Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 11:11, контрольная работа
В.1. Возбуждение уголовного дела, как стадия уголовного процесса
В. 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
В.3. Проверка сообщений о преступлении
Вариант 1.
Возбуждение уголовного
дела (ст.140-149 УПК
РФ)
В.1. Возбуждение уголовного дела, как стадия уголовного процесса
Возбуждение уголовного дела
является начальной стадией
Актом возбуждения уголовного
дела создаются предпосылки
Таким образом, главная цель первой стадии уголовного процесса - установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать производство по уголовному делу и осуществить процессуальные действия в полном объеме, включая при необходимости применение мер принуждения. В случае же отсутствия оснований, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Содержание стадии возбуждения уголовного дела составляют:
- получение и фиксация первичной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении;
- разрешение
вопроса о том, является ли
сообщение о готовящемся или
совершенном преступлении
- установление
обстоятельств, препятствующих
- принятие мер для предупреждения или пресечения преступления, а равно для закрепления и сохранения следов преступления;
- осуществление действий для проверки: наличия оснований к возбуждению уголовного дела, на которые указано в источнике информации; содержат ли факты, о которых получены сведения из сообщения о преступлении, признаки преступления; по какой статье уголовного закона может быть квалифицировано преступление;
- передача
сообщения по
- вынесение
решения о возбуждении или
отказе в возбуждении
Порядок и условия осуществления этих действий, права и обязанности лиц участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, механизм их реализации, гарантии законности возбуждения уголовного дела регламентируются гл. 19 и 20 УПК, а также принятыми на их основе ведомственными нормативными правовыми актами о порядке приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.
Акт возбуждения уголовного дела является своеобразной границей в правоотношениях, которые возникают между наделенными властными полномочиями должностными лицами и государственными органами, с одной стороны, и гражданами - с другой. До того, пока не вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, закон не разрешает осуществлять следственные действия (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 146 УПК) и применять меры процессуального принуждения, которые, как правило, связаны с ограничением прав граждан. Наличие данной стадии является гарантией от произвола и злоупотреблений со стороны должностных лиц.
В то же время своевременное и обоснованное возбуждение уголовного дела прокурором, а также с его разрешения следователем или дознавателем - необходимый этап деятельности по защите прав и законных интересов лиц и организаций от преступлений, организации быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений и неотвратимости наступления установленной законом ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния.
Как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в его возбуждении влекут отрицательные последствия для личности, общества и государства. В первом случае велика вероятность подвергнуть уголовному преследованию невиновного, необоснованно причинив ему имущественный и (или) моральный вред. Как показывает практика, даже реабилитация не может в полной мере загладить причиненные страдания и восстановить доброе имя пострадавшего. Во втором случае – необоснован-ный отказ в возбуждении уголовного дела порождает безнаказанность, создает условия для рецидива, подрывает веру в неотвратимость наказания за совершенное преступление.
В стадии возбуждения уголовного дела действует принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора, обязаны возбудить уголовное дело, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20 УПК.
От имени государства право возбуждать уголовные дела предоставлено: прокурору, а также следователю и дознавателю с согласия прокурора (ст. 146 УПК). Все иные органы и лица могут лишь сообщать указанным выше органам о фактах преступлений, представляя необходимые материалы, на основании которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела, но не правомочны возбуждать уголовные дела.
Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя различны. Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело и применительно к этим видам уголовного преследования. Следователь и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.
Следователи прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности возбуждают Уголовные дела, отнесенные к их подследственности ст. 151 УПК. Компетенция органов дознания по возбуждению уголовных дел определяется в зависимости от специфических условий их деятельности и категорий уголовных дел, по которым они проводят дознание. Среди органов дознания наиболее активная роль при решении вопросов возбуждения уголовных дел Принадлежит органам внутренних дел (прежде всего милиции), на которые Изложены обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
В. 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела
Установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела.
Наличие повода порождает обязанность этих органов рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения уголовного дела.
По делам публичного обвинения поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) рапорт об обнаружении признаков преступления;
4) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников .
По делам частного и частно - публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить, как правило, заявление самого потерпевшего, за исключением случаев, когда преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами .
Заявление о преступлении - наиболее распространенный на практике повод к возбуждению уголовного дела. Заявления (сообщения) могут быть поданы (направлены) гражданами, руководителями организаций и должностными лицами. Они бывают индивидуальными и коллективными. Коллективными обращениями признаются обращения, поданные от имени двух и более лиц.
В соответствии со ст. 141 УПК заявления могут быть сделаны в устном или письменном виде.
Устные заявления граждан заносятся в протокол, который должен содержать следующие сведения:
- место и время принятия заявления;
- должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление;
- данные о заявителе (фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, место работы или учебы, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);
- отметка о разъяснении заявителю ответственности за ложный донос по ст. 306 УК РФ, которая удостоверяется подписью заявителя;
- изложение от первого лица (т. е. от имени заявителя) содержания заявления;
- отметка о том, что протокол прочитан заявителем и записан с его слов правильно, а также подписи заявителя и должностного лица, принявшего заявление.
Поскольку прием заявления и допрос свидетеля имеют различное процессуальное значение, устное заявление о совершенном или готовящемся преступлении должно быть занесено именно в протокол заявления, а не в протокол допроса свидетеля.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимное заявление о преступлении не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако оно может подлежать проверке с применением оперативно-розыскных мер. В случае, если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, уголовное дело подлежит возбуждению со ссылкой на повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК .
Письменные заявления и сообщения, поступающие от физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель), должны содержать полные сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, место жительство, место работы, другие данные), позволяющие установить с ним прямой контакт органу или должностному лицу, получившему заявление (сообщение).
Письменные заявления и сообщения, поступающие от юридических лиц любых форм собственности и имеющих любой организационно-правовой статус, должны содержать реквизиты данного юридического лица, соответствующие его уставным и учредительным документам, и сведения о его фактическом месте нахождении и контактном телефоне (факсе, других средствах связи).
Сообщение юридического лица подписывается его руководителем, под которым понимается лицо, обладающее властно-распорядительными функциями, уполномоченное выступать и действовать от имени организации (учреждения, предприятия и т. п.) во всех правоотношениях, представлять его интересы без доверенности, издавать обязательные для всех работников Данного юридического лица приказы и другие акты управления, или его заместитель. Эти сообщения направляются в виде писем или сопроводительных писем к материалам, которые, как правило, излагаются на бланке либо удостоверяются печатью. В указанных источниках информации могут быть изложены сведения о злоупотреблении служебным положением, при-
своении имущества, коммерческом подкупе или других преступлениях, совершенных сотрудниками данной организации или на территории вверенного руководителю юридического лица либо в связи с осуществлением деятельности данного юридического лица.
Должностные лица могут сообщить сведения о признаках преступления, выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей, например аудитора- о нецелевом расходовании средств федерального бюджета, обнаруженном при проведении проверок деятельности органов государственной власти Счетной палатой, ревизора - о сокрытии недостач, выявленном при осуществлении ревизий контрольно-ревизионными подразделениями органов исполнительной власти, и т. п. Для должностных лиц контролирующих органов сообщение информации о выявленных ими в связи с выполнением своих служебных обязанностей преступлениях является их обязанностью.
Информация о работе Возбуждение уголовного дела (ст.140-149 УПК РФ)