Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:01, курсовая работа
Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантантами
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
В данном перечне не указаны должностные лица, ведущие уголовный процесс или выполняющие их поручения, должностные лица органа дознания, а также другие лица (например, контрольно ревизионных органов), способствующие уголовному судопроизводству. Обеспечение их безопасности в связи с участием в производстве по уголовному делу регламентируется специальным Законом от 13 декабря 1999 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Также ответственность предусмотрена уголовным законодательством.
Включение в круг защищаемых лиц всех вышеперечисленных лиц вполне обоснованно и требуется для обеспечения выявления и раскрываемости преступлений, обеспечения прав участников уголовного процесса. Особенно актуально применение мер безопасности в отношении свидетелей, потерпевших и их близких родственников, к которым вполне обоснованно раньше других стали применять меры безопасности. Потерпевшие и их близкие испытывают, и небезосновательно, чувство страха от предстоящего общения на следствии и в суде с виновным лицом. Однако должную защиту должны также обеспечивать обвиняемым и осужденным, которые располагают информацией о структуре и деятельности преступных организаций, о их местных и международных преступных связях и которые согласились сотрудничать с органами следствия. При таких условиях взаимодействия обвиняемый или осужденный могут рассчитывать на определенные меры защиты . В практике следственных и судебных органов нередки случаи, когда возможность противоправного воздействия в отношении соучастников преступления становится очевидной еще до их задержания в ходе предварительного расследования, а также в стадии судебного разбирательства. В связи с этим необходимо предусмотреть помещение этих лиц в разные учреждения при задержании, заключении под стражу и при назначении наказаний в виде лишения (ограничения) свободы.
Кроме того, на основании Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства, подписанного 28 ноября 2006 года в городе Минске главами государств – участников Содружества Независимых Государств, в том числе и Республикой Беларусь, меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного процесса, находящегося за пределами Республики Беларусь.
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь.
В соответствии со ст. 66. уголовно процессуального кодекса Республики Беларусь:
1. К процессуальным мерам безопасности относятся:
1) неразглашение сведений о личности;
2) освобождение от явки в судебное заседание;
3) закрытое судебное заседание.
2. К иным мерам безопасности относятся:
1) использование технических средств контроля;
2) прослушивание
переговоров, ведущихся с
3) личная охрана, охрана жилища и имущества;
4) изменение паспортных данных и замена документов;
5) запрет на выдачу сведений.
3. С учетом
характера и степени опасности
для жизни, здоровья, имущественных
и иных прав защищаемых лиц
могут быть приняты и другие
меры обеспечения безопасности,
не противоречащие настоящему
Кодексу и иным законам
1. Неразглашение сведений о личности
Под неразглашением сведений о личности понимается изменение фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменение сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства. Анкетные данные о лицах, требующих их защиты, заменяются вымышленными данными, т.е. защищаемое лицо принимает участи в уголовном процессе под псевдонимом.
Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания. Данная мера применяется главным образом при проведении такого следственного действия, как предъявление для опознания. В одном случае оно проводится в двух кабинетах, разделенных зеркальным стеклом, благодаря которому опознаваемое лицо не видит опознающего и понятых, находящихся в другой комнате. В другом случае, опознание проводится в двух разных кабинетах, в одном из которых находится опознающий с понятыми, а в другом – опознаваемый с другими, предъявляемыми для опознания, лицами, и с использованием видеокамеры фиксируются предъявляемые для опознания лица. С помощью технических средств полученная информация передается ни дисплей в соседнюю комнату, где и происходит опознание.
международные акты в области прав человека и борьбы с преступностью, предусматривая возможность закрепления в законодательстве допроса под псевдонимом, вместе с тем устанавливают, что при этом должны быть приняты меры, обеспечивающие пропорциональность связанных с использованием таких средств ограничений права на защиту и преследуемой цели, а также позволяющие защитить интересы обвиняемого, с тем чтобы был сохранен справедливый характер судебного разбирательства и права защиты не были бы полностью лишены своего содержания.
