Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:29, дипломная работа
Цель работы - изучить динамику террористических актов в РФ и
осведомлённость учащихся и студентов НГПУ по вопросам
терроризма.
Задачи исследования:
Провести обзор литературы по проблеме исследования,
Провести анализ статистических показателей по терроризму в России на современном этапе,
Провести практическое исследование уровня осведомленности учащихся школы и будущих педагогов в вопросах терроризма,
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕРРОРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Определение сущности понятий "терроризм", "террор", "террористический акт"
1.2 Разновидности и факторы современного терроризма, формы борьбы с терроризмом
1.3 Последствия современного терроризма: психологические проблемы, вопросы освещения в СМИ
1.4 Специфика терроризма в России на современном этапе: тенденции, факторы, анализ статистических данных
1.5 Анализ террористических актов в России на современном этапе
1.5.1 Террористический акт на Дубровке ("Норд-Ост") в 2002 году
1.5.2 Террористический акт в Беслане в 2004 году
1.5.3 Террористический акт в московском метро в 2010 году
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ результатов анкетирования студентов педагогического вуза
3.2 Анализ результатов анкетирования учащихся школы
ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопрос №2 направлен на выявление источника знаний учащихся о правилах безопасного поведения при захвате заложников.
Вопрос №3 направлен на выявление личного отношения детей к информации о захвате заложников, их освобождении, которую предоставляет телевидение?
Вопрос №4 выявляет потенциальную заинтересованность детей в получении дополнительной информации о правилах поведения в ситуации возможного захвата в заложники.
Вопрос №5 направлен на выявление проводимой на данный момент в школе работы по просвещению детей в вопросах терроризма.
Данные, полученные по итогам анкетирования студентов, были обработаны и зафиксированы в табличном виде. Так, результаты ответов студентов на 1-й вопрос анкеты представлены в таблицы 3.1.1:
Таблица 3.1.1 - Уровень общей осведомленности будущих педагогов о сущности термина "захват заложников"
Варианты ответов |
Студенты |
Кол-во ответов | |||
II-го кур |
III-го кур |
IV-го кур |
V-го кур | ||
А) лишение свободы людей |
9 45% |
6 30% |
7 35% |
6 30% |
28 35% |
Б) захват здания с людьми |
7 35% |
8 40% |
5 25% |
6 30% |
26 32,5% |
В) противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы |
4 20% |
6 30% |
8 40% |
8 40% |
26 32,5% |
Изучение правильности понимания термина "захват заложников" показал, что меньшинство студентов владеют знаниями о содержании данного выражения. Так, из рисунка видно, что только 32,5% (26 человек из 80-ти) дали правильный вариант ответа - "в" (противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы).
A) лишение свободы людей
Б) захват здания с людьми
В) противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы (правильный вариант ответа)
Рисунок 3.1.1 - Результаты ответов студентов на первый вопрос анкеты
Остальные варианты ответов, данные студентами, не являются правильными, так как не раскрывают сущность термина "захват заложников".
32,5% студентов дали неправильный вариант ответа - "б". Данный вариант ответа не правильный, так как захват заложников может производиться не только в здании, но и на судне, на самолете. 35% респондентов из 80-ти дали неправильный вариант ответа - "а", данный вариант ответа не правильный, так как лишение свободы осуществляется и как мера наказания за преступления. Таким образом, при обработке ответов, данных на вопрос №1 анкеты, можно сделать вывод о невысокой степени осведомленности студентов содержанием, сущностью термина "захват заложников". Будущие педагоги не имеют четкого представления о содержании данного понятия, выбирая неправильные варианты ответов. При этом, осведомленность о сущности термина "захват заложников" дифференцируется по разным курсам: у студентов младших курсов осведомленность ниже, у студентов старших курсов осведомленность выше.
Рисунок 3.1.2 - Количество студентов, давших правильный ответ на вопрос анкеты "Что Вы понимаете под выражением "захват заложников"?"
Далее мы предложили студентам - будущим педагогам - привести примеры захвата заложников на основе информации, получаемой из следующих источников: телевидение, радио, газеты, интернет.
Результаты ответов на вопрос №2 анкеты содержатся в таблицы 3.1.2:
Таблица 3.1.2 - Осведомленность студентов о ситуациях захвата заложников в стране
Варианты ответов |
Студенты |
Кол-во ответов | |||
II-го курса |
III-го курса |
IV-го курса |
V-го курса | ||
Захват в Будённовске (больница) (14 июня1995г.) |
5 |
5 |
6 |
7 |
23, 29% |
Захват на Дубровке ("Норд-Ост") (23 окт. 2002г.) |
11 |
10 |
15 |
14 |
50, 63% |
Захват в Беслане (школа №1) (1 сент.2004г.) |
18 |
17 |
20 |
20 |
75, 94% |
Взрывы в московском метро (29 марта 2010 г.) |
7 |
10 |
13 |
12 |
42, 53% |
Количество ответов |
41 |
42 |
54 |
53 |
190 |
Согласно данным таблицы 3.1.2 и рисунка 3.1.3, в большей степени студенты всех курсов осведомлены в вопросах ситуаций захвата заложников в Беслане в 2004г. (захват школы №1): 94% (75 человек из 80-ти) назвали данный случай захвата.
