Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 18:01, курсовая работа
Актуальность исследования. После принятия ныне действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее – УПК РФ) некоторые ученые-процессуалисты также неоднократно обращаются к вопросу о необходимости совершенствования данной стадии уголовного судопроизводства. Необходимо отметить, что в теории уголовного процесса первую стадию уголовного судопроизводства именуют по-разному.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела, как самостоятельная стадия уголовного процесса……………………………………………………………...6
§1. Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела………………..6
§2. Участники стадии возбуждения уголовного дела ………………………...14
§3. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела……………………21
Глава 2. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела………………………………………………………………….34
§1. Порядок приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях в органах внутренних дел……………………………………..34
§2. Возбуждение уголовного дела……………………………………………...47
§3. Отказ в возбуждении уголовного дела…………………………………….54
Заключение ……………………………………………………………………....65
Список использованной литературы…………………………………………...68
Сторонники позиции сохранения
стадии возбуждения уголовного дела,
к которым, например, относится Н.А.
Власова, видят в ней существенную
правовую гарантию от необоснованного
привлечения граждан к
А.Б. Рыков указывает, что необоснованное возбуждение уголовного дела весьма отрицательно повлияет на защиту общества от преступлений, приведет к бессмысленным затратам в следственной работе, отвлечет следователей и оперативных работников от расследования действительных преступлений. "Невозможно найти гарантии, исключающие ложные доносы и добросовестные заблуждения заявителей, кроме как в проверке их заявлений".2 В защиту своей позиции он приводит тот факт, что существует достаточно много преступлений, возбуждение уголовных дел по которым обязательно предполагает предварительную проверку.
Таким образом, с точки зрения указанных авторов, стадия возбуждения уголовного дела играет в уголовном процессе важную роль, выступая в качестве своеобразного фильтра, позволяющего отсеивать непреступные деяния, тем самым экономить силы и средства органов уголовного преследования и предотвращать ситуации напрасного применения уголовно-процессуального принуждения.
По нашему мнению, стадию возбуждения уголовного дела следует сохранить, в противном случае правило о применении мер процессуального принуждения, производства следственных действий после возбуждения уголовного дела - потеряет всякий смысл. Кроме того, она является в случае принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, преддверием для последующей стадии - предварительного расследования, в ходе которой возникают предпосылки для широкого комплекса уголовно-процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и на привлечение виновных к уголовной ответственности, что служит одним из главных средств реализации неотвратимости наказания.
Говоря о значении стадии возбуждения уголовного дела, В.И. Казаков делает следующие выводы:
Как и каждая из стадий уголовного судопроизводства стадия возбуждения уголовного дела имеет свой круг задач. Так, Л.А. Кравчук ее главной задачей видит определение - имело ли место уголовно-наказуемое преступление или иное деяние2. К.А. Синкин говорит о закреплении следов преступления3. У иных ученых выделены в той или иной мере совпадающие задачи, суть которых сводится к следующему:
1) выяснение
обстоятельств, исключающих
2) установление
наличия повода и основания
для возбуждения уголовного
3) предотвращение или пресечение преступления;
4) обеспечение прав и законных интересов заявителей о преступлении, лиц, пострадавших от преступления;
5) принятие
соответствующего законного и
обоснованного решения по
По нашему мнению, основной задачей
первой стадии досудебного производства
является установление уполномоченными
на то органами наличия или отсутствия
условий, необходимых для возбуждения
уголовного дела. Руководитель следственного
органа, следователь, дознаватель, орган
дознания обязаны как реагировать
на каждый факт обнаружения признаков
преступления, так и не допустить
необоснованного возбуждения
Таким образом, проанализировав сущность, значение и задачи рассматриваемой стадии можно согласиться с мнением ряда авторов, что возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса, в которой компетентное должностное лицо (государственный орган) в установленном законом порядке, принимает и проверяет информацию о деянии, содержащем признаки преступления, и выносит решение о начале производства по уголовному делу или отказе в таковом3.
Не противоречит этому определению и формулировка И.Н. Пустовой, понимающей под возбуждением уголовного дела - первоначальную стадию уголовного судопроизводства, заключающуюся в том, что орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, получив сведения о деянии, содержащем признаки преступления, устанавливают наличие или отсутствие оснований для производства по уголовному делу и в соответствии с этим принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом1.
