Обеспечение безопасности участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность корректировки отечественного законодательства в сфере защиты участников уголовного процесса и прав потерпевших обусловлена социальной и политической значимостью этой группы правоотношений, недостаточной разработкой их концептуальных правовых основ в условиях вновь формирующейся правовой системы, а также потребностью анализа правоприменительной практики в рассматриваемой области с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска эффективных путей их решения.
Интеграционные процессы, протекающие в мире, ставят перед современным обществом качественно новые проблемы, вызванные транснациональными формами преступности, такими, как терроризм, наркоторговля, отмывание денег, коррупция, нелегальная торговля огнестрельным оружием, живым товаром и человеческими трансплантантами

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие института мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса…………………………………………………………
Глава 2. Субъекты, в отношении которых могут применяться меры по обеспечению их безопасности………………………………………………
Глава 3. Система мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в Республике Беларусь………………………………..
3.1. Процессуальные меры безопасности………………………………
3.1.1 неразглашение сведений о личности;
3.1.2. освобождение от явки в судебное заседание;
3.1.3. закрытое судебное заседание.
3.2. Иные меры безопасности …………………………………………….
Глава 4. Сравнительный анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах…………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение безопасности участников уголовного процесса.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения защищаемого лица средствами связи и оповещения об опасности  орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости может выдать защищаемому лицу переносную портативную приемопередающую радиостанцию, телефонный аппарат сотовой подвижной электросвязи.

Выдача  защищаемому лицу специальных средств  индивидуальной защиты (оружия самообороны), связи и оповещения об опасности производится в соответствии с нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, обязан провести обучение или инструктирование защищаемого лица по правилам хранения, ношения и применения специальных средств индивидуальной защиты (оружия самообороны), связи и оповещения об опасности, а также осуществлять контроль за соблюдением защищаемым лицом правил обращения с указанными средствами.

Защищаемое лицо, получившее специальные средства индивидуальной защиты (оружие самообороны), связи и оповещения об опасности, обеспечивает их сохранность. Продажа, залог или передача третьим лицам указанного имущества, выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно его утрата или порча влекут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Охрана  жилища и имущества защищаемого  лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения  обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями Департамента охраны Министерства внутренних дел с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

В случае отсутствия в регионе подразделений  данного Департамента охраны, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения этого органа.

При обращении органа, осуществляющего  меры безопасности, подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел  принимают меры к первоочередному  оснащению жилища защищаемого лица средствами охранной и тревожной  сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения.

В случае отсутствия технической возможности  организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется  средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению  жилища защищаемого лица средствами охранной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности.

Подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел при обеспечении мероприятий  по охране жилища и имущества защищаемого лица немедленно информируют орган, осуществляющий меры безопасности, о каждом случае угрозы или попытки осуществить противоправные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

 

 

Изменение паспортных данных и замена документов

 

По постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, с согласия защищаемого лица могут быть произведены изменения его паспортных данных и замена документов.

. Изменение данных документа, удостоверяющего  личность, и замена иных документов <*> защищаемого лица осуществляются в случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена применением других мер безопасности по постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс, с согласия защищаемого лица.

--------------------------------

<*> Документы об образовании, документы  гражданско-правового характера,  документы, выдаваемые органами  социальной защиты, документы, подтверждающие  специальные права, трудовая книжка  и другие документы, выдаваемые  государственными органами и  организациями.

 

Перечень  документов, подлежащих замене, определяется органом, осуществляющим меры безопасности, в зависимости от обстоятельств  и степени опасности, угрожающей защищаемому лицу.

При изменении данных документа, удостоверяющего  личность, и замене иных документов защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, обязан обеспечить установление подлинности заменяемых документов. При этом данный орган  несет ответственность за достоверность сведений о защищаемом лице, предоставляемых в государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы и иные организации, отвечающие за замену и выдачу документа, удостоверяющего личность, и иных документов (далее - организации, ответственные за замену и выдачу документов), а также за соблюдение конфиденциальности сведений о защищаемом лице.