Рисунок 3.1.3 - Уровень информированности студентов о захвате заложников
Также высока осведомленность студентов о событиях захвата заложников в театральном центре на Дубровке ("Норд-Ост") (23 окт. 2002г.): 63% (50 чел. из 80-ти) назвали данный теракт. Около половины студентов назвали теракт в московском метро, произошедший в 2010 году: 53% (42 чел. из 80-ти). Несколько меньше студентов назвали ситуацию захвата заложников в Будённовске (захват больницы 14 июня1995г.): 29% (23 чел. из 80-ти) назвали данный теракт. На вопрос о правильных действиях в ситуации захвата заложников (вопрос №3 анкеты) мы предложили несколько вариантов ответов. В качестве правильного варианта ответа был вариант "б" (постараться успокоиться). Ответы на вопрос №3 анкеты представлены:
Таблица 3.1.3 - Выбор студентами правильных действий в ситуации захвата заложников
Варианты ответов |
Студенты |
Кол-во ответов | |||
II-го курса |
III-го курса |
IV-го курса |
V-го курса | ||
А) постараться убежать |
18 |
14 |
13 |
13 |
58 73% |
Б) постараться успокоиться |
4 |
6 |
7 |
6 |
23 29% |
Г) вступить в разговор с террористами |
11 |
9 |
8 |
8 |
36 45% |
Д) активное сопротивление захватчикам |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 6% |
А) постараться убежать
Б) постараться успокоиться (правильный ответ)
В) вступить в разговор с террористами
Г) активное сопротивление захватчикам
Рисунок 3.1.4 - Результаты ответов студентов на вопрос "Как Вы считаете, какие действия должны быть правильными в ситуации захвата заложников?
У студентов всех курсов доминировал ответ, предполагающий попытку побега: 73% (58 чел. из 80-ти). Выбор стратегии поведения со вступлением в разговор с террористами выявлен у 45% (у 36-ти чел. из 80-ти). Стратегию активного сопротивления захватчикам выбрали 6% (5 чел. из 80-ти).
По результатам ответов на вопрос о правильных действиях в ситуации захвата заложников был сделан вывод о том, что будущие педагоги демонстрируют некомпетентность в данной области. Так, решение о побеге или об активном сопротивлении захватчикам может привести к весьма трагическим последствиям. Более того, такие стратегии поведения подвергают опасности детей.
В вопросе №4 анкеты мы попросили студентов выбрать необходимые действия в ситуации захвата заложников, а также оценить свою готовность в соответствии с выбранными действиями (по принципу "так надо, но я этого не умею", или "мне это будет трудно сделать"). Было предложено выбрать из 3-х вариантов ответа. Правильным вариантом ответа был вариант "б" (попытка договориться о выводе на свободу нескольких детей), поскольку он стратегически важен для обеспечения безопасности людей. Как дополнительный правильный рассматривался ответ "в" (контакт с захватчиками по вопросам продовольствия, воды).
Ответы студентов на 4-й вопрос анкеты представлены в таблице 3.1.4:
Таблица 3.1.4 - Выбор студентами необходимых действий во время захвата по принципу "так надо, но я этого не умею", или "мне это будет трудно сделать"
Варианты ответов |
Студенты | |||||||
II-го курса |
III-го курса |
IV-го курса |
V-го курса | |||||
Так надо |
Но я не умею |
Так надо |
Но я не умею |
Так надо |
Но я не умею |
Так надо |
Но я не умею | |
А) выйти на разговор с захватчиками |
12 |
9 |
13 |
10 |
11 |
7 |
12 |
7 |
Б) попытка договориться о выводе на свободу нескольких детей |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
В) контакт с захватчиками по вопросам продовольствия, воды |
7 35% |
6 |
5 25% |
5 |
7 35% |
6 |
6 30% |
6 |
Кол-во ответов |
20 |
16 80% |
20 |
17 85% |
20 |
15 75% |
20 |
15 75% |
По данным таблицы 3.1.4 и рисунка 3.1.5 можно увидеть, что почти никто из будущих педагогов не знает, как правильно себя вести.
