История развитие прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:47, дипломная работа

Краткое описание

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа. Исследованием данной работы является прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации. В ходе написания дипломной работы были использованы действующие нормативно-правовые акты, издания периодической печати, а также научная литература таких авторов, как Бобров В.К., Беляев В.П., Божьев В.П., и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……..…3
Глава 1. История развития прокуратуры в России…………………………..5
Возникновение и развитие прокуратуры в Российской Империи…….....5
Прокуратура в СССР……………………………………………………….……9
Прокуратура в Российской Федерации………………………..……...……14
Глава2.Прокуратура РФ как субъект правоохранительной деятельности……………………………………………………………………19
2.1. Понятие Прокуратуры РФ…………………………………………………..…19
2.2. Система Прокуратуры РФ……………………………………………………..21
2.3. Принципы организации и деятельности Прокуратуры…………………...24
Глава 3. Функции Прокуратуры РФ…………………………………....…..32
3.1. Прокурорский надзор и его виды………………………………………….....32
3.2. Иные функции Прокуратуры РФ…………………………………………...…50
Глава 4. Служба в органах и учреждениях Прокуратуры………………51
4.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурора…………………………………………………………………………...….51
4.2. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре….55
4.3. Психологические аспекты работы прокурора…………………………….57
Заключение……………………………………………………………………61
Список используемой литературы………………………………………….63

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Прокуратура.docx

— 90.79 Кб (Скачать файл)

Лица, обучающиеся по юридической  специальности в образовательных  учреждениях высшего профессионального  образования с оплатой обучения Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также прокурорские работники, обучающиеся в очной  аспирантуре с сохранением денежного  содержания, предусмотренного абзацем  вторым пункта 3 статьи 43.4. Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обязаны в соответствии с заключенными с ними договорами проработать в  органах или учреждениях прокуратуры  не менее пяти лет. Такая обязанность  возникает только при наличии  соответствующего договора с данным лицом.

При увольнении из органов  или учреждений прокуратуры до истечения  указанного срока, за исключением случаев  увольнения по состоянию здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в  связи с ликвидацией органа или  учреждения прокуратуры, сокращением  численности или штата работников (далее - организационно-штатные мероприятия), указанными лицами полностью возмещаются  затраты на их обучение, за исключением  случаев увольнения по состоянию  здоровья, в связи с призывом на действительную военную службу, увольнения женщины, имеющей ребенка до восьми лет, в связи с ликвидацией органа или учреждения прокуратуры, сокращением численности или штата работников.

На должности прокурора  города, района, приравненных к ним  прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры  не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются  лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах  прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный  прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначать  на должности прокуроров субъектов  Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих  опыт работы по юридической специальности  на руководящих должностях в органах  государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.     Ограничения  и обязанности, связанные со  службой в  прокуратуре

 

Данные ограничения регламентированы статьей 11 Федерального закона «Об  основах государственной службы Российской Федерации». Она гласит, что прокурорский работник как государственный  служащий не вправе:

-заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

-быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

-заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

-состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

-быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

-использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

-получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

-получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

-принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

-выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

-принимать участие в забастовках;

-использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных и общественных объединений. Исключение составляют профессиональные союзы.

Как видно, в основном данные ограничения нацелены на то, чтобы  исключить возможность подкупа  работника прокуратуры каким-либо косвенным путём, а также не допустить  использования его статуса и  социального положения в целях, не являющихся целями прокурорской деятельности (т.е. удовлетворения чьих-либо частных  интересов, в том числе и своих  собственных).

 

 

 

 

4.3.     Психологические  аспекты работы прокурора

 

Многие задачи, встающие перед прокурорами при выполнении ими служебных функций, не имеют  простого, однозначного решения, достигаемого на основе стандартного алгоритма действий. Они требуют творческого подхода, наличия у представителей данной профессии таких качеств, как  развитое воображение, интуиция, эвристичность мышления. Таким образом, необходимо отметить одну крайне важную с точки зрения психологического анализа особенность труда прокуроров - его творческий характер.

Профессиональная деятельность прокурора характеризуется также  большим количеством контактов  с различными людьми, с которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. Прием жалоб и  заявлений у граждан, общение  с лицами, вызванными для дачи объяснений в ходе прокурорских проверок нарушений  законности, взаимодействие с должностными лицами различных органов государственной  власти и управления, личное участие  в судебном разбирательстве в  качестве государственного обвинителя - все это различные типы ситуаций, в которых осуществляется коммуникативная  деятельность прокурора, протекающая  в форме процессуального или  не процессуального общения.

