Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа
В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.
Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63
Виды прокурорского надзора:
Надзор за исполнением законов
Это наиболее широкая и многогранная отрасль надзорной деятель-ности прокурора. Предметом ее является исполнение законов феде-ральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Россий¬ской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен¬ного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Как видим, в этой отрасли надзора наиболее рельефно проявляется деятельность прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единообразному его применению на всей территории Российской Федерации.
Рассматриваемую отрасль
принято именовать «общим надзором».
Так она была названа в период
образования прокуратуры в
Ныне действующий закон «О прокуратуре РФ» термин «общий надзор» не использует, что, однако, не препятствует применению его для характеристики деятельности прокуратуры в рассматриваемой области, а также в научных и публицистических работах, посвященных отраслям прокурорского надзора.
Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области обще надзорной деятельности весьма широки.
Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру мате-риалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им предприятий и организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок не позднее десяти суток после их поступления.
Установив факт преступного нарушения закона либо административного правонарушения, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения виновных к иной установленной законом ответственности.
Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительных органов, органов местного само-управления. Само это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов.
Прокуратура проверяет также законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения. Установив незаконность применения таких мер, прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию.
На выявленные нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов (ст. 23—25 Закона). Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре» предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом органы прокуратуры постоянно должны видеть ту грань, которая отделяет их деятельность от деятельности других органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не переходить ее. Они не должны подменять другие государственные органы, а лишь осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица (прежде всего правоохранительных и контролирующих органов) выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которые распространяется их компетенция.
Кроме того, Федеральный
закон «О прокуратуре» особый акцент
делает на недопустимость вмешательства
органов прокуратуры в
Основной круг полномочий прокуроров определены Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре» и детализированы рядом нормативных актов Генеральной прокуратуры. Среди данных полномочий есть и осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Здесь следует сразу оговориться, что объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в определенной своей части идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. В соответствии с п. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре» прокурор при осуществлении функций в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина использует полномочия по надзору за соблюдением законов, предусмотренные ст. 22 вышеназванного закона, к числу которых относятся:
- по предъявлении служебного
удостоверения
- при реализации надзорных
полномочий иметь свободный
- требовать от руководителей
и других должностных лиц
- выделять специалистов
для выяснения возникших
- проводить проверки по
поступившим в органы
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- по основаниям, установленным
законом, возбуждать уголовное
дело или производство об
- предостерегать о
- освобождать своим
- опротестовывать
- вносить представление
об устранении нарушений
Кроме того, при осуществлении функции в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре»:
- рассматривает и проверяет
заявления, жалобы и иные
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по
предупреждению и пресечению
нарушений прав и свобод
- при наличии оснований
полагать, что нарушение прав
и свобод человека и
- в случаях, когда нарушение
прав и свобод человека и
гражданина имеет характер
- в случае нарушения
прав и свобод человека и
гражданина, защищаемых в порядке
гражданского судопроизводства, когда
пострадавший по состоянию
Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку цель се: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий (ст. 21 УПК).
Исходя из этого, предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 закона «О прокуратуре РФ»)
Полномочия прокурора
в этой области надзора
К предмету надзора, как мы уже отмечали, отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность проводится органами внутренних дел, ФСБ, пограничной охраны, оперативными подразделениями федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование предметов и документов, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. (ст. 6 Закона). Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения «с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов» (ст. 8 Закона).