Дознание как форма предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:12, контрольная работа

Краткое описание

За время действия нового Уголовно-процессуального кодекса в него внесено более сотни изменений, которые во многом изменили первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.
К сожалению, следует отметить, что, несмотря на внесенные изменения, несовершенство отдельных норм Уголовно-процессуального кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, негативно сказывается на работе следователей и дознавателей, а также подрывает авторитет правоохранительных органов и всего государства в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…...3
1.Органы дознания: понятия и виды……………………………………………...…5
2. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно…..11
3. Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.14
4. Функции и обязанности органов дознания……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………..23 Список литературы………………………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

уголовный процесс12.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом  виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

 

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в  данном качестве со всеми вытекающими  из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмотрено действующим законодательством.

 

Во-вторых, обвинительный  акт выполняет функцию итогового  документа предварительного следствия  — обвинительного заключения.

 

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

 

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное  дело, поступившее с обвинительным  актом, в течение двух суток.

 

При этом он может принять  одно из следующих решений: 1)

 

об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2)

 

о возвращении уголовного дела для производства дополнительного  дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.

 

При этом прокурор может  установить срок для производства дополнительного  дознания не более 10 суток, а для  пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

 

Дальнейшее продление  срока дознания осуществляется на общих  основаниях и в порядке, установленном  ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ; 3)

 

о прекращении уголовного дела или уголовного преследования  по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ; 4)

 

о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

 

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать  обвинение на закон о менее  тяжком преступлении.

 

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК  РФ.

 

 

4. Функции и обязанности органов дознания.

на органы дознания возложены следующие обязанности:

Производить предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц их совершивших.

Принимать все меры, необходимые  для предупреждения и пресечения преступления.

Выполнять поручения и указания следователей в производстве следственных и розыскных действий, оказывать им помощь при проведении следственных действий.

По смыслу уголовно-процессуального  законодательства, регламентирующего  обязанности интересующих нас органов, органы дознания являются органами предварительного расследования, уполномоченные, как и следователь, осуществлять процессуальную деятельность в связи с поступающей к ним информации о совершении преступления.

В целом деятельность органов дознания складывается из двух основных функций: уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной, которые объединяют собой более мелкие и конкретные функции, рассматриваемых нами правоохранительных органов. Так при уголовно-процессуальной деятельности органы дознания осуществляют следующие функции:

- рассмотрение и разрешение заявлений о преступлениях.

В соответствии со ч.1 ст. 144 УПК органы дознания обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или подготовляемом преступлении и принимать по ним решения в срок не более трех суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях - в срок не более десяти суток.

Заявления могут приниматься, как  устные, так и письменные (обязательны  от предприятий, учреждений, организаций  и должностных лиц). Устные заявления  заносятся в протокол, которые подписывают заявитель и лица производящие дознание, если он принял заявление. Протокол также составляется и при явке с повинной (ч.3 ст. 141 УПК РФ).

После ознакомления с  поступившим заявлением принимается  одно из следующих решений:

Возбудить уголовное дело в порядке, доказанном в п.1 ч.1 ст. 145 УПК.

Отказать в возбуждении дела. При этом выносится мотивированное постановление (п2. ч. 1 ст. 145 УПК).

Передать заявление или сообщение  по подследственности или подсудности (п. 3 ч.1 ст. 145 УПК).

- проведение проверочных действий  в связи с наличюием иных поводов к возбуждению уголовного дела.

- дознание.

Данная функция закреплена в  ст.115 УПК, в которой четко говорится  о том, что после вынесения  постановления о возбуждении  уголовного дела, орган дознания приступает к производству дознания, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона с санкции прокурора.

- досудебная подготовка материалов  в протокольной форме.

По делам о преступлениях, перечисленных  ст. 414 УПК, органы дознания не позднее чем в десятидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя, получают объяснения от правонарушителя, очевидцев и других лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебы и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде (ч. 1 ст. 415). Обстоятельства совершения преступления заносятся в протокол, который составляется в соответствии со ст. 415 ч. 3 УПК РФ.

- производство розыскных и следственных действий по поручениям следователей (ст. 127, 132, 196 УПК РФ).

- участие в отдельных следственных  действиях, проводимых следователями,  для оказания помощи.

