Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:59, реферат
Дознание – это деятельность некоторых административных органов государства, вытекающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назначением, а для других – особыми условиями, в которых они находятся, и заключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событий преступлений и в выявлении обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия путем производства неотложных следственных действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
Органы дознания в уголовном процессе 5
Место органов дознания в системе субъектов Уголовного процесса 11
Процессуальное положение органов дознания 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Орган дознания
как субъект Уголовного процесса
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
Органы дознания
в уголовном процессе 5
Место органов
дознания в системе субъектов
Уголовного процесса 11
Процессуальное
положение органов дознания 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
26
ВВЕДЕНИЕ
Дознание –
это деятельность некоторых административных
органов государства, вытекающая из
задачи предупреждения, пресечения и
обеспечения раскрытия
Ведь дознание
– это одна из форм предварительного
расследования. А процесс расследования,
в соответствии с законом, начинается
только с момента возбуждения
уголовного дела, которому предшествует,
да и то не всегда, истребование необходимых
материалов и получение объяснений
в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
Органами дознания
являются:
1) милиция;
2) командиры
воинских частей, соединений и
начальники военных учреждений -
по делам о всех преступлениях, совершенных
подчиненными им военнослужащими, а также
военнообязанными во время прохождения
ими сборов; по делам о преступлениях,
совершенных рабочими и служащими Вооруженных
Сил СССР, в связи с исполнением служебных
обязанностей или в расположении части,
соединения, учреждения;
3) органы федеральной
службы безопасности - по делам,
отнесенным законом к их
4) начальники
исправительных учреждений и
следственных изоляторов - по делам
о преступлениях, совершенных
сотрудниками этих учреждений
в связи с исполнением ими
служебных обязанностей, а равно
по делам о преступлениях,
5) органы государственного
пожарного надзора - по делам
о пожарах и о нарушении
противопожарных правил;
6) органы пограничной
службы Российской Федерации
- по делам о нарушении режима
Государственной границы
7) капитаны морских
судов, находящихся в дальнем
плавании, и начальники зимовок
в период отсутствия
8) федеральные
органы налоговой полиции - по
делам, отнесенным законом к
их ведению (пункт в редакции,
введенной в действие с 18 декабря
1995 года Федеральным законом от
17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
9) таможенные
органы - по делам о преступлениях,
предусмотренных статьями 188, 189, 190,
193 и 194 Уголовного кодекса Российской
Федерации (пункт в редакции, введенной
в действие с 1 января 1997 года
Федеральным законом от 21 декабря
1996 года N 160-ФЗ).
ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
На органы дознания
возлагается принятие необходимых
оперативно-розыскных и иных предусмотренных
уголовно-процессуальным законом мер
в целях обнаружения
На органы дознания
возлагается также обязанность
принятия всех мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность
органов дознания различается в
зависимости от того, действуют ли
они по делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно,
или же по делам, по которым производство
предварительного следствия не обязательно.
При наличии
признаков преступления, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, орган дознания возбуждает
уголовное дело и, руководствуясь правилами
уголовно-процессуального
Об обнаруженном
преступлении и начатом дознании
орган дознания немедленно уведомляет
прокурора.
По выполнении
неотложных следственных действий орган
дознания, не ожидая указаний прокурора
и окончания срока, предусмотренного
частью первой статьи 121 настоящего Кодекса,
обязан передать дело следователю. В
случае, если данное преступление подследственно
разным органам предварительного следствия,
дело направляется прокурору для определения
органа, который будет проводить предварительное
следствие (часть дополнена с 1 января
1997 года Федеральным законом от 21 декабря
1996 года N 160-ФЗ).
После передачи
дела следователю орган дознания
может производить по нему следственные
и розыскные действия только по поручению
следователя. В случае передачи следователю
дела, по которому не представилось
возможным обнаружить лицо, совершившее
преступление, орган дознания продолжает
принимать оперативно-
По делам, по
которым производство предварительного
следствия не обязательно, орган
дознания возбуждает дело и принимает
все предусмотренные уголовно-
При производстве
дознания по делам, по которым предварительное
следствие не обязательно, орган
дознания руководствуется правилами,
установленными настоящим Кодексом
для предварительного следствия, за
следующими исключениями:
1) (исключен);
2) потерпевший,
гражданский истец,
3) на органы
дознания не распространяются
правила, установленные частью
второй статьи 127 настоящего Кодекса.
При несогласии с указаниями
прокурора орган дознания
По делам, по
которым производство предварительного
следствия не обязательно, материалы
дознания являются основанием для рассмотрения
дела в суде (в ред. Закона Российской
Федерации от 23 мая 1992 года).
По делам, по
которым производство предварительного
следствия обязательно, дознание должно
быть закончено не позднее десяти
суток со дня возбуждения дела.
По делам, по
которым производство предварительного
следствия не обязательно, дознание
должно быть закончено не позднее
одного месяца со дня возбуждения
уголовного дела, включая в этот
срок составление обвинительного заключения,
либо постановления о прекращении
или приостановлении дела.
Срок дознания,
установленный частью второй настоящей
статьи, может быть продлен прокурором,
непосредственно осуществляющим надзор
за производством дознания, но не более
чем на один месяц.
В исключительных
случаях срок производства дознания
по делу может быть продлен по правилам,
установленным статьей 133 настоящего
Кодекса.
Советский уголовный
процесс различает две формы
дознания. Первая из них проводится
по делам, хотя и требующим производства
предварительного следствия, но ввиду
неотложности начатым органами дознания.
В этом смысле дознание представляет
собой процессуальную деятельность
по производству только неотложных, первоначальных,
не терпящих отлагательства следственных
действий по установлению и закреплению
следов преступления. Оно проводится
до вступления в дело следователя, предшествует
предварительному следствию и вместе
с ним образует единую стадию предварительного
расследования по конкретному делу.
По мере постепенного расширения круга
дел, по которым обязательно
Вторая форма
дознания имеет место по делам, по
которым производство предварительного
следствия не считается обязательным.
Перечень этих дел законодателем
неоднократно менялся, имея общую тенденцию
к последовательному
Представлялось
не вполне оправданным сохранение данного
вида предварительного расследования
с созданием специального аппарата
дознавателей, которые фактически имели
примерно те же задачи, что и следователи.
Эти дознаватели имели
Но отсюда не
вытекает вывод о том, что вторая
форма дознания, заменяющая по некоторым
делам предварительное
Информация о работе Орган дознания как субъект Уголовного процесса