Контрольная работа по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.
Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.
Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Содержание

1. Задачи предварительного расследования.
2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по актуальным проблемам уголовного преследования1.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Задачи предварительного расследования.

2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.

Список используемых источников

 

1. Задачи предварительного расследования.

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.

Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков  преступления и возбуждение уголовного дела.

Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел  и является основной формой досудебного  установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование осуществляется следователями, органами дознания и  дознавателями, что служит важной гарантией  правильного применения уголовного и уголовно-процессуального законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Предварительное расследование составляет основу, существо деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Сутью  его является принятие ими предусмотренных  законом мер к установлению события  преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Задачами предварительного расследования  является быстрое и полное раскрытие  преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с  тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию  и ни один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден.

Раскрытие преступления представляет собой протяженный во времени  процесс установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Преступление считается раскрытым полно, когда  доказаны все обстоятельства, предусмотренные  ст.73 УПК РФ. Непременным условием полноты раскрытия преступления является необходимая и достаточная  совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и другие обстоятельства. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Преступление считается раскрытым  быстро, если оно завершается в  установленные законом сроки.

Раскрытым преступление считается  тогда, когда обвинительный приговор вступил в законную силу.

Изобличение виновных предусматривает  доказывание вины лиц, действительно  совершивших преступление. Оно одновременно создает условия для того, чтобы  к уголовной ответственности  не были привлечены невиновные.

Предварительное расследование производится в двух формах предварительного следствия  и дознания.

Предварительное следствие - это прежде всего уголовно-процессуальный институт, т.е. совокупность норм законодательства об уголовном судопроизводстве, определяющих порядок производства предварительного расследования, осуществляемого.

Предварительное следствие - это в  то же время расследование преступления, производимое следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел.

Оно может быть проведено также  начальником следственного отдела (ст.39 ч.2 УПК РФ), прокурором (п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ).

Производство предварительного следствия  обязательно по всем преступлениям, за исключением указанных в части  третьей ст. 150 УПК РФ. Поскольку  предварительное следствие производится по подавляющему большинству преступлений, постольку оно является основной формой предварительного расследования.

Форма предварительного следствия - установленный  законом порядок его производства.

Дознание - предварительное расследование, осуществляемое дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК  РФ). Оно может производиться органом  дознания (п.1 ч.2 ст.40 УПК РФ), а также  следователем (п.7 ч.3 ст.151 УПК РФ). Правовому  регламентированию дознания посвящена  глава 32 УПК РФ.

Законность, всесторонность, полнота  и объективность предварительного расследования во многом зависит  от соблюдения ряда общих условий  его производства. Они представляют собой установленные законом  и обусловленные принципами уголовного процесса правила, выражающие специфические  особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней. Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткий срок и с наименьшими затратами сил и средств. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод личности и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

УПК РФ к этим правилам относит:

- формы предварительного расследования;

- подследственность;

- место производства предварительного расследования;

- соединение уголовных дел;

- выделение уголовного дела;

- выделение в отдельное производство материалов уголовного дела;

- начало производства предварительного расследования;

- производство неотложных следственных действий;

- окончание предварительного расследования;

- обязательность рассмотрения ходатайства;

- меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

- недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

В сравнении с УПК РСФСР 1960 г. предварительное следствие в  целом не претерпело кардинальных перемен, чего нельзя сказать о дознании. Привычное деление дознания на два  вида (ст. ст. 119 и 120 УПК РСФСР) сменилось  единообразием в понимании термина "дознание" как формы предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия  необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Приведенная  трактовка противоречит "классическому" пониманию дознания как неотложной процессуальной деятельности полиции (милиции) по раскрытию преступления, подследственного следователю, в экстренных случаях отсутствия последнего. Вместо дознания в порядке ст. 119 УПК РСФСР  введено понятие "неотложные следственные действия" (п. 19 ст. 5 и ст. 157 УПК  РФ). Отказ от протокольной формы  досудебной подготовки материалов (раздел 9 УПК РСФСР) повлек за собой перевод  соответствующих составов уголовных  преступлений в дознание.

Заслуживающие поддержки радикальные  решения законодателя об укреплении самостоятельности дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ), расширении подследственности органов дознания, распространении последнего на дела о преступлениях несовершеннолетних (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ст. 421 УПК РФ) парадоксально сочетаются в Кодексе с отсутствием должной регламентации дознания по неочевидным преступлениям и непродуманной схемой дознания по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, то есть по очевидным преступлениям (гл. 32 УПК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.

 

В современных условиях модернизации Российского государства все  большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля и надзора во всех сферах жизни  общества. Контрольная и надзорная  формы юридической деятельности придают необходимый динамизм происходящим в стране преобразованиям, становятся одним из решающих факторов углубления реального демократизма, построения правового государства.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной нарушения прав и свобод граждан, влекут значительный ущерб, не позволяют претворять в жизнь  намеченное, тормозят реформы. В частности, важен контроль за оперативно-розыскной  деятельностью (далее - ОРД), которая  осуществляется на принципах конспирации, а её задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и  гражданина.

Статья 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных  органов, уполномоченных на то ФЗ «Об  ОРД», в пределах их полномочий посредством  проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и  гражданина, собственности, обеспечения  безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В качестве гарантий законности ОРД  выступают судебный контроль и прокурорский надзор за ОРД. Гарантом законности при ее осуществлении также является ведомственный контроль.

1. Вневедомственный (внешний)  контроль за оперативно-розыскной  деятельностью.

Субъектами, контролирующими ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), согласно законодательства, являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ осуществляет непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции, следующих федеральных министерств и служб, которым законом предоставлено право осуществлять ОРД:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации,

2. Министерство юстиции Российской Федерации (оперативное подразделение в Федеральной службе исполнения наказания),

3. Служба внешней разведки Российской Федерации,

4. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,

5. Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

6. Министерство обороны Российской Федерации.

Контроль за ОРД осуществляется через соответствующее подразделение Администрации Президента РФ Указ Президента РФ от 25.03.2004 № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации». Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденном Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» президентский контроль за осуществлением ОРД в субъектах РФ осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Следует отметить, что данный вид  контроля не предоставляет права  вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.

Президент РФ руководит деятельностью  вышеназванных федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны, безопасности, внутренних дел  и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства  РФ положения о них и назначает  их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Президентскому контролю подлежит также практическое исполнение ФЗ «Об ОРД» и изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

Таким образом, Президент РФ как  гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых входит осуществление ОРД.

2. Ведомственный (внутренний) контроль за оперативно-розыскной  деятельностью.

Ведомственный контроль за ОРД предусмотрен ст. 22 ФЗ «Об ОРД», в которой говорится, что руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ. Порядок реализации внутреннего контроля за законностью осуществления ОРД определяется соответствующими ведомственными нормативными правовыми актами. Данный контроль осуществляют руководители ОРО и иные должностные лица, наделенные контролирующими и инспектирующими функциями (должностные лица инспекторских, организационных, кадровых и других подразделений ОРО).

Контроль осуществляется следующими способами:

- личное участие руководителей в организации, планировании (проведении) ОРМ;

- санкционирование заведения дел оперативного учёта;

- контролирование сроков ведения и обоснованности их прекращения;

- изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющие отношение к ОРД, и принятие по ним решения;

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному процессу"