§2. Участники стадии возбуждения уголовного дела
На каждой стадии уголовного процесса решаются свои, специфические задачи, в связи, с чем возникает и четко определенный круг субъектов. Однако в уголовно-процессуальном законе отсутствует перечень и процессуальный статус лиц, которые могут быть вовлечены в уголовное судопроизводство на стадии возбуждения уголовного дела. В юридической литературе внимание, как правило, обращается в основном на участников предварительного расследования и судебного разбирательства, а к лицам, участвующим в иных стадиях и, в частности, в стадии возбуждения уголовного дела проявляется меньший интерес. Так, преимущественно встречается упоминание таких участников данной стадии, как инициатор сообщения о преступлении, то есть лицо, официально заявившее о преступлении - заявитель1. По мнению Б.Т. Безлепкина, "правоприменитель в ходе проверки заявления о совершении преступления может вступать также еще и в правоотношения с различными юридическими лицами, запрашивая материалы и документы, необходимые для ответа на вопрос о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела, а также по поводу назначения документальных проверок и ревизий"1. Некоторые авторы вопрос об участниках стадии возбуждения уголовного дела в своих работах вообще игнорируют, упоминая лишь правоприменителя как субъекта, наделенного полномочиями провести проверку и принять решение по поступившему заявлению2. Между тем анализ действующего законодательства и практики проверки сообщения о преступлении позволяет сделать вывод, что на данной стадии в сферу уголовного процесса оказывается вовлеченным довольно широкий круг субъектов, выполняющих различные функции и отстаивающих неодинаковые интересы.
Исходя из смысла норм глав 19-20 УПК РФ, участниками стадии возбуждения уголовного дела помимо дознавателя, следователя, органа дознания, руководителя следственного органа, прокурора, суда и заявителя являются лица, которые могут оказать содействие при проведении проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении: специалист; редакция; главный редактор; лицо, предоставившее информацию СМИ; потерпевший или его законный представитель по уголовным делам частного обвинения; конкретное лицо, в отношении которого есть подозрение.
Кроме того, А. Верещагина замечает, что
для определения круга
Для отождествления процессуального статуса участников стадии возбуждения уголовного дела А. Верещагина предлагает разделить их на три группы:
Однако, на наш взгляд, указанная классификация громоздка (вторая группа содержит неограниченное количество участников) и в ней отсутствуют лица, которым законом предоставлено право, осуществлять проверку заявлений, сообщений о преступлениях и в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления принимать соответствующее процессуальное решение.
Кроме того, в нормах уголовно-процессуального права, на которые опирается в своей классификации участников стадии возбуждения уголовного дела А. Верещагина использование наряду с "заявителем" термина "потерпевший" (ч.6 ст.144 УПК РФ) является неправильным. В соответствии со ст.42 УПК РФ потерпевший, как участник уголовного процесса появляется на более поздних стадиях (этапах) расследования или рассмотрения уголовного дела, а именно после постановления, оформленного дознавателем, следователем или судом (ч.1 ст.42 УПК РФ). П.Г. Марфицин замечает, что "при разрешении первичной информации о преступлениях такой процессуальной фигуры быть не может"1. В связи со сказанным, в целях упорядочения терминологии уголовно-процессуального законодательства считаем целесообразным исключить из ч.6 ст.144 УПК РФ указание на "потерпевшего" и заменить его термином "пострадавший".
П.Г. Марфицин в свою очередь считает - лицами, участвующими в стадии возбуждения уголовного дела могут являться: заявитель; пострадавший; лицо, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела; явившийся с повинной; специалист; понятой; представитель пострадавшего; переводчик; лицо, которому могут быть известны какие либо обстоятельства, подлежащие выяснению; лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным2.
Однако мы, полностью поддерживая необходимость введения в УПК РФ института представительства в стадии возбуждения уголовного дела, позволим себе не согласиться с указанием на "подозреваемого" по тем же основаниям, что ранее П.Г. Марфицин указывал, критикуя точку зрения А. Верещагиной использовавшей термин "потерпевший". Цитируя его слова, подчеркнем, что в соответствии со ст.46 УПК РФ при "разрешении первичной информации о преступлениях такой процессуальной фигуры быть не может".
Не согласны мы и с указанием на "лицо, задержавшее подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным", так как если задерживают пострадавшие, то они будут отнесены к одноименной группе участников, если другие граждане, то на наш взгляд речь идет о "лицах, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению".
Более приемлемой нам представляется
классификация субъектов
Во второй группе речь идет об органах дознания, начальнике органа дознания, дознавателе, начальнике подразделения дознания, следователе, руководителе следственного органа, которые в соответствии с принципом публичности обязаны осуществлять уголовное преследование путем возбуждения уголовного дела публичного обвинения (ч.1 ст.146 УПК РФ).
Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом (ч.3 ст.40 УПК РФ) также предоставлены:
1) капитанам
морских и речных судов,
2) руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч.1 ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) главам
дипломатических