Особенности прохождения службы в органах прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств – задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов прокуратуры.
Цель работа: дать понять и разъяснить особенности службы в органах прокуратуры и разъяснить полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности прохождения службы в органах прокуратуры……………6
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина…………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Введение готов.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Об этом в срок не позднее 10 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.

Решение об оставлении без  разрешения жалобы (обращения) принимается  начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя.

Закон представляет прокурору при надзоре полномочия по разъяснению пострадавшим порядка  защиты их прав и свобод. Обусловлено это тем, что помимо порядка судебной защиты прав и свобод, установленного Конституцией РФ (ст. 46), возможны и альтернативные способы защиты нарушенных прав. Такая информация сообщается пострадавшему при следующих ситуациях: при его личном обращении за защитой своих прав в компетентный орган прокуратуры; когда иные варианты восстановления нарушенных прав могут привести к более длительным срокам принятия решения по данному вопросу. В ходе разъяснения прокурору надлежит указать конкретный орган, правомочный восстановить нарушенные права и свободы, в который может обратиться пострадавший, и форму обращения в данный орган. Кроме того, прокурор может разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. При этом прокурор не составляет от имени пострадавшего жалобы в различные инстанции, исковые заявления, иные документы. Он не должен подменять органы, в обязанности которых входит оказание юридической помощи населению, а может лишь разъяснять порядок защиты прав и свобод пострадавшими, т.е. теми, кому непосредственно причинен вред нарушениям их прав и свобод.

Закон обязывает прокурора  не только рассматривать и проводить  проверку жалобы, заявления и иных сообщений о нарушении прав и  свобод, но и вести активную работу по их предупреждению и пресечению, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. При проведении надзорных мероприятий особое внимание обращать на исполнение должностными лицами требований законов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

На основе систематического анализа состояния защиты прав в  поднадзорных органах выделять наиболее неблагополучные, планировать и  проводить работу по профилактике и  предупреждению нарушений прав и  свобод.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина немедленно реагировать, согласно имеющимся полномочиям. Соответствующие меры принимаются  как по результатам рассмотрения конкретных сообщений, так и по материалам обобщения надзорной практики.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

При рассмотрении конкретного  материала прокурор должен обращать особое внимание на выявление признаков преступлений в действиях должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и предприятий, нарушивших права и свободы человека и гражданина. Особенно тщательно в этом плане должны анализироваться данные о нарушениях имущественных, жилищных, трудовых, экологических прав граждан. При установлении оснований для возбуждения уголовного дела оно должно немедленно возбуждаться.

Прокурор, исходя из характера  нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Участие и реагирование прокурора на нарушение прав и свобод человека и гражданина, имеющее характер административного правонарушения, связано с его полномочиями возбуждать такие дела согласно ст. 25.11 КоАП РФ. Кроме того, прокурор вправе передать сообщение о факте правонарушения и материалы проверки в орган, правомочный рассматривать дело, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, личности правонарушителей, оценки условий реального устранения нарушения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

Прокурор предъявляет  и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан лишь в случае, если гражданин по состоянию здоровья (например, если он признан инвалидом по зрению, слуху, немой и т.п.), возрасту (например, он очень стар и беспомощен), недееспособности (если суд признал его таковым) и другим уважительным причинам (например, гражданин выполняет специальное задание за пределами страны) не может сам обратиться в суд. Иски предъявляются в интересах пострадавших в суд или арбитражный суд. Прокурор поддерживает заявленный иск в суде. При предъявлении исков принимаются также меры по обеспечению возмещения причиненного правонарушениями вреда.

Правовые средства прокурорского  реагирования также входят в систему  полномочий, предоставленных прокурору  для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. К данным средствам относятся протест и представление прокурора.

В соответствии с федеральным  законом «О прокуратуре» протест  приносится на правовой акт, нарушающий права человека и гражданина. Правом принесения протеста на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. В нем заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать  определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию.

Законом установлен предельный десятидневный с момента  поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы. Время рассмотрения протеста представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации или органа местного самоуправления исходя из особенностей организации их деятельности приурочивается к ближайшему заседанию коллегиального органа.

Представление готовится  на основе материалов прокурорской проверки по нарушениям прав человека и гражданина и вносится прокурором или его  заместителем. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушений. В представлении отражаются: орган, должностное лицо, которому оно вносится, источники информации об имевших место нарушениях закона, характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий, требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений. Закон говорит о том, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

 

 

Заключение

 

С 1995 г. в законодательстве о прокуратуре предусмотрен новый вид прокурорского надзора: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации»). Отношение к этому виду надзора в юридической литературе неодинаковое. В некоторых учебниках данный вид прокурорского надзора вообще не рассматривается.

По мнению А.Х. Казариной, наличие «специальной главы, посвященной  охране прав и свобод человека и гражданина, отражает реальные позитивные изменения в обществе, усиление правозащитной функции прокуратуры», вместе с тем «не ведет к появлению новой самостоятельной отрасли надзора. Скорее это подотрасль». Однако это не помешало цитируемому автору предусмотреть в другом учебнике самостоятельную главу «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина». Примерно такого же мнения придерживается и доктор юридических наук, профессор Ю.Е. Винокуров. Проф. Д.Н. Бахрах вообще считает данное направление деятельности прокурорского надзора отраслевым.

Однако, по мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправданно. Оно не может осуществляться самостоятельно, обособленно от других отраслей прокурорского надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод человека и гражданина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в общем надзоре, и в надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением законности в местах ограничения и лишения свободы. А.Ф. Козлов относит надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина к комплексным направлениям деятельности прокурорского надзора. Данная точка зрения представляется наиболее убедительной.

Появление данного вида прокурорского  надзора предопределено достаточно распространенной концепцией о приоритете прав и законных интересов личности по отношению к таковым правам и интересам общества и государства, выводимой из содержания статьи 2 Конституции России 1993 г.

Однако профессор О.А. Галустьян на основании систематического толкования ряда норм этой же Конституции РФ (статьи 8, 17, 19, 55) отстаивает иную доктрину, а именно: доктрину обеспечения баланса интересов личности, общества и государства. Доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и государства, активно отстаивается и доктором юридических наук, профессором Р.Х. Якуповым.

При осуществлении своих  полномочий прокуроры не подменяют государственные органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод личности, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Помимо полномочий, осуществляемых в рамках общего надзора, прокурор также имеет и специально предусмотренные для данного вида надзора правомочия: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и обязанностей; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (п. 1 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре»).

В зависимости от характера  совершенного правонарушения (преступление, административное правонарушение, деликт), сопряженного с нарушением прав и свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель соответственно возбуждает уголовное дело, производство об административном правонарушении, исковое производство.

Актами прокурорского  надзора за соблюдением прав и  свобод личности являются протест и представление. Протест на акт, нарушающий права человека и гражданина приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые издали акт, либо обращается в суд. Иначе говоря, речь идет об альтернативном порядке реагирования прокурора. Прокурор и его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений прав и свобод личности в тот орган или тому должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Приказом Генерального прокурора  РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 г. в «документах прокурорского реагирования» предписывается «излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на исполнение требований прокурора» (п. 12).

Подводя итоги, можно сделать  вывод, что защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.

Осуществляя надзор, прокуратура  занимает особое, свойственное специфике  ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия.

В системе прокурорского  надзора надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина занимает особое место, поскольку его цель: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

Информация о работе Особенности прохождения службы в органах прокуратуры