Рисунок 3.1.5 - Количество студентов, которые в ситуации захвата в заложники будут устанавливать контакт с захватчиками по вопросу питания
Вариант "в" отметил примерно каждый 4-й студент. Но без выбора варианта ответа "б" этот вариант ("в") не может считаться достаточным. При этом почти все студенты признались в том, что не умеют, не смогут на практике осуществить необходимые действия в ситуации захвата заложников.
Рисунок 3.1.6 - Количество студентов, которые не смогут на практике осуществить действия в ситуации захвата в заложники
Так, 16 из 20-ти студентов II курса (80%) признались, что не смогут выполнить названные ими действия, также в неумении признались 17 из 20-ти студентов III курса (85%), 15 из 20-ти студентов IV курса (75%) и 15 из 20-ти студентов V курса (75%) (рис.6).
По ответам, полученным на 4-й вопрос анкеты можно сделать вывод, во-первых, о недостаточной некомпетентности студентов всех курсов в выборе необходимых действий во время захвата, во-вторых, о признании собственного неумения в выполнении необходимых действий в ситуации захвата. Мы предложили студентам представить, что ситуация захвата в заложники может возникнуть и в коллективе, где они могут работать педагогами. Правильными вариантами ответов были вариант "а" (контроль места нахождения всех детей) и вариант "б" (оптимизация психологического состояния детей (по возможности успокоить)). Результаты представлены:
Таблица 3.1.5 - Выбор тактики поведения при возникновении захвата в коллективе, где студенты могут предположительно работать педагогами
Варианты ответов |
Студенты |
Кол-во ответов | |||
II-го курса |
III-го курса |
IV-го курса |
V-го курса | ||
А) контроль места нахождения всех детей |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 14% |
Б) оптимизация психологического состояния детей (по возможности успокоить) |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 8% |
В) попытка выйти на контакт с захватчиками |
9 |
8 |
7 |
8 |
32 40% |
Г) сопротивление захватчикам |
8 |
8 |
8 |
7 |
31 39% |
Из таблицы 3.1.5 и рисунка 3.1.7 видно, что правильный вариант "а", предполагающий контроль места нахождения всех детей выбрали 14% (11 студентов из 80-ти). Правильный вариант ответа "б", предполагающий оптимизацию психологического состояния детей выбрали 8% (6 студентов из 80-ти). У студентов всех курсов доминирует выбор неверной стратегий поведения (вариант "в" - 40%, вариант "г" - 39%).
А) контроль места нахождения всех детей
Б) оптимизация психологического состояния детей (по
возможности успокоить)
В) попытка выйти на контакт с захватчиками
Г) сопротивление захватчикам
Рисунок 3.1.7 - Результаты ответов студентов на вопрос "Ситуация захвата в заложники может возникнуть в коллективе где вы работаете педагогом. Выберете варианты Вашего поведения"
Следует обратить внимание на тот факт, что 40% студентов на каждом курсе выбирают опасную стратегию поведения не только для себя, но и для коллектива в целом. Это стратегия сопротивления захватчикам. Подобное поведением может привести к гибели детей и педагогического коллектива.
По выборам вариантов ответов на 5-й вопрос анкеты можно сделать следующие выводы. Студенты демонстрируют некомпетентность в поведении при моделировании возникновении захвата в коллективе, где студенты могут предположительно работать педагогами. Вместо стратегии контроля места нахождения всех детей и попытки их успокоить, студенты делают выбор в пользу выхода на контакт с захватчиками и сопротивления им. В ситуации реального захвата выбор подобных стратегий будущими педагогами может привести к трагическим последствиям, так как данные стратегии имеют провоцирующий характер.
Мы предложили будущим педагогам ответить: какие знания они, по их мнению, должны передать детям для обеспечения их безопасности в ситуации потенциального захвата в заложники. Было предложено несколько вариантов ответов, среди них правильными были варианты "в", "г". В качестве дополнительных правильных ответов были варианты "д" и "б".
Результаты представлены в табл. 3.1.6:
Таблица 3.1.6 - Мнение студентов о знаниях, необходимых для передачи детям
Варианты ответов |
Студенты |
Кол-во ответов | |||
II-го курса |
III-го курса |
IV-го курса |
V-го курса | ||
А) как не попасть в заложники |
11 |
14 |
10 |
11 |
46 58% |
Б) как успокоиться, понизить уровень тревожности в ситуации нахождения в заложниках |
5 |
6 |
5 |
5 |
21 26% |
В) как поддерживать физиологические процессы организма |
1 |
3 |
2 |
3 |
9 11% |
Г) как вести себя в момент освобождения |
2 |
1 |
2 |
3 |
8 10% |
Д) как вести себя в ситуации возможного общения с террористами |
4 |
6 |
5 |
5 |
20 25% |