Замена  и выдача документа, удостоверяющего  личность, и иных документов защищаемого  лица осуществляются организациями, ответственными за их замену и выдачу, в установленном порядке, за исключением особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

Постановление (определение) об избрании меры безопасности в виде изменения данных документа, удостоверяющего личность, и замене этого документа вместе с документами, необходимыми для его выдачи в соответствии с законодательными актами, органом, осуществляющим меры безопасности, направляется начальнику управления (отдела) внутренних дел городского, районного исполнительного комитета (местной администрации) или его заместителю по месту жительства защищаемого лица, который на основании представленных документов дает письменное указание начальнику подразделения по гражданству и миграции территориального органа внутренних дел о выдаче защищаемому лицу документа, удостоверяющего личность, с измененными анкетными данными.

Оформление  документа, удостоверяющего личность, и его вручение защищаемому лицу осуществляются в порядке, установленном  Министерством внутренних дел.

Замена  и выдача защищаемому лицу документа, удостоверяющего личность, и иных документов производятся в сроки, определяемые органом, осуществляющим меры безопасности, в пределах сроков, установленных законодательством Республики Беларусь для организаций, ответственных за замену и выдачу документов. Организации, ответственные за замену и выдачу документов, не вправе отказать в их замене и выдаче органу, осуществляющему меры безопасности.

При изменении данных документа, удостоверяющего  личность, и замене иных документов защищаемое лицо передает свои документы на хранение органу, осуществляющему меры безопасности. Учет и хранение замененных документов защищаемого лица обеспечиваются органом, осуществляющим меры безопасности, в течение всего периода применения меры безопасности. Порядок их хранения и обеспечения соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице определяется органом, осуществляющим меры безопасности.

При отмене указанной меры безопасности возврат защищаемому лицу документов с его прежними анкетными данными  производится на основании постановления органа, осуществляющего меры безопасности. Одновременно изымаются документы с измененными анкетными данными, которые уничтожаются в установленном порядке.

Учет  сведений о замене и выдаче документов, удостоверяющих личность, и иных документов производится с соблюдением требований, предъявляемых к конфиденциальности информации.

 

 

Запрет  на разглашение и выдачу сведений

 

Орган, ведущий  уголовный процесс, и должностные  лица, обеспечивающие применение мер  безопасности, не вправе разглашать сведения о личности защищаемого лица.

Запрет на выдачу сведений о личности защищаемого  лица из информационно-справочных фондов правоохранительных, иных государственных  органов и организаций налагается органом, осуществляющим меры безопасности, путем направления соответствующим должностным лицам предупреждения о неразглашении сведений о защищаемом лице и применяемых в отношении него мерах безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Сравнительный  анализ мер по обеспечению безопасности участников уголовного процесса в зарубежных странах.

В Америке в течение трех десятилетий  действует сие вам преступлений. С 1971 года работает специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. Во главе механизма обеспечения безопасности свидетелей Генеральный прокурор США. После получения санкции Генерального прокурора СШАсвидетель попадает под защиту службы судебного исполнения США. 12 октября 1982 года в США был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», который предусматривал справедливое, уважительное обращение с потерпевшими, соблюдение конфиденциальности. 12 октября 1984 года Конгрессом США принят другой специальный законодательный акт - «Закон об усилении безопасности свидетеля», который усовершенствовал существующую Программу защиты и законодательно закрепил существующие механизмы ее реализации.

В 1990 году Конгрессом США  принят новый Федеральный закон  о правах жертв преступлений и  реституции. В уголовно-процессуальных законах отдельных штатов предусмотрены конкретные нормы, направленные на обеспечение безопасности свидетеля.

В уголовном процессе США существует право свидетельской привилегии. Федеральные суды, при решении вопроса о наличии или отсутствии у конкретного лица права отказаться от дачи свидетельских показаний полностью или частично должны руководствоваться принципами общего права в свете разума и опыта.

Основу института безопасности свидетелей составляет Закон о его реформе от 12 октября 1984 года. Этот Закон определяет круг мер, которые могут быть применены для обеспечения безопасности свидетелей, стержнем которого явилось создание федерального фонда помощи жертвам.

