Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:59, доклад
Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Ежегодные отчеты традиционного были переполнены массой фактов: о незаконных отказах в приеме заявления о преступлении, необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставили преступления на учет, возбуждали уголовные дела, чем безнадежно «портили» результаты раскрываемости, правоохранительной деятельности в целом. Сведений о том, что анализируемый вид прокурорской деятельности не был основан на реальных фактах, в юридической литературе нет
Надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях
Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Ежегодные отчеты традиционного были переполнены массой фактов: о незаконных отказах в приеме заявления о преступлении, необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставили преступления на учет, возбуждали уголовные дела, чем безнадежно «портили» результаты раскрываемости, правоохранительной деятельности в целом. Сведений о том, что анализируемый вид прокурорской деятельности не был основан на реальных фактах, в юридической литературе нет. Это обстоятельство убедительно свидетельствует об исключительной эффективности анализируемой формы борьбы с преступностью, ибо очевидно, прежде чем с преступностью бороться, следует, как можно скорее и более точно, определить ее формы и размеры.
Законодатель, посчитав недопустимым совмещение в одних руках функций надзора и уголовного преследования лишил прокурора права на возбуждения уголовных дел, а равно и права на отмену постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями.
В текущий момент времени прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Он вправе выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор может требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Наконец прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Более того, он отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
Генеральный прокурор РФ в вышеперечисленных приказах потребовал от подчиненных ему прокуроров обеспечение постоянного и действенного надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.
По мнению автора приказов, прокурорский надзор должен гарантировать своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.
Так как процедура принятия и регистрации заявлений о преступлениях в УПК РФ урегулирована фрагментарно, подробный ее регламент содержится в ведомственных и межведомственных нормативных актах, которые после регистрации в Министерстве юстиции РФ, приобретают силу обязательных на всей территории России, прокурорам в процессе надзора предписывается исходить, в том числе, и из содержащихся в них указаний.
Особое внимание Генеральный прокурор РФ уделяет проверке:
- сообщений СМИ о преступлениях,
по которым предварительное
- сроков регистрации сообщений
о преступлениях и их проверок,
порядка продления сроков; достоверности
документов и результатов
- правильности применения норм
материального и
- уведомлению заявителей о
- разъяснению ему права на обжалование принятого решение и порядок такого обжалования.
Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела – сплошной: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае обязаны изучить все документы, содержащиеся в материале проверки, отказном материале. В качестве приоритетных направлений надзора обозначены законность и обоснованность фактов отказа в возбуждении уголовных дел в отношении «экстремистов», лиц совершивших противоправные действия в отношении детей.
Особое внимание прокуроры должны уделять фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Генеральный прокурор РФ предписывает в каждом таком случае проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия. Данная рекомендация носит далеко не случайный характер, поскольку правоохранительные органы, обнаружив «бесперспективность» расследования, зачастую различными путями заставляют заявителей менять объяснения.
Руководствуясь ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуроры вправе вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Как видим, речь идет о совмещении двух видов деятельности: административно-управленческой на основе ФЗ «О прокуратуре РФ» и уголовно-процессуальной. Очевидно, что полученная в результате этого информация носит универсальный характер и может быть использована как для установления достоверных сведений о преступлениях, лицах их совершивших, так и определения характера нарушений, допущенных должностными лицами.
В целях выявления фактов укрытия преступлений от регистрации и учета, прокуроры обязаны ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе, в контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ СМИ, в том числе и незарегистрированных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных надзорных проверок.
С особым вниманием им следует проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу.
Прокуроры обязан оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры должны требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.
Прокуроры контролируют разрешение материалов, направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 6 ст. 148 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства или об отмене руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, исполнение органами дознания и дознавателями указаний прокурора, а также результаты рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия представлений об устранении нарушений законов, внесенных в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».
По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, следует обеспечивать обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Они обязаны систематически анализировать состояние законности в органах дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора.
Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокуроры выносят мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.
Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел дознавателями
Изменения, внесенные в УПК РФ, меньше всего затронули организацию прокурорского надзора за дознанием. Регламентируя особенности данного вида процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, Генеральный прокурор РФ указал, что срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя может быть продлен до 30 суток только при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии.
Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незаконным или необоснованным, отменяет его и со своими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.
Прокурор обязан безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.
При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ прокурором проверяется обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.
Особенности прокурорского надзора за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел следователями
В силу ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор обязан обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения уголовных дел следователями. Чтобы создать необходимые условия для выполнения данной задачи Генеральный прокурор РФ потребовал от следователей: своевременно направлять прокурору копии постановлений о возбуждении уголовного дела. В прокуратурах завели книги учета копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел. Поскольку сроки рассмотрения таких материалов законодатель исчисляет в часах, то в книгах указываются не только дата, но и точное время передачи прокурору или его заместителю копий соответствующих постановлений либо материалов.
На проверку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела прокурору отводится всего 24 часа (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) с момента поступления копии постановления о возбуждении уголовного дела к прокурору. За это время прокурор обязан проверить наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, обратив особое внимание на соблюдение следователем требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
Что следует предпринять прокурору в тех ситуациях, когда на основе только одной копии постановления о возбуждении уголовного дела он не в состоянии сделать вывод о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела? Ответа на данный вопрос УПК РФ не содержит. Генеральный прокурор РФ счел возможным дополнить уголовно-процессуальный закон, дав указания носящие, безусловно, прецедентный характер. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры получили право незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов прокурор вправе отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, независимо от того, производились ли по делу следственные действия или нет.
Как видим, Генеральный прокурор РФ счел необходимым наполнить формальную процедуру проверки копии документа важным практическим содержанием. Указание Генерального прокурора РФ, во-первых, реальный барьер на пути незаконного возбуждения уголовных дел. Во-вторых, это требование, адресовано не только прокурорам, но и следователям, согласно ему качество постановлений о возбуждении уголовного дела должно быть достаточным для однозначного толкования его на предмет законности и обоснованности. Участникам процесса следует помнить, что процессуальное действие – возбуждение уголовного дела завершается одновременно с окончанием прокурорской проверки, осуществляемой по правилам ч. 4 ст. 146 УПК РФ.
Информация о работе Надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях