулируется в уголовно-исполнительном праве, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от “расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения ” (ст. 6 Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными).
Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями (Пекинскими правилами ООН ) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.
Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения
Рациональное применение мер предполагает учет обстоятельств совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).
Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.
Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием
При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда. Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.
Соблюдение всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных.
12. Механизм уголовно-
А.И.Бойцов в своем курсе лекций указывает, что механизм уголовно-исполнительного регулирования включает в себя три компонента:
Т.о. субъекты УИП – учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и осужденные, отбывающие наказания. Также в теории принято выделять участников уголовно-исполнительных правоотношений – они исполнением наказаний вплотную не занимаются, но имеют к нему отношение. Например, прокуроры, которые осуществляют надзор за исполнением наказаний и за местами лишения свободы, попечительские советы, служители культа, родственники осужденных.
Юридический факт возникновения правоотношения – сложный: его образуют вынесение приговора, вступление его в силу и обращение его к исполнению. Основанием для прекращения уголовно-исполнительных правоотношений м.б. и события (например, смерть), и действия. Юридическое содержание правоотношения – права и обязанности сторон.
13. Понятие и основания исполнения наказаний.
В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР статья 7 УИК РФ более полно раскрывает основания исполнения наказаний (иных мер уголовно - правового характера). Если ранее в качестве такого основания назывался лишь приговор суда, вступивший в законную силу, то теперь этот перечень дополнен:
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Уголовно-исполнительное право"