Освобождение от явки в судебное заседание
Требование закона о непосредственном исследовании доказательств судом и приведение в приговоре суда только тех доказательств, которые были исследованы в судебном заседании, предопределяют обязанность участия в суде всех участников уголовного процесса, вызванных в судебное заседание. Однако в целях обеспечения безопасности лиц, в отношении которых имеется угроза воздействия на них в связи с участием в уголовном деле, в том числе лиц, в отношении которых меры по обеспечению безопасности были приняты ранее органом предварительного расследования, они могут быть освобождены от явки в судебное заседание. Потерпевший, гражданский истец, их представители, свидетель, эксперт могут быть освобождены от явки в судебное заседание, когда этого требуют интересы обеспечения их безопасности или безопасности членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным. Решение об освобождении их от явки в суд должно приниматься, как правило, в стадии назначения и подготовки судебного разбирательства по информации, предоставленной органом уголовного преследования при направлении уголовного дела в суд или при поступлении данной информации непосредственно от лица, требующего защиты.
При освобождении защищаемого лица от явки в судебное заседание в суде оглашаются показания, данные им на предварительном расследовании, воспроизводится звуко-, кино- либо видеозапись его допроса с соблюдением мер, обеспечивающих неузнаваемость.
Допрос защищаемого
лица может быть произведен
при нахождении его вне зала
судебного заседания с
Использование технических средств контроля и прослушивания переговоров
При наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами контроля производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.
7. Использование технических
Прослушивание переговоров производится с использованием технических средств связи в порядке, предусмотренном ст.214 УПК, регламентирующей аналогичное следственное действие. Общим в данном случае является получение доказательств. Только в первом случае – это мера безопасности, ее целью является получение информации, указывающей на намерение обвиняемого, подозреваемого и других лиц оказать воздействие на защищаемое лицо, средства его реализации, время и место приведения его в исполнение и др., что позволит своевременно принять дополнительные меры безопасности. Во втором же случае использование технических средств контроля и прослушивание переговоров является следственным действием, которое допустимо по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, и целью его является необходимость получения доказательств по установлению обстоятельств преступления.
Данная мера по обеспечению безопасности отнесена законом к непроцессуальным, хотя, по сути, исходя из ст. 214 УПК, она является процессуальным средством, применяется по постановлению органа, ведущего уголовный процесс, в рамках уголовного дела. Само же прослушивание осуществляется специальными органами, как и при проведении аналогичного следственного действия.
Орган, осуществляющий меры безопасности, может использовать технические средства контроля при наличии явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению или с его письменного согласия. Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами контроля производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.
7.
Использование технических
Кроме рассмотренных мер законом предусмотрены и такие, как личная охрана, охрана жилища и имущества; изменение паспортных данных и замена документов;запрет на разглашение и выдачу сведений. Проводятся они вне рамок уголовного процесса, но по инициативе и решению органа, ведущего уголовный процесс.
Процессуальный порядок применения этих мер безопасности несколько отличается от применения вышеприведенных определенно процессуальных мер, которые реализуются самим органом, ведущим уголовный процесс.
В данном же случае при наличии оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или отказе в их применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое незамедлительно направляется для исполнения в зависимости от подследственности уголовного дела или в орган внутренних дел, или в органы государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. Государственный орган, которому поручено осуществление мер безопасности, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или имущества мер, о чем в течение суток он уведомляет орган уголовного преследования или суд, поручивший ему, принятие этих мер, и осуществляет их реализацию. В необходимых случаях защищаемое лицо уведомляется о принятом решении и условиях, которые оно должно соблюдать. Такое уведомление является обязательным, если оно принимается по ходатайству данного лица.
Таким образом, деятельность по применению мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других указанных в законе лиц включает два этапа:
1) Приня
Личная охрана, охрана жилища и имущества
Обеспечение безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества защищаемого лица осуществляют органы внутренних дел и государственной безопасности по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс.
Личная
охрана защищаемого лица обеспечивается
органом, осуществляющим меры безопасности,
по постановлению (определению) органа,
ведущего уголовный процесс. Перечень
подразделений, непосредственно
Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений на основании сведений о защищаемом лице.
Для
обеспечения самообороны и
Информация о работе Обеспечение безопасности участников уголовного процесса