Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа
Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств – задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов прокуратуры.
Цель работа: дать понять и разъяснить особенности службы в органах прокуратуры и разъяснить полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности прохождения службы в органах прокуратуры……………6
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В настоящее время, когда
в стране идет процесс укрепления
основ правового государства, значение
органов прокуратуры
Исходя из вышесказанного,
можно отметить, что актуальность
рассматриваемого вопроса связана
с тем обстоятельством, что служба
в органах прокуратуры России служит эффективной реализации
основного предназначения органов прокуратуры
России, надзора за исполнением законов
и обеспечения законности в различных
сферах общественной жизни.
Таким образом, цель настоящей работы
состоит в рассмотрении особенностей
службы органов прокуратуры Российской
Федерации.
Прокурорский надзор, по своей сущности как специфический вид государственной деятельности един. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяют основные направления прокурорского надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1,2,3,4 разд. III. Закона о прокуратуре. Одним из таких направлений является прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из наиболее важных целей и задач прокурорского надзора.
Впервые направление «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» было выделено в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. Это вызвано необходимостью усиления борьбы с участившимися посягательствами на права и охраняемые законом интересы граждан. Однако, по мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправданно. Оно не может осуществляться самостоятельно, обособленно от других отраслей прокурорского надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод человека и гражданина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в общем надзоре, и в надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы.
Против этого можно было бы возразить, сославшись на гл. 2 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в которой специально регулируется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И если есть специальная глава, то должна существовать и самостоятельная отрасль прокурорского надзора. Но такой вывод представляется формальным.
Во-первых, по данному закону прокуратура осуществляет надзор не за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а за исполнением законов.
При выявлении нарушений законности прокуроры должны не только их устранять, но и восстанавливать нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан и других субъектов.
Таким образом, защита прав и свобод человека и гражданина реализуется прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов. Следовательно, специальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не существует. Можно лишь говорить о специальной правозащитной функции прокурорского надзора, которая реализуется во всех его отраслях.
Во-вторых, гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре Российской Федерации, по существу, дублирует гл. 1 того же раздела, посвященную первой отрасли прокурорского надзора. В ней указываются те же субъекты, за исполнением законов которыми осуществляется надзор. В ст. 27 гл. 2 говорится, что прокуроры используют предусмотренные ст. 22 закона полномочия, которые
предоставлены им для осуществления общего надзора. Это еще раз подтверждает отсутствие специальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, ибо при наличии таковой были бы выделены и специальные отраслевые полномочия.
В наше время особенно актуально стал вопрос о защите прав и свобод человека и гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств – задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов прокуратуры.
Цель работа: дать понять и разъяснить особенности службы в органах прокуратуры и разъяснить полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
1. Особенности прохождения службы в органах прокуратуры
Особенности службы в
органах прокуратуры
• требование законности,
выражающееся в соблюдении Конституции
РФ, трудового и другого
• равный доступ граждан к службе и единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
• сочетание гласности
и конфиденциальности при подборе,
расстановке и использовании
кадров органов прокуратуры и
при осуществлении ими государс
• профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающие высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешной реализации функциональных обязанностей; • внепартийность службы;
• стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации. К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся такие элементы, как: правовое положение прокурорских работников, поступление на службу, условия службы, а также прекращение службы. Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством. Закон о прокуратуре по объему прав и обязанностей разграничивает четыре группы прокурорских работников:2
• прокуроры и следователи — лица, занимающие прокурорские и следственные должности (в их число входят заместители прокуроров, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие);
• военные прокуроры и следователи;
• научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры; руководители и другие работники этих учреждений, непосредственно занятые научной и преподавательской деятельностью;
• все другие прокурорские работники, имеющие классные чины (воинские звания). Каждому прокурорскому работнику как государственному служащему предоставляются права:3
• на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
• продвижение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
• объединение в профессиональные союзы;
• обжалование вышестоящему
руководителю и (или) в суд решения
руководителей органов и
• ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме;
• получение бесплатного форменного обмундирования и другие права. К числу основных обязанностей прокурорских работников относятся:
• соблюдение Конституции РФ и других законов; • добросовестное исполнение должностных обязанностей; в соблюдение правил внутреннего трудового распорядка; • сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны; • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных. На прокурорских работников полностью распространяются ограничения, установленные ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». К их числу относятся запреты:
• на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
• избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
• занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
• получение от физических
и юридических лиц
• участие в забастовках;
• выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением специальных случаев и иные запреты. Прокурорам и следователям дополнительно предоставляются полномочия, связанные с выполнением их служебных обязанностей. Так, прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в установленном порядке. Прокуроры при осуществлении возложенных на них функций по надзору за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и других функций вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, иметь доступ к их документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Военные прокуроры и следователи, а также другие офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре. Приобретение правового статуса прокурорских работников связано с моментом поступления лиц на службу в органы прокуратуры. В соответствии со ст. 40.1 Закона о прокуратуре, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: имеет гражданство иностранного государства (в том числе гражданство СНГ); признано решением суда недееспособным или ограничено дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений. Особые требования к приему на службу в органы прокуратуры предъявляются к прокурорам и следователям. Ими могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и пригодные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Кроме того, на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров могут назначаться лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет. Для лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев. Учитывая значимость службы на должности прокурора или следователя, лицо, впервые назначаемое на эти должности, принимает Присягу прокурора (следователя). Принятие особой Присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генерального прокурора РФ. Исходя из централизации системы органов прокуратуры, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, в Законе о прокуратуре определены полномочия по назначению на должность и освобождению от должности прокурорского работника. При этом к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено назначение на должность и освобождение от должности:4
Информация о работе Особенности прохождения службы в органах прокуратуры