Анализируя коммуникативный  аспект труда прокурора, можно выделить два различных класса ситуаций и  соответствующие им два психологических  механизма взаимодействия, в рамках которых осуществляется общение. Во-первых, это межличностное взаимодействие (например, при приеме жалоб у  граждан); во-вторых, публичное выступление  перед аудиторией (например, в судебном заседании). Каждая из этих ситуаций требует  от прокурора специфических навыков, особых психологических свойств. Так, в первом случае необходимы хорошее  владение средствами межличностного познания - механизмами рефлексии, идентификации, умение слушать партнера по диалогу, способность правильно понимать и интерпретировать его невербальные проявления, мотивы и механизмы поведения, уметь дифференцировать правдивые и ложные показания. Во второй ситуации наиболее важно мастерство публичного выступления, развитая культура речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативного воздействия на слушателей.

Порядок выполнения прокурором своих функций подробно регламентирован  в Уголовно-процессуальном кодексе  Российской Федерации, иных законодательных  актах и в подзаконных нормативных  материалах, конкретизирующих требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют сроки, порядок и иные аспекты выполнения прокурором своих  должностных обязанностей (формы  реагирования на нарушения законов  применительно к различным сферам прокурорского надзора, порядок  участия прокурора в судебном разбирательстве, опротестования приговоров в кассационной инстанции, подачи исков  и жалоб и др.). Таким образом, с позиций психологического анализа  регламентации подлежат не только цели, задачи, основные направления и виды, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных действий, что также является характерной чертой его труда.

Для эффективного выполнения должностных обязанностей закон  наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий. Использование  этих полномочий, принудительный характер их применения в случае необходимости  предопределяют высокий уровень  персональной ответственности прокурора  за свои действия, принимаемые решения, их результаты и последствия.

Еще одной характерной  особенностью деятельности прокурора  является его правовая самостоятельность  и независимость от влияний, исходящих из любых органов государственной власти и от любых должностных лиц. Никто не вправе заставить прокурора действовать вопреки его внутренним убеждениям. Так, согласно ст.4 Федерального закона № «О прокуратуре РФ», «органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений... ».

«1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной  власти... а также должностных  лиц на прокурора или следователя  с целью повлиять на принимаемое  им решение или воспрепятствования в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом  ответственность.

2. Прокурор и следователь  не обязаны давать каких-либо  объяснений по существу находящихся  в их производстве дел и  материалов» (Ст.5).

Столь высокий уровень  процессуальной независимости прокурора, его подчиненность и подотчетность  только лишь прокурору более высокого звена задают также крайне высокие  требования к степени личной ответственности  за работу, объективности и беспристрастности.

Некоторые психологические  особенности труда прокуроров связаны  с организационными принципами строения органов прокуратуры. Так, согласно положению ст.4 Закона № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации», «Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему  органов и учреждений и действует  на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  Российской Федерации».

Таким образом, система органов  прокуратуры представляет собой  жестко иерархизированную и централизованную структуру, основанную на принципе единоначалия. В психологическом плане такая организация задает специфику стиля руководства и управления органами прокуратуры. Так, индивидуально-психологические характеристики руководителя и стилевые особенности его взаимодействия с подчиненными в условиях жесткого единоначалия во многом определяют стиль работы подчиненных, состояние психологического климата в подразделении и другие факторы, влияющие на эффективность работы данного органа прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев тему – «Прокуратура РФ» можно сказать следующее. Прокуратура РФ – это один из главных правоохранительных органов  Российской Федерации. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов  действующих на территории Российской Федерации

Законодательно организация  и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, Федеральным Законом "О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 17.01.1992 N 2202-1 (действующая редакция)

В данном законе и иных нормативно - правовых актах определены цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и  государства.

Основное содержание деятельности Прокуратуры РФ составляет прокурорский надзор.

Принципами организации  и деятельности Прокуратуры Российской Федерации являются централизация, независимость, законность и гласность.

Одновременно прокуратура  способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов, их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Прокуратура устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно- правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.07.2009 N 176-ФЗ (действующая редакция)

Информация о работе История развитие прокуратуры РФ