Контрольная работа по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

Предварительное расследование представляет собой порядок раскрытия следователем, органом дознания и дознавателем преступления до суда.
Оно является частью досудебного производства. Ему предшествует обнаружение признаков преступления и возбуждение уголовного дела.
Предварительное расследование проводится по большинству уголовных дел и является основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Фактические данные, полученные в ином порядке, в том числе посредством оперативно-розыскной деятельности, не могут служить основаниями для рассмотрения дела в суде.

Содержание

1. Задачи предварительного расследования.
2. Должностные лица, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и осуществляющие надзор за ее проведением.
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по актуальным проблемам уголовного преследования1.docx

— 35.22 Кб (Скачать файл)

- дача, как правило, в письменной форме, указаний о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки;

- санкционирование заключения контракта с лицами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД;

- составление мотивированных постановлений о проведении ОРМ, предусмотренных ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»;

- заслушивание исполнителей ОРМ;

- назначение проведения служебных проверок;

- рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

Руководитель ОРО при установлении им фактов нарушения прав человека и гражданина, пренебрежения правилами  конспирации в ходе ОРД, разглашения  сведений, составляющих государственную  тайну (Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне») или служебную тайну, а также иных нарушений обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, включая восстановление и возмещение причиненного вреда, привлечение виновного к ответственности. В случае нарушения законности он также обязан проинформировать об этом прокурора.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление ОРД, при проведении ОРМ подчиняются только непосредственному  и прямому начальнику. При получении  приказа или указания, противоречащего  закону, они обязаны руководствоваться  законом, а если имеются основания  полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или  могло быть совершено преступление, - сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору.

Таким образом, контролю подвержены не только исполнители, но и руководители, отдающие приказы и указания.

 

3. Прокурорский надзор  за оперативно-розыскной деятельностью.

Субъектами, надзирающими за исполнением  ФЗ «Об ОРД» (реализующими функцию  прокурорского надзора), являются Генеральный  прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры (ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Надзор за исполнением ФЗ «Об ОРД» осуществляют прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные приказами для этой цели уполномоченные прокуроры. Такого рода полномочиями прокуроров наделяют:

а) в Генпрокуратуре РФ - заместитель  Генпрокурора РФ, курирующий вопрос Главного следственного управления, и заместитель  Генпрокурора РФ - Главный военный  прокурор;

б) в органах прокуратуры - прокуроры  субъектов РФ и приравненные к  ним транспортные, военные прокуроры  и прокуроры иных специализированных прокуратур.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов ОРО является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» - исполнение предписаний этого Федерального закона. В частности, к ним относится: рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и в том числе при производстве дел оперативного учета (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»).

Подводя итог изложенному можно сделать следующие выводы:

- субъектами, контролирующими ОРД и надзирающими за ней, являются государственные органы и их должностные лица, наделенные законодателем функцией контроля за организацией, обеспечением и (или) осуществлением ОРД, а равно Генеральной прокуратурой РФ и уполномоченные им прокуроры, наделенные законодателем функцией надзора за исполнением ОРО законов Российской Федерации;

- реализуя специфические функции в ОРД (функции контроля и надзора), эти субъекты исполняют предусмотренные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами. Классификация субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней происходит в зависимости от трех основных критериев:

1) по функциям:

а) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля);

б) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора); Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

2) по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят внешний контроль и надзор (иначе вневедомственный) и внутренний контроль (ведомственный).

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО (ч. 3 ст. 19 и ст. 22 ФЗ «Об ОРД») и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.).

3) всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми - их должностные лица (например, руководители ОРО, прокурор).

- руководители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ (ст. 22 ФЗ «Об ОРД»).

- контроль и надзор необходимы для осуществления основной задачи современного демократического государства - защиты всей совокупности современных прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они - цель государственного развития, эта цель требует постоянной работы по ее достижению, следовательно, и контролю и надзору над этим процессом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Конституция  Российской Федерации //

2. Уголовно - процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174 -ФЗ (УПК РФ) // СПС  "Гарант"

3. Уголовный  кодекс РФ от 24.05.96 г. № 63-ФЗ // // СПС "Гарант"

4. Комментарий к уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей ред. В.И.Радченко - М.: Юстицинформ, 2004 г.

6. Комментарий к УПК РФ (постатейный) (издание второе, переработанное) / Под ред. А.Я. Сухарева – М.: Норма, 2004 г.

7. Научно - практическое пособие по применению УПК РФ/ Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2004 г.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному процессу"