Данная функция нашла  свое закрепление в ст.127 ч.4 УПК, которая  гласит: следователь по расследуемым им делам в праве требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Свое требование он представляет в письменном виде, и оно является для органов дознания обязательно-выполнимым.

Приведенные выше функции осуществляются органами дознания в период уголовно-процессуальной деятельности. Что же касается оперативно-розыскной деятельности органов, как мне кажется, следовало бы сначала перечислить те государственные органы, в полномочия которых входит оперативно-розыскная деятельность. Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности на территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Органов федеральной службы безопасности.
  3. Федеральных органов налоговой полиции.
  4. Федеральных органов государственной охраны.
  5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
  6. Таможенных органов Российской Федерации.
  7. Службы разведки Российской Федерации.
  8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Как видно из данного  перечня, не все органы дознания осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Данной деятельностью не обладают руководители отдельных учреждений (командиры  воинских частей, соединений, начальники военных учреждений, капитаны морских судов, начальники зимовок), а также органы государственного пожарного надзора.

На основе ст. 2 того же закона, органы, занимающиеся оперативно-розыскной  деятельностью преследуют решения  следующих задач:

- выявление, предупреждение, пресечение  и раскрытие преступлений, а также  выявление и установление лиц,  их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

- осуществление розыска лиц,  скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях  или действиях, создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  Российской Федерации.

При этом для осуществления решений, поставленных перед ними задач, указанным выше органам необходимо провести ряд оперативно-розыскных мероприятий:

  1. Опрос граждан.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.

Заключение

В данной теме мною был освещен  ряд важных вопросов, касающийся органов  дознания и их компетенции, на основе анализа действующего законодательства, предшествующего законодательного опыта и изучения  научных статей ученых-процессуалистов.

Основными положениями данной работы являются:

  1. история развития дознания как уголовно-правового института;
  2. определение наиболее предпочтительного термина «орган дознания» – процессуальный статус одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которым наделяются государственные учреждения и должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 40 УПК РФ;
  3. вопрос об отношении к капитанам морских и речных судов, руководителям геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации как к органам дознания;
  4. освещение полномочий органов дознания в рамках анализа ст.40 УПК и других процессуальных полномочий, закрепленных в других статьях УПК;
  5. постановка вопроса о введение протокольной формы досудебной подготовки материалов: преимущества и недостатки;
  6. определение сущности термина «компетенция»;
  7. соотношение компетенции органа дознания, начальника органа дознания, дознавателя и лица, производящего дознания.

Указанные выше проблемы имеют дискуссионный  характер, поэтому необходимо дальнейшее изучение спорных аспектов данных проблем, выработка общих путей их решения, а также дальнейшее закрепление достигнутых соглашений на законодательном уровне с целью обеспечения «защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений», а также «защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» (пп.1,2 ч.1 ст. 6 УПК).

              Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ принят (ред. от 21.10.2013)

2.Федеральный закон  от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. От 28.06.2013 с изменениями, вступившие в силу с 30.06.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности».

3.Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 года №40-ФЗ (ред.от 02.07.2013) «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

4.Приказ МВД России № 368 от 16 октября 1992 г. «О мерах по укреплению подразделений дознания и совершенствованию раскрытия преступлений, по которым предварительное следствие 
не обязательно»

Специальная литература

5.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. В.М. Лебедева, науч.ред. В.П. Божьев. – М.,2002.

6.Правоохранительные органы. Учебник К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, М., 2010 г.-496с

 

7.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под общ. ред. Лупинской П.А. – М.,2003.

8.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М.2002.

9.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. И.Л. Петрухина. – М.,2002.

10.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ / Под ред. Смирнова А.В. – СПб.,2003.

11.Арестова Е.Н.прекращение уголовного дела при производстве дознания  // Российский следователь. 2003. №11.С.35.

12.Дознание в органах внутренних дел. Учебное пособие. - М.: Издательство «Щит-М», 2004. - 80 с.

13.Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформ уголовного судопроизводства // Государство и право. 2002. N 5. С.17-29.

14.Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.Н. Григорьева. – М., 2004.

15.Проблемы применения нового уголовно-процессуального законодательства в досудебном производстве: Материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2002.

16.Уголовно-процессуальное право / Под. ред.  Лупинской П.А. – М.,2003.

17.Шумановский В.В. Общие условия производства предварительного следствия. Л., 1983.




Информация о работе Дознание как форма предварительного расследования