В Америке существует понятие «привилегия осведомителей», под которым понимается право полиции не раскрывать личность осведомителя, давшего информацию в связи с расследованием преступления. Чтобы помочь полиции в защите осведомителя, Верховный суд США сформулировал руководящие принципы, известные под названием «привилегии осведомителя». Целью привилегии является обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона При решении вопроса о разглашении личности осведомителя принимаются конкретные обстоятельства каждого дела, в том числе характер инкриминируемого преступления, возможные методы защиты обвиняемого, значение показаний осведомителя.

Несмотря на позитивные результаты в сфере безопасности участников уголовного процесса, правоохранительные органы США столкнулись с рядом  трудностей. Главной проблемой явилось  финансирование мер защиты, недостаток подготовленных кадров, реализующих меры защиты.

Проведенный анализ действующей правовой системы защиты позволяет вычленить  следующие положительные элементы, отсутствующие в России, и заимствование которых позволит повысить эффективность обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства:

1. Информирование участника уголовного  судопроизводства, в отношении которого  применялись меры безопасности, о досрочном освобождении осужденного, о побеге, переводе в другое исправительное учреждение.

2. Не раскрывать данных лица, не являющегося пострадавшим, но сообщившим о совершенном преступлении в правоохранительные органы, руководствуясь гражданским долгом, а также данные о лицах, оказывающих негласное содействие в раскрытии и расследовании преступлений.

3. В отношении осужденного разработать систему мер безопасности в условиях исполнения приговора.

4. Учитывать мнение потерпевшего  при условно-досрочном освобождении лица, совершившего преступление.

5. Право принимать решения о  применении мер безопасности  возложить на прокурора, что является дополнительным аргументом в поддержку предложенного нами изменения в норму ФЗ «О государственной защите».

6. Создать в каждом субъекте  Российской Федерации общественные  центры по оказанию помощи лицам, участвующим в уголовном процессе и нуждающимся в содействии, в том числе в квалифицированной психологической помощи.

Во втором параграфе «Безопасность лиц, содействующих правосудию по законодательству ФРГ» проанализирована правовая основа Германии, обеспечивающая безопасность лиц, содействующих правосудию, отмечены позитивные моменты в становлении института безопасности в уголовном процессе, заимствование которых оказало бы существенное влияние на развитие данного института в России.

Нормативная регламентация системы  обеспечения безопасности участников уголовного процесса сформирована в ФРГ значительно позднее, чем в США. В ФРГ длительное время отсутствовала четкая законодательная регламентация существующей практики защиты лиц, содействующих правосудию.

В начале 80-х годов под влиянием существенного роста преступности применялись такие меры безопасности для свидетелей, как допрос свидетеля судьей в отсутствии обвиняемого и его защитника, а иногда вне здания суда, после чего протокол допроса оглашался в суде. Иногда свидетели приглашались в суд, но при этом применялись акустические или оптические средства связи при их допросе. В 1983 году Большой сенат по уголовным делам своим решением запретил такую практику, аргументировав данное решение тем, что указанные действия несовместимы с уголовным процессом. Свидетелей необходимо допрашивать только в открытом судебном заседании. Это в значительной мере ограничит возможность сокрытия данных о личности свидетеля для других участников процесс. В соответствии с принципом непосредственности, который положен в основу уголовного процесса, суд обязывает использовать, главным образом, прямые доказательства. Допрос не может быть заменен оглашением протокола о ранее проведенном допросе или письменным объяснением.

В ФРГ на законодательном уровне предпринимались попытки для предотвращения нежелательного раскрытия личности участников процесса. В соответствии с параграфом 147 УПК защитнику может быть отказано в ознакомлении с материалами дела, содержащими сведения о личности свидетеля!!!. Параграф 68 УПК предоставляет право свидетелю не называть адрес своего местожительства, если существует повод опасаться, что свидетелю или другому лицу угрожает опасность. Параграф 247 УПК разрешает удаление подсудимого из зала судебного заседания на время допроса соучастника или свидетеля, если имеются основания полагать, что указанные лица в присутствии подсудимого не дадут полных правдивых показаний.

Информация о работе Обеспечение безопасности участников